г. Москва |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А41-43947/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от АО "Белая Дача Инжиниринг" - Панцова Е.Ю. по доверенности от 08.09.17 N 8-50; Кондрашкина И.А. по доверенности от 20.03.18 N 17, Лаврентьев Е.Я. по доверенности от 29.05.2018;
от Комитета по ценам и тарифам Московской области - Ляшко Н.А. по доверенности от 29.12.17 N 28, Пчелинцев Д.И. по доверенности от 08.02.18 N 20;
от ОАО "Моэнергосбыт" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ПАО "МОЭСК" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ООО КСК "Белая Дача" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Белая Дача Инжиниринг"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17 ноября 2017 года по делу N А41-43947/17,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по заявлению акционерного общества "Белая Дача Инжиниринг"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области,
при участии в деле третьих лиц: открытого акционерного общества "Моэнергосбыт", открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", общества с ограниченной ответственностью Конно-спортивный клуб "Белая Дача",
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Белая Дача Инжиниринг" (далее - АО "Белая Дача Инжиниринг" заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным решение Комитета, отраженное в выписке из протокола N 4 заседания Правления по ценам и тарифам Московской области от 03.02.2017;
- обязать Комитет возобновить тарифное дело, открытое на 2017-2019 годы и установить АО "Белая Дача Инжиниринг" индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "Моэнергосбыт", ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", ООО КСК "Белая Дача.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 года по делу N А41-43947/17 в удовлетворении заявления отказано (т. 4 л. д. 147-150).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Белая Дача Инжиниринг" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ОАО "Моэнергосбыт", ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", ООО КСК "Белая Дача, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Белая Дача Инжиниринг" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представители Комитета по ценам и тарифам Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей АО "Белая Дача Инжиниринг" и Комитета по ценам и тарифам Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Белая Дача Инжиниринг", являясь собственником объектов электросетевого хозяйства, обратилось в Комитет по ценам и тарифам Московской области с заявлением от 28.12.2016 N 147 об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы (т. 1 л. д. 24-25), приложив необходимый, по мнению заявителя, пакет документов, в том числе договор аренды от 01.12.2016 N 85/3-16 (далее - договор аренды т. 1 л. д. 37-38), заключенный АО "Белая Дача Инжиниринг" и ООО "КСК "Белая Дача".
По результатам анализа представленных материалов, Комитетом подготовлено заключение N 3/2017 Комитет об аффилированности ООО "КСК "Белая Дача" и заявителя через головного акционера АО "Белая Дача", в связи с чем ООО "КСК "Белая Дача" не может быть рассмотрено в качестве стороннего потребителя (т. 1 л. д. 31-33).
В связи с изложенным заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что заявитель не отвечает критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Основываясь на указанном выводе, заинтересованным лицом вынесено решение о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2017 год и об отказе в установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что отражено в выписке из протокола N 4 решения Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 03.02.2017 (т. 1 л. д. 36).
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Белая Дача" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Комитета, отраженное в выписке из протокола N 4 заседания Правления по ценам и тарифам Московской области от 03.02.2017, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила регулирования) установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил регулирования).
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен п. 17 Правил регулирования.
Из материалов дела следует, что общество представило регулирующему органу необходимые документы в соответствии с требованиями Правил регулирования.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. Такие лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии после установления для них тарифа на эти услуги. В соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов. В случае неустановления тарифа владельцы объектов электросетевого хозяйства могут принять решения об объединении с другими владельцами объектов электросетевого хозяйства, взять в аренду (эксплуатацию) или приобрести в собственность дополнительные объекты электросетевого хозяйства; передать в аренду (эксплуатацию) или продать свои объекты электросетевого хозяйства; продолжить эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания) в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6 (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 года N 4145), и не препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Согласно п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года (далее - Основы ценообразования) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт/ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 данных Правил; в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) указанного акта, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, не завершена.
Согласно имеющемуся в материалах дела заключению N 3/2017 по результатам анализа представленных АО "Белая Дача Инжиниринг" документов комитетом по ценам и тарифам выявлено, что с учетом аффилированности АО "Белая Дача Инжиниринг" и единственного потребителя электрической сети, присоединенного к арендуемой линии 0,4кВ по договору от 01.12.2016 N85/3-16 (ООО КСК "Белая Дача"), у заявителя по настоящему делу отсутствуют линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) двух уровней напряжения, используемые для осуществления регулируемой деятельности, в силу чего последний не может быть отнесен к территориальным сетевым организациям (т. 1 л.д. 32-33).
Постановлением N 184 установлены следующие критерии отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям:
- владение на праве собственности или на ином законном основании сроком не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА;
- владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1-20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ;
- отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных;
- наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению;
- наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Материалами дела подтверждается, что заявитель по настоящему делу владеет на праве собственности линиями электропередачи, указанными в пункте 2 Критериев, суммарная протяженность которых по трассе составляет не менее 15 км, проектным номинальным классом напряжения 35кВ, а на праве аренды - кабельными линиями электропередачи, проектным номинальным классом напряжения 0,4 кВ. В качестве доказательства владения обществом линиями электропередачи уровня напряжения 0,4кВ заинтересованному лицу был представлен договор аренды от 01.12.2016 N 85/3-16, согласно которому АО "Белая Дача Инжиниринг" получило в аренду сроком с 01.12.2016 по 31.12.2015 кабельные линии электропередачи проектным номинальным классом напряжения 0,4кВ, соединенные с находящейся в собственности у арендатора трансформаторной подстанцией ТП 296 (т. 1 л.д. 37-38).
При этом ООО КСК "Белая Дача" является единственным потребителем электрической сети, присоединенного к арендуемой линии 0,4кВ по договору от 01.12.2016 N 85/3-16.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом аффилированности АО "Белая Дача Инжиниринг" и ООО КСК "Белая Дача" последнее не является сторонним потребителем, поскольку наличие аффилированности между сторонами тех или иных договорных отношений, не свидетельствует о том, что передача электрической энергии осуществляется на собственные нужды АО "Белая Дача Инжиниринг".
Таким образом, оказание АО "Белая Дача Инжиниринг" услуг другому юридическому лицу - ООО КСК "Белая Дача", является оказанием услуг стороннему потребителю, а не передачей энергии на собственные нужды АО "Белая Дача Инжиниринг".
Согласно Информационному письму Федеральной службы по тарифам N ЕП-7170/12, Министерства энергетики Российской Федерации от 26 июня 2015 года N ВК-7135/09 в случае невозможности разделения оборудования электрической сети предприятия на оборудование, используемое только для собственного потребления электрической энергии, и оборудование, участвующее в процессе передачи электрической энергии субабонентам, проверка соответствия пункту 1 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям осуществляется по суммарной установленной мощности всех таких силовых трансформаторов (МВА), при этом объем (доля) оказанных услуг по передаче электрической энергии субабонентам не учитывается.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что общество полностью соответствует критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и, соответственно, имеет право на установление соответствующего тарифа.
Заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность отказа обществу в установлении для АО "Белая Дача Инжиниринг" тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, решения, действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Общество в качестве мер по устранению нарушения его прав и законных интересов заявило обязание Комитета установить для АО "Белая Дача Инжиниринг" тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год. По мнению суда, заявленный способ не соответствует целям устранения нарушения и не приведет к восстановлению нарушенных прав и в соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен тарифов) в электроэнергетике", Правилами решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2017 года по делу N А41-43947/17 отменить.
Признать недействительным решение Комитета по ценам и тарифам Московской области, оформленное протоколом N 4 заседания правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 03.02.2017.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.