г. Красноярск |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А33-32616/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") - Смирновой Е.А. - представителя по доверенности от 23.01.2018,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Ангарская база комплектации") - Гайсина Д.Д. - генерального директора согласно решения от 15.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангарская база комплектации" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2018 года по делу N А33-32616/2017, принятое судьей Курбатовой Е.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ангарская база комплектации" (ИНН 2407064153, ОГРН 1082420000761, далее - ООО "АБК", ответчик) о взыскании 655829 рублей 84 копеек долга (платы) за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.02.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом при вынесении решения не были определены причины (действия), повлекшие задержку вагонов в пути их следования, а также не была установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшей задержки вагонов в пути их следования; представленные истцом в материалы дела акты общей формы содержат сведения о том, что задержка спорных вагонов осуществлена по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя; в актах общей формы, составленных истцом, информация о всех вагонах, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования включена не была, информацию о занятости путей станции Карабула в спорный период истец также не представил.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность определения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 07.05.2018, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание откладывалось до 30.05.2018.
В судебном заседании представитель ответчика службы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал возражения на доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, согласен с решением суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "АБК", примыкающего к станции Карабула ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика от 21.10.2014 N 3/2940, согласно пункту 1 которого в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N 6 и N 7 ООО "АБК", принадлежащего владельцу, примыкающих стрелочными переводами N 1 и N 3 к пути необщего пользования N 1 ООО "Сибирь-СВ" на станции Карабула ОАО "РЖД".
В силу положений пункта 2 договора границей железнодорожного пути необщего пользования N 6 является острие остряка стрелочного перевода N 1 с одной стороны и острие остряка стрелочного перевода N 3 с другой стороны, напротив которых с правой стороны по направлению движения на железнодорожный путь необщего пользования на расстоянии 3 100 мм от оси пути установлены сигнальные знаки "Граница пути необщего пользования".
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 875,9 м, в том числе принадлежащая владельцу - 875, 9 м (пункт 3 договора).
В соответствии с положениями пункта 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о времени подачи передается уполномоченному представителю владельца не менее чем за 2,0 часа до подачи вагонов представителем перевозчика (приемосдатчиком груза и багажа станции Карабула) по телефону 26-114 и регистрируется в книге уведомлений.
Согласно пункту 8 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом перевозчика в количестве не менее, одновременно поданных на железнодорожный путь необщего пользования вагонов.
При невозможности уборки с железнодорожного пути необщего пользования всех одновременно поданных вагонов по причинам, зависящим от одного из грузоотправителей, грузополучателей или самого владельца, вагоны числятся на ответственном простое каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца до момента получения уведомления об окончании грузовой операции с вагонами, препятствующими уборке всей группы, поданной на железнодорожный путь необщего пользования (пункт 8 договора).
Дополнительным соглашением от 29.04.2016 б/н контрагентами внесены, в том числе следующие изменения в договор от 21.10.2014 N 3/2940:
- название договора изложено в следующей редакции: "Договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования N 6, N 7 ООО "АБК", примыкающих к станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика";
- пункт 1 договора изложен в следующей редакции: "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта РФ", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования N 6 ООО "АБК", принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочными переводами N 1 и N 3 к пути необщего пользования N 1 ООО "Сибирь-СВ" станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД";
- пункт 2 договора изложен в следующей редакции: "Границей железнодорожного пути необщего пользования N 6 ООО "АБК" является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 1, с одной стороны и передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 3 с другой стороны, напротив которых с правой стороны по направлению движения на железнодорожный путь необщего пользования на расстоянии 3 100 мм от оси пути установлены сигнальные знаки "Граница подъездного пути".
Вагоны за номерами 54783741, 56234545, 60336781, 58672957, 61127239, 66150251, 53432803, 53538401, 60071479, 58697749, 56139322, 53125845, 54488630, 52006624, 61058665, 56258353, 58696485, 600585142, 60816667, 62752787, 68006857, 56238835, 53493003, 58685157, 54186770, 68112481, 55763791, 62288568, 55098719, 53831467, 60086634, 61445243, 56411671, 59116897, 67421255, 67531145, 68014547, 68007657 прибыли на станцию назначения с просрочкой доставки. На станции назначения Карабула Красноярской железной дороги 04.05.2017 по прибытию поезда составлены акты общей формы за номерами 15117, 15118, 15119, 15120, 15121, 15122, 15123, 15124, 15125, 15128, 15130, 15281, 15280, 15278, 15277, 15276, 15274, 15273, 15272, 15271, 15270, 15269, 15134, 15131, 15116, 15115, 15114, 15113, 15112, 15111, в которых зафиксировано, что поезд был задержан в пути следования на станциях Новобирюсинская и Гаревой Красноярской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК".
На основании распоряжения от 08.04.2017 N 1354 с 09 час. 50 мин. 08.04.2017 поезд был отставлен от движения на станции Новобирюсинская Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК". Окончание задержки поезда оформлено 14.04.2017 в 08 час. 55 мин. на основании распоряжения перевозчика от 14.04.2017 N 1401.
На основании распоряжения от 14.04.2017 N 1451 с 10 час. 40 мин. 14.04.2017 поезд был отставлен от движения на станции Новобирюсинская Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК". Окончание задержки поезда оформлено 02.05.2017 в 22 час. 03 мин. на основании распоряжения перевозчика от 02.05.2017 N 1527, вагоны прибыли на станцию назначения 03.05.2017.
О задержке вагонов в пути следования на промежуточных станциях и отправлении их со станции задержки, грузополучатель ООО "АБК" уведомлено перевозчиком извещениями от 08.04.2017, 14.04.2017, 02.05.2017.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена истцом согласно накопительным ведомостям за номерами 300626, 300627, 300629, 300630, 300631, 300632, 300633, 300634, 300635, 300636, 300637, 300638, 300639, 300640, 300641, 300642, 300643, 300644, 300645, 300646, 300647, 300648, 300649, 300650, 300651, 300652, 300653, 300654, 300655 на общую сумму 415 756 рублей 48 копеек (с учетом НДС - 18 %).
Вагоны за номерами 53414744, 52992104, 67820530, 54008925, 60051935, 62209069, 60217155, 61561387, 61729232, 59517219, 61658324, 53755856, 54659149, 64397318 прибыли на станцию назначения с просрочкой доставки. На станции назначения Карабула Красноярской железной дороги 15.05.2017 по прибытию поезда составлены акты общей формы за номерами 16913, 16917, 16919, 17012, 17016, 17006, 17009, 16918, 16951, 16952, 16955, 17019, в которых зафиксировано, что поезд был задержан в пути следования на станции Чунояр Красноярской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК".
На основании распоряжения от 26.04.2017 N 1520 с 14 час. 53 мин. 26.04.2017 поезд был отставлен от движения на станции Чунояр Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "АБК". Окончание задержки поезда оформлено 28.04.2017 в 20 час. 39 мин. на основании распоряжения перевозчика от 28.04.2017 N 1502.
Вагоны за номерами 59517219, 61658324, 53755856, 54659149, прибыли на станцию назначения с просрочкой доставки. На станции назначения Карабула Красноярской железной дороги 15.05.2017 по прибытию поезда были составлены акты общей формы за номерами 16951, 16952,16955, в которых зафиксировано, что поезд был задержан в пути следования на станции Каменная речка Красноярской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "АБК".
На основании распоряжения от 01.05.2017 N 1554 с 07 час. 35 мин. 01.05.2017 поезд был отставлен от движения на станции Каменная речка Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК". Окончание задержки поезда оформлено 15.05.2017 в 04 час. 16 мин. на основании распоряжения перевозчика от 15.05.2017 N 1588.
О задержке вагонов в пути следования на промежуточных станциях и отправлении их со станции задержки, грузополучатель - ООО "АБК" уведомлено перевозчиком извещениями от 26.04.2017, 28.04.2017, 01.05.2017, 15.05.2017.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена истцом согласно накопительным ведомостям за номерами 300656, 300657, 300658, 300659, 300660, 300661, 300662, 300663, 300679, 300680, 300681, 300682 на общую сумму 90 756 рублей 16 копеек (с учетом НДС - 18%).
Вагоны за номерами 52555398, 52485489, 62294368, 56078546, 53579066, 59959346, 53122651, 53835823, 52103330, 58697160, 53487021, 61585352, 58375643, 54151931, 58068388 прибыли на станцию назначения с просрочкой доставки. На станции назначения Карабула Красноярской железной дороги 15.05.2017 по прибытию поезда составлены акты общей формы за номерами 16997, 17002, 16921, 16922, 16920, 16933, 16931, 16979, 16924, 16923, 16926, 16927, 16959, 16974, 16996, в которых зафиксировано, что поезд был задержан в пути следования на станциях Чунояр, Каменная речка Красноярской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК".
На основании распоряжения от 22.04.2017 N 1499 с 10 час. 40 мин. 22.04.2017 поезд был отставлен от движения на станции Чунояр Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "АБК". Окончание задержки поезда оформлено 30.04.2017 в 23 час. 00 мин. на основании распоряжения перевозчика от 30.04.2017 N 1511.
На основании распоряжения от 01.05.2017 N 1554 с 07 час. 35 мин. 01.05.2017 поезд был отставлен от движения на станции Каменная речка Красноярской железной дороги по неприему станцией назначения по причинам, зависящим о грузополучателя - ООО "АБК". Окончание задержки поезда было оформлено 15.05.2017 в 04 час. 16 мин. на основании распоряжения перевозчика от 15.05.2017 N 1588.
О задержке вагонов в пути следования на промежуточных станциях и отправлении их со станции задержки, грузополучатель - ООО "АБК" уведомлено перевозчиком извещениями от 22.04.2017, 30.04.2017, 01.05.2017, 15.05.2017.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена истцом согласно накопительным ведомостям за номерами 300664, 300665, 300666, 300667, 300668, 300669, 300670, 300671, 300672, 300673, 300674, 300675, 300676, 300677, 300678 на общую сумму 149 317 рублей 20 копеек (с учетом НДС - 18%).
Претензиями от 01.08.2017 N 10/624-ТЦмю, от 02.08.2017 N 10/633-ТЦмю, от 22.08.2017 N 10/675-ТЦмю истец обратился к ответчику с просьбой оплатить плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в общем размере 655829 рублей 84 копейки в течение 10 дней путем дачи письменного согласия на списание с ЕЛС ответчика указанной суммы.
Данные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения. Доказательства внесения платы в материалы дела не представлены.
Истец, ссылаясь на то, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования до настоящего времени не оплачена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 N 306-ЭС15-1364, пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, учитывая отсутствие доказательств реального намерения решить спор во внесудебном порядке, непринятие ответчиком мер по урегулированию спора, в том числе после подачи иска, судом первой инстанции не усмотрено оснований для признания досудебного порядка урегулирования споров несоблюденным. В этой связи данный довод ответчика правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный, на основании чего ходатайство ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании положений пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было удовлетворено.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В соответствии с положениями части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
При ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины грузополучателя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станциях Новобирюсинская, Гаревой, Чунояр, а также Каменная речка Красноярской железной дороги по неприему железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ООО "АБК" (т.1-3).
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Представленные истцом акты общей формы оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись грузополучателю (от подписи отказался), являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования ввиду неприема их ответчиком подтверждается также памятками приемосдатчика с анализом данных памяток, из содержания которого следует, что ответчиком допускается нарушение норм погрузки / выгрузки вагонов на путях необщего пользования на срок до 5 суток, что является причиной сбоя работы станции и накопления вагонов как готовых к подаче, так и вагонов, следующих на станцию назначения - Карабула Красноярской железной дороги.
Доказательства, достоверно подтверждающие вину иного лица в простое вагонов, в материалы дела ответчиком не представлены (статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С четом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что не доказана вина грузополучателя в неприеме вагонов на станции назначения, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Довод ответчика о том, что спорные вагоны были задержаны в пути следования по причине невывоза перевозчиком - истцом вагонов после завершения грузовой операции с путей необщего пользования, принадлежащих ответчику, правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
В силу положений пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Закрепленная в действующем гражданском праве Российской Федерации свобода договора предусматривает предоставление участникам гражданских правоотношений в качестве общего правила возможности по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в договорные отношения с другими участниками и определять условия таких отношений, а также заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
Положения договора от 21.10.2014 N 3/2940 не содержат согласованных сторонами условий о сроках на уборку вагонов.
В пункте 8 договора стороны предусмотрели, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом перевозчика в количестве не менее, одновременно поданных на железнодорожный путь необщего пользования вагонов.
Из данного пункта также следует, что при невозможности уборки с железнодорожного пути необщего пользования всех одновременно поданных вагонов по причинам, зависящим от одного из грузоотправителей, грузополучателей или самого владельца, вагоны числятся на ответственном простое каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца до момента получения уведомления об окончании грузовой операции с вагонами, препятствующими уборке всей группы, поданной на железнодорожный путь необщего пользования.
Таким образом, в силу согласованных сторонами условий договора вагоны подлежат возврату с железнодорожного пути необщего пользования в том же количестве, в котором были поданы. Перевозчик (истец) лишен возможности убрать фактически погруженные / выгруженные ответчиком выгоны с железнодорожного пути необщего пользования в том случае, если количество вагонов в сформированной группе не является равным количеству вагонов, поданных под погрузку / выгрузку.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ведомости на подачу и уборку вагонов, представленные ответчиком в материалы дела, достоверно не подтверждают факт несвоевременной уборки истцом спорных вагонов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив имеющиеся в настоящем деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вагоны, следовавшие в адрес ответчика, были задержаны и простаивали на путях общего пользования в связи с неприемом их станцией назначения в результате нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, при этом перевозчик о задержке вагонов ответчика известил, акты общей формы составил.
Согласно расчету истца, общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 655829 рублей 84 копеек
Расчет платы произведен истцом исходя из периода простоя вагонов на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика, в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения".
Расчет платы проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере - 655829 рублей 84 копеек.
С учетом изложенного контррасчет ответчика не принимается судом апелляционной инстанции.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами суда по существу спора, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы (ответчика) и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2018 года по делу N А33-32616/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-32616/2017
Истец: ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ООО "Ангарская база комплектации"