г. Самара |
|
06 июня 2018 г. |
А55-25147/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинеле и муниципальном районе Кинельский Самарской области - представитель не явился, извещен,
от индивидуального предпринимателя Волковой Елены Александровны - представителя Солосиченко И.А. (доверенность от 12.10.2017),
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представителя Мойсеевич В.С. (доверенность от 23.01.2018 N 12-09/011@),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинеле и муниципальном районе Кинельский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2018 года по делу N А55-25147/2017 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Волковой Елены Александровны (ИНН 635000202957, ОГРН 310635027000026), Самарская область, с. Красносамарское,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинеле и муниципальном районе Кинельский Самарской области (ИНН 6350010670, ОГРН 1066350006524), Самарская область, г. Кинель,
третьи лица: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, г. Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области, Самарская область, г. Кинель, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий (бездействий) государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волкова Елена Александровна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просила признать незаконными бездействия УПФ РФ (ГУ) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области, выразившиеся в отказе ИП Волковой Е.А. произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014-2016 гг. в сумме 340 078, 51 руб.; обязать УПФ РФ (ГУ) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Волковой Е.А.; обязать УПФ РФ (ГУ) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области принять решение - возвратить из бюджета ИП Волковой Е.А. излишне уплаченные ею страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014-2016 гг. в сумме 340 078,51 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, г. Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Самарской области, Самарская область, г. Кинель, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области, выразившиеся в отказе заявителю - индивидуальному предпринимателю Волковой Елене Александровне произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 - 2016 годы в сумме 340 078 руб. 51 коп. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2014-2016 годы в сумме 340 078 руб. 51 коп.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2018 года по делу N А55-25147/2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Податель жалобы указывает, что в целях определения размеров страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, расходы, предусмотренные ст.34.616 НК РФ в этих случаях не учитываются.
В материалы дела поступили отзывы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, а также Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, в которых третьи лица апелляционную жалобу заинтересованного лица поддержали, просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2018 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие уполномоченного представителя.
В судебное заседание апелляционного суда представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области не явился, заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу заинтересованного лица поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в период до 01.01.2017, ИП Волкова Е.А. являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При этом ИП Волкова Е.А. находится на упрощенной системе налогообложения, что подтверждается объяснениями лиц, участвующими в деле и представленными налоговыми декларациями по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
На протяжении 2014-2016 годов ИП Волковой Е.А. было перечислено в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: за 2014 год - 138627,84 руб., за 2015 года - 130419,98 руб., за 2016 год - 143638,5 руб., что подтверждается представленными в дело платежными поручениями (л.д. 22 - 27).
ИП Волкова Е.А. 04.08.2017 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области с заявлением исх. N 4 о перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016 годы в сумме 340 078, 51 руб. с обоснованием и приложением копий налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д. 28-30).
Управление, рассмотрев данное заявление, направило заявителю письмо исх. от 15.08.2017 N 5905 об оставлении заявления ИП Волковой Е.А. без исполнения, ссылаясь на то, что положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27П применимы только для определения дохода индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих общую систему налогообложения в соответствии со ст. 227 НК РФ и уплачивающих НДФЛ. В целях определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (л.д. 31).
Полагая, что бездействие Управления по непринятию решения и отказу в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов по заявлению предпринимателя является неправомерным, ИП Волкова Е.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области допущено бездействие, выразившееся в отказе заявителю - индивидуальному предпринимателю Волковой Е.А. произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 - 2016 годы в сумме 340 078, 51 руб.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (п. 27).
Данный вывод также соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359.
Согласно данным налогового органа и представленных деклараций, ИП Волкова Е.А. в 2014-2016 годах применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, в целях определения фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях за 2014, 2015 и 2016 годы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что орган пенсионного фонда исчислил подлежащую уплату сумму страховых взносов за 2014-2016 годы исходя только из доходов без учета произведенных заявителем и отраженных в декларации расходов.
Заявитель, определяя сумму страховых взносов за 2014-2016 годы, наряду с фиксированным платежом, исчислил и уплатил страховые взносы в размере 1 % от суммы дохода, превысившего 300 000 руб. При этом при определении суммы страховых взносов сумма дохода ошибочно определялась без учета расходов.
Между тем, с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27- П, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (п. 27), Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359, ИП Волковой Е.А. должны были быть исчислены и уплачены за 2014-2106 годы страховые взносы в размерах, отраженных в расчете, представленном предпринимателем (т.1 л.д.32), и описанных в обжалуемом решении суда.
По расчету предпринимателя излишне уплаченные ею страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014-2016 гг. составляют. 340 078,51 руб.
Расчет предпринимателя не оспорен лицами, участвующими в деле, каких либо возражений, контррасчета не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об излишней уплате предпринимателем страховых взносов за 2014 год в размере 115187,41 руб., за 2015 год в размере 106448,38 руб. и за 2016 год в размере 118442,72 руб. Всего переплата по страховым взносам составила 340078,51 руб., что соответствует сумме, заявленной к возврату заявителем в Управление и расчету, представленному в суд.
Расчет сумм страховых взносов не оспорен налоговыми органами и заинтересованными лицами, признан верным.
С учетом изложенного, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014 - 2016 годы в общем размере 340078,51 руб. подтверждается материалами дела, доказательств наличия у заявителя недоимки по страховым взносам не представлено, то Управление обязано было принять меры к перерасчету страховых взносов и вынесению решения по возврате данной суммы по заявлению предпринимателя, у Управления отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты, однако, Управлением было допущено спорное бездействие, которое является незаконным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городском округе Кинель и муниципальном районе Кинельский Самарской области, выразившегося в отказе заявителю - индивидуальному предпринимателю Волковой Е.А. произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 - 2016 годы в сумме 340 078, 51 руб., подлежит удовлетворению на основании ст. 201 АПК РФ, поскольку оспариваемое бездействие Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в случае удовлетворения заявления должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно доводам налоговых органов, с учетом положений ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, Письмом ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФРФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ соответствующих полномочий налоговым органам" Инспекция и Управление являются лишь исполнителями решений органов ПФР о возврате излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, поэтому вопреки доводам ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городском округе Кинеле и муниципальном районе Кинельский Самарской области не могут быть соответчиками по делу.
С учетом уточнения заявленных требований заявитель просит в порядке устранения нарушений его прав и законных интересов обязать принять решение о возврате ему излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно п. 8 Совместного Письма ПФ РФ N НП-30-26/15844, ФНС России N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 "Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой "182"" при поступлении в территориальный налоговый орган заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, территориальный налоговый орган оставляет указанное заявление без рассмотрения и направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика страховых взносов, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика страховых взносов, поскольку в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР.
В рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (далее - Закон N 25-ФЗ) приказом ГУ Отделение ПФР по Самарской области от 23.01.2017 N 33 утвержден Порядок осуществления возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов производится с учетом заключения комиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов, связанных с вынесением заключения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов, на основании решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, которое в срок не позднее одного рабочего дня после его принятия направляется в Управление ФНС России по Самарской области.
Аналогичный порядок предусмотрен и Порядком осуществления возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, утвержденным Приказом ГУ ОПФР о Самарской области от 10.01.2018 N 2.
Следовательно, в данном случае органами, полномочным принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года являются именно Управление и Отделение фонда.
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды. Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359, постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 N 02АП-6574/2017 по делу N А28-657/2017.
С учетом изложенного, на основании ст. 201 АПК РФ суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городском округе Кинеле и муниципальном районе Кинельский Самарской области и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2014-2016 годы в сумме 340 078 руб. 51 коп.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают и приведены без учета позиций, изложенных в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (п. 27), Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и др.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2018 года по делу N А55-25147/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.