город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2018 г. |
дело N А53-28979/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель Ларцева А.Н. по доверенности от 01.02.2017, паспорт;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области - Абрамова Н.В. по доверенности от 20.09.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.01.2018 по делу N А53-28979/2017, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области
при участии третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области
о признании недействительным решения N 9 от 01.08.2017; о возложении обязанности возвратить взысканные суммы страховых взносов; о возложении обязанности уплатить проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (далее - управление, пенсионный фонд) от 01.08.2017 N 9; о возложении обязанности возвратить взысканные суммы страховых взносов; о возложении обязанности уплатить проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2018 признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области N 9 от 01.08.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области произвести возврат Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" излишне уплаченных страховых взносов в сумме 151 877 руб. 49 коп. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 руб. В остальной части заявленных требований, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выплата работникам компенсации при увольнении по соглашению сторон, даже если она прописана в дополнительном соглашении к трудовому договору, положении об оплате труда, коллективном договоре, превышающими 3-х кратный размер среднемесячного заработка, подлежит обложению страховыми взносами. Действующим законодательством РФ гарантированная плательщиком страховых взносов выплата компенсации затрат работника на занятия физкультурой и услуги фитнес-центров не предусмотрена. Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее 1 года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 04.06.2018 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С в отпуске, в составе суда в порядке ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области в период с 25.05.2017 по 22.06.2017 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты - Северо-Кавказской дирекцией здравоохранения - структурным подразделением Центральной дирекции здравоохранения - филиала ОАО "РЖД" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых вносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 26.05.2014 по 31.12.2016.
В ходе проверки проведенной в Северо-Кавказской дирекции здравоохранения - структурном подразделении Центральной дирекции здравоохранения - филиала ОАО "РЖД" выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах пункта 1 статьи 47 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2017 N 15, в котором отражено следующее:
- занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых вносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 455 528 рублей 63 копейки на сумму следующих выплат:
- поощрения за добросовестный труд при выходе на пенсию, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка:
в марте 2015 года Бацека З.П. - 9570,39 руб.; в сентябре 2016 года Овсянникова СЛ. - 153700,50 руб.; в сентябре 2016 года Цуканова Н.В. - 127380,09 руб.; в сентябре 2016 года Колесниченко Т.Г. -141 805,65 руб.
- стоимости услуг по обеспечению проведения занятий физической культурой и спортом:
в июне 2016 года Лукашова Л.Н. - 9272,00 руб.
- стоимости медицинских услуг по компенсируемому социальному пакету: в августе 2016 года Лукашова Л.Н. - 13800,00 руб.
В результате, сумма неуплаченных страховых взносов составила 123 448 рублей 26 копеек. За несвоевременное перечисление страховых взносов в результате занижения базы начислены пени в размере 3 739 рублей 58 копеек. За неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы начислен штраф в сумме 24 689 рублей 65 копеек.
Исходя из данного расчета, сумма среднего трехмесячного заработка составляет 148 273 рубля 62 копейки. В связи с этим в 2015 году данная сумма в базу для расчета страховых взносов не была включена.
Таким образом, пенсионным фондом сделан вывод о том, что расходы при выходе на пенсию, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка, по обеспечению проведения занятий физической культурой и спортом, стоимости медицинских услуг по компенсируемому социальному пакету - доходом в натуральной форме, которые являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В связи с выявленными нарушениями пенсионным фондом вынесено решение N 9 от 01.08.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Не согласившись с решением пенсионного фонда N 9 от 01.08.2017, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения N 9 от 01.08.2017, о возложении обязанности возвратить взысканные суммы страховых взносов, о возложении обязанности уплатить проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требования закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.7.1999 N 165-ФЗ, Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Из приведенных положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Апелляционной коллегией при рассмотрении настоящего дела установлено, что между трудовым коллективом (работники) и администрацией (работодатель) общества "Российские железные дороги" в 2014-2016 годах был заключен коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения работников и работодателя. В том числе, коллективным договором предусматривались меры социальной и корпоративной поддержки работников акционерного общества.
В соответствии с положениями коллективного договора на 2014-2016 годы акционерным обществом в указанном периоде была произведена компенсация затрат работников на занятия физической культурой (пункт 5.3.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016 годы); медицинских услуг по компенсируемому социальному пакету (пункт 5.3.12 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016 годы) в общей сумме 23 072 руб.
В материалы дела представлен коллективный договор общества "Российские железные дороги" на 2014-2016 годы, из содержания которого следует, что частичная компенсация стоимости занятия физической культурой и спортом, медицинских услуг по компенсируемому социальному произведена на основании положений коллективного договора. Основанием выплат являлись такие обстоятельства, как осуществление расходов на занятие физической культурой и спортом, и на медицинские услуги по компенсируемому социальному пакету.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что спорные выплаты на занятие физической культурой и спортом и на медицинские услуги по компенсируемому социальному пакету не являются элементом оплаты труда, поскольку они не зависят от количества, качества труда, не предусмотрены системами оплаты труда в акционерном обществе, а направлены на социальную поддержку работников, нуждающихся в занятиях физической культурой и спортом и медицинских услугах по компенсируемому социальному пакету.
В указанной связи судом первой инстанции области обоснованно сделан вывод о неправомерности включения сумм предусмотренных локальным нормативным актом акционерного общества компенсаций сотрудникам в страховую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, так как данные выплаты не связаны с оплатой труда работников, в связи с чем, оснований для доначисления обществу страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по данным основаниям у фонда не имелось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда области о необходимости удовлетворения требований общества "Российские железные дороги" в отношении признания незаконным доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в общей сумме 6 252,51 руб.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 304-КГ16-19035, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2016 N А45-4490/2016.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "Российские железные дороги" страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, у фонда не имелось также и оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 277,85 руб. (117,12+27,15+108,44+25,14)
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Поскольку материалами дела доказано, что страхователем не занижалась база для исчисления страховых взносов и не допускалось неправильного исчисления страховых взносов, в том числе, по причине применения пониженного тарифа страховых взносов, то у фонда не имелось оснований для привлечения его к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 1 250,50 руб.(407,97+94,57+607,2+140,76)
Оценивая обоснованность доначислений, произведенных на сумму не принятых Пенсионным фондом расходов на выплату поощрений за добросовестный труд при выходе на пенсию, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка: в марте 2015 года Бацека З.П. - 9570,39 руб.; в сентябре 2016 года Овсянникова СЛ. - 153700,50 руб.; в сентябре 2016 года Цуканова Н.В. - 127380,09 руб.; в сентябре 2016 года Колесниченко Т.Г. -141 805,65 руб. в общей сумме 432 456,63 руб., апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что выплаты за добросовестный труд при выходе на пенсию, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка, не являются объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 308-КГ-971, несмотря на то, что установленный главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации перечень гарантий и компенсаций, подлежащих выплате работникам при расторжении трудового договора, не включает такие выплаты как выходное пособие в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, часть 4 статьи 178 Кодекса позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению страховыми взносами.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189 законодатель, принимая закон в таком виде, исходил из того, что выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами. При этом до 01.01.2015 это не зависело от сумм таких выплат.
Министерство Труда письмом от 21.07.2016 N 17-4/В-283 разъяснило, что все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые при расторжении трудового договора по соглашению сторон, не подлежат обложению страховыми взносами в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, а при увольнении работника из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, не превышающей шестикратный размер среднего месячного заработка.
Суммы компенсационных выплат при увольнении, превышающие, соответственно, трехкратный размер среднего месячного заработка и шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 5.3.4 действующего в компании коллективного договора производятся выплаты единовременного поощрения за добросовестный труд в зависимости от стажа работы в Компании и в организациях федерального железнодорожного транспорта лицам, уволенным по собственному желанию в первые в связи с выходом на пенсию мужчинам в зависимости от стажа свыше 35 лет, женщинам - свыше 30 лет в размере шести среднемесячных заработков.
В суде апелляционной инстанции представители пенсионного фонда пояснили, что были доначислены страховые взносы на сумму, превышающую трехкратный размер среднемесячного заработка работников, в связи с выходом на пенсию, в размере -117195,75 руб., пени-3461,73 руб., штраф -23739,15 руб.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области от 01.08.2017 N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки по страховым взносам на суммы, превышающие трехкратный размер среднемесячного заработка работников, в размере 117195,75 руб., пени в размере 3461,73 руб., штрафа в размере 23739,15 руб. является законным, в этой части в заявленных требований обществу следует отказать.
В отношении заявленных требований о возврате излишне уплаченных страховых взносов судебная коллегия основывается на следующем.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - закон N250-ФЗ) передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 закона N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 19 закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются пенсионным фондом и подлежит применению порядок, установленный законом N 212-ФЗ.
Согласно ст. 20 закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
По мнению апелляционного суда, из положений указанных статей 19-21 и иных положений закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области принять решение о возврате Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" излишне уплаченных страховых взносов в сумме 7 780,86 руб., направить его в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области.
В части взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области государственной пошлины в размере 3000,00 руб. решение следует оставить без изменения.
Поскольку требование общества по настоящему делу носит неимущественный характер, то при распределении судебных расходов не могут применяться положения абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие пропорциональное распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным частично заявления об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа, судебные расходы подлежат возмещению этим органом в полном размере.
Указанная позиция основывается на позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, от 22.01.2018 N 309-КГ17-20698 по делу N А71-5995/2017.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2018 по делу N А53-28979/2017 изменить.
Пункт первый решения изложить следующей редакции: признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области от 01.08.2017 N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 6252,51(шести тысяч двести пятидесяти двух рублей пятидесяти одной копейки) руб., пени в размере 277,85 (двухсот семидесяти семи рублей восьмидесяти пяти копеек) руб., штрафа в размере 1250,50 (одной тысячи двухсот пятидесяти рублей пятидесяти копеек) руб.
Пункт второй решения изложить в следующей редакции: обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области принять решение о возврате открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" излишне уплаченных страховых взносов в сумме 7780,86 руб. (семи тысячи семисот восьмидесяти рублей восьмидесяти шести копеек).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2018 по делу N А53-28979/2017 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28979/2017
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. БАТАЙСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Ростовской области, ОАО Филиал "РЖД"- Северо-Кавказская дирекция здравоохранения