г. Владивосток |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А24-4889/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-3256/2018, 05АП-3258/2018
на решение от 20.03.2018, дополнительное решение от 12.04.2018,
судьи Барвинской Л.А.
по делу N А24-4889/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)
к Камчатскому краю в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края (ИНН 4101121190, ОГРН 1084101000048),
Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376)
третьи лица: краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (ИНН 4100012871, ОГРН 1024101035089), ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" (ИНН 4101047637, ОГРН 1024101039038), Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101121182, ОГРН 1084101000037)
о взыскании 237 775 руб.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (далее - МУП "Лотос-М", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края и Министерству финансов Камчатского края (далее - Минфин Камчатского края, ответчик) о взыскании 217 242 руб. расходов на погребение умерших (погибших) за период с января 2015 года по сентябрь 2017 года (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 05.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий".
Определением от 07.11.2017 суд произвел замену ответчиков на Камчатский край в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края и Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 30.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края".
Определением от 30.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - ОПФР по Камчатскому краю).
Решением суда от 20 марта 2018 года требования были удовлетворены частично. С Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос - М" взыскано 139 578 руб. убытков.
Кроме того, дополнительным решением от 12 апреля 2018 суд разрешил вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины с ответчика в размере 4719 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
Не согласившись с судебными актами, Министерство финансов Камчатского края обжаловало их в апелляционном порядке. Ссылаясь на пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", заявитель жалобы указывает, что стоимость услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Однако, суд взыскал с Министерства финансов Камчатского края стоимость услуг по погребению в отношении несовершеннолетних детей, которые не являлись мертворожденными.
Кроме того ссылается, что в отношении расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, Законом о погребении не установлены источники финансирования. По мнению Министерства финансов Камчатского края, в отсутствие определенного источника финансирования расходов по погребению названной категории граждан, реализация Закона о погребении и похоронном деле относится к расходным обязательствам государства, взыскание убытков с Камчатского края в данном случае неправомерно.
Заявитель жалобы также указывает, что сумма, подлежащая взысканию в мотивировочной части решения от 20.03.2018, не совпадает с суммой, указанной в резолютивной части решения.
Минфин Камчатского края считает, что главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении средств, предназначенных для выплат социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению отдельных категорий граждан, является Министерство социального развития и труда Камчатского края.
В отношении дополнительного решения выражает несогласие с взысканными с Минфин Камчатского края расходами по госпошлине.
Истец и иные лица, привлеченные к участию в деле, свое отношение к жалобе не выразили, отзывы не представили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлениями Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.09.2006 N 1838, от 05.02.2007 N 2011 МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе.
01.08.2013 между краевым государственным казенным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (заказчик) и МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (исполнитель) заключен договор N 19-юр (с учетом дополнительных соглашений), согласно которому заказчик возмещает исполнителю стоимость услуг на погребение граждан, если умершие не работали и не являлись пенсионерами и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Срок действия договора установлен по 31.12.2013 и может быть пролонгирован на каждый последующий календарный год.
С 2015 по 2017 года истец оказал услуги по погребению умерших невостребованных лиц на сумму 217 242 руб. (с учетом уточнения). Указанные денежные средства не компенсированы, факт оказания услуг подтверждается справками о захоронении.
Наличие у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением с 2015 по 2017 года погребения невостребованных умерших (погибших), послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.09.2014 N 2298, от 10.07.2015 N 1693, 17.11.2015, N 2593, от 23.10.2015 N 2455, от 19.09.2016 N 1812 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.10.2015 N 2455 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" на 2015 год в размере 19 416 руб. на взрослого и 10 523 руб. на ребенка.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.11.2015 N 2593 утверждена стоимость услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" на 2016 год в сумме 20 533 руб. на взрослого и 10 925 руб. на ребенка.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.09.2016 N 1812 утверждена стоимость услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" на 2017 год в сумме 21 902 руб. на взрослого и 10 334 руб. на ребенка.
Поскольку ответчиком по настоящему спору определены Камчатский край в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края и Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края, следует определить в каких случаях расходы по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как ссылается в своей жалобе Министерство финансов Камчатского края, стоимость услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, помимо указанных в пункт 3 статьи 9 Закона о погребении случаев, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат оплате расходы на погребение невостребованных умерших, при отсутствии оснований для возмещения расходов Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования и Российской Федерацией, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Делая указанный вывод, суд учел следующее.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение таких умерших, которые не востребованы, не указаны.
В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Таким образом, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Данный подход к финансированию таких расходов сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
Как следует из материалов дела, в 2015 году истец понес расходы на погребение невостребованных лиц: Иващенко Валерия Павловича, Ячменева Геннадия Александровича, Радкевича Алексея Адамовича, Тараскина Владимира Яковлевича. Убытки истца, связанные с захоронением невостребованных лиц в 2015 году, составили 77 664 руб.
В 2016 году истец понес расходы на погребение невостребованных несовершеннолетних детей: Долган Элины Сергеевны, Никоновой Александры Михайловны, Фешиной Елизаветы Ильиничны, Титовой Златы Александровны, Шелковникова Артема Евгеньевича, Закуцкой Ирины Романовны, Володина Ивана Николаевича.
Кроме того, родственникам Колесовой Ирины Геннадьевны истец предоставил гарантированный перечень услуг на погребение в размере 20 533 руб.
Расходы, связанные с захоронением в 2016 году составили 97 008 руб. в том числе: 20 533 руб. - 1 взрослый и 76 475 руб. - 7 детей.
В 2017 году истец понес расходы на погребение невостребованных несовершеннолетних детей: Кавав Ангелины Владимировны, Некрасова Никиты Александровича в размере 20 668 руб., а также гражданина Сачивко Н.А. -21 902 руб. Умерший Сачивко Н.А. являлся получателем пенсии по инвалидности через Министерство обороны РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно взыскал расходы на погребение невостребованных лиц, захоронение которых осуществляло МУП:
- в 2016 год в отношении невостребованных несовершеннолетних детей: Долган Элины Сергеевны, Никоновой Александры Михайловны, Фешиной Елизаветы Ильиничны, Титовой Златы Александровны, Шелковникова Артема Евгеньевича, Закуцкой Ирины Романовны, Володина Ивана Николаевича в размере 7*10925 руб.= 76 475 руб.;
- за 2017 год в отношении невостребованных несовершеннолетних детей: Кавав Ангелины Владимировны, Некрасова Никиты Александровича в размере 2*10334 руб.= 20 668 руб..
Довод заявителя жалобы о том, что суд необоснованно взыскал с Министерства финансов Камчатского края стоимость услуг по погребению в отношении несовершеннолетних детей, которые не являлись мертворожденными, коллегией отклоняется, поскольку все эти дети при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, являются невостребованными умершими, и в силу позиции изложенной выше, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации.
Кроме того, суд сделал правильный вывод о том, что за счет Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края подлежат возмещению расходы, понесенные МУП "Лотос-М" при предоставлении родственникам Колесовой И.Г. гарантированного перечня услуг на погребение в размере 20 533 руб., поскольку умершая Колесова И.Г. являлась не работающей и не получала пенсию по старости, то есть на день смерти не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являлась пенсионером.
Итого сумма подлежащая взысканию за счет средств бюджета субъекта составила 117 676 руб.
Однако суд, ошибочно к указанной сумме добавил расходы на погребение умершего военного пенсионера Савичко Н.А. в сумме 21 902 руб., указав, общую сумму подлежащую взысканию за счет бюджета субъекта в размере 139 578 руб., при этом сделав обоснованный вывод, что расходы на погребение Савичко Н.А. подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Данная ошибка стала следствием неверного определения судебных расходов по уплате государственной пошлины, приходящихся на сумму удовлетворенных требований.
В связи с изложенным, решение суда от 20 марта 2018 года и дополнительное решение от 12 апреля 2018 года подлежат изменению.
В части отказа в удовлетворении исковых требований по взысканию расходов на погребение в 2015 году Иващенко Валерия Павловича, Ячменева Геннадия Александровича, Тараскина Владимира Яковлевича в сумме 3*19416 руб.=58 248 руб., а также исковых требований о возмещении расходов на захоронение Радкевича Алексея Адамовича в сумме 19 416 руб. за 2015 год, апелляционный суд решение не пересматривает, так как судебный акт в указанной части не обжалуется Министерством финансов Камчатского края.
Что касается определения органа исполнительной власти, выступающего от имени субъекта Российской Федерации в спорных отношениях, суд обоснованно учел, что спорные средства подлежат взысканию с публично-правового образования Камчатского края за счет казны соответствующего публично-правового образования, органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края, является Министерство финансов Камчатского края.
Министерство социального развития и труда Камчатского края полномочиями выступать от имени казны края не наделено, в связи с чем требования истца, заявленные к министерству социального развития и труда не подлежат удовлетворению. Кроме того, из бюджета края указанному Министерству денежные средства на погашение спорных расходов, связанных с захоронением невостребованных умерших, не выделялись.
Доводы заявителя жалобы о том, что главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации является Министерство социального развития и труда Камчатского края, не основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
При подаче искового заявления истец оплатил государственную пошлину в сумме 7 755 руб. Госпошлина по настоящему иску с учетом уточнения требований составила 7 345 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в размере 410 руб.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства финансов Камчатского края пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.03.2018 и дополнительное решение от 12.04.2018 по делу N А24-4889/2017 изменить.
Принять заявление истца об уменьшении размера иска до 217 242 руб.
Взыскать с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос - М" 117 676 (сто семнадцать тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей убытков, а также 3 979 (три тысячи девятьсот семьдесят девять) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос - М" из федерального бюджета 410 (четыреста десять) руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.08.2017 N 696.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.