г. Красноярск |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А74-17513/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аскизском районе
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" марта 2018 года по делу N А74-17513/2017, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аскизском районе Республики Хакасия ИНН 1905007526, ОГРН 1021900756998 (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Электротехнические работы" ИНН 1905000337, ОГРН 1021900757790 (далее - общество, ответчик) о взыскании 23 000 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за апрель 2017 года.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" марта 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что исходная формы СЗВ-М за апрель 2017 года была сдана ответчиком по истечении срока 16.05.2017, отчетность за май 2017 года была сдана ответчиком 10.05.2017, отчетность за май 2017 года в июне 2017 года ответчиком не сдавалась.
Также фонд указывает, что отменяющая форма СЗВ-М за май 2017 подана обществом не была, иного способа исправления ошибки в месяце сдачи отчетности законодательством не предусмотрено, кроме как подачи отменяющей формы при обнаружении ответчиком ошибки с целью самостоятельного устранения ошибки. В результате ошибка в отчетности обществом исправлена не была, доказательства попыток исправления ошибки в отчетности ответчиком не представлены.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили. От фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществом 10.05.2017 в фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - исходная) за апрель 2017 года с ошибочным указанием отчётного периода - "05-май" (дата поступления сведений подтверждается положительным протоколом входного контроля от 10.05.2017, протоколом проверки от 10.05.2017, извещением о доставке от 10.05.2017, реестром документов).
Обществом 16.05.2017 повторно представлены в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы - исходная) за апрель 2017 года (дата поступления сведений подтверждается положительным протоколом входного контроля от 16.05.2017, протоколом проверки от 16.05.2017, извещением о доставке от 16.05.2017 и реестром документов).
В письме от 20.06.2017 N 04-17/729п фонд сообщил страхователю о выявленном нарушении срока представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2017 года, а также о времени и месте составления и подписания акта камеральной проверки: 04.07.2017 в 10 час. 00 мин. по адресу: с. Аскиз, ул. Суворова, 2, каб. 128. Указанное письмо получено страхователем 22.06.2017, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 03742.
Управлением 04.07.2017 составлен акт N 014S18170002555 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования (согласно почтовому уведомлению N 03198 получен обществом 06.07.2017).
В указанном акте зафиксирован факт нарушения страхователем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в отношении 46 застрахованных лиц при предоставлении сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года и предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с несвоевременностью представления сведений. Также в данном акте указано о его рассмотрении с учётом представленных страхователем документов в 10-00 часов 01.08.2017.
По результатам рассмотрения акта от 04.07.2017 N 014S18170002555 в отсутствие представителя общества фондом принято решение от 01.08.2017 N 014S19170002384 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 23 000 рублей.
Копия решения от 01.08.2017 N 014S18170002555 направлена страхователю заказным почтовым отправлением и получена им 15.08.2017 (уведомление о вручении почтового отправления N 03381).
На основании решения от 01.08.2017 N 014S18170002555 фондом 22.08.2017 выставлено требование N 014S01170147651, в котором страхователю предложено в срок до 11.09.2017 добровольно уплатить финансовую санкцию в размере 23 000 рублей.
Требование направлено в адрес общества заказным почтовым отправлением и получено им 01.09.2017 (уведомление о вручении почтового отправления N 05864).
В установленный срок требование от 22.08.2017 N 014S01170147651 обществом не исполнено.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-15834/2017 16.11.2017 отменён судебный приказ от 01.11.2017, которым с общества в пользу фонда взыскан штраф в сумме 23 000 рублей.
В связи с неисполнением требования об уплате финансовой санкции фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества 23 000 рублей штрафа.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Управлением не было допущено нарушений процедуры рассмотрения акта от 04.07.2017 N 014S18170002555, так как общество было уведомлено о месте и времени подписания акта от 04.07.2017 N 014S18170002555, ему была обеспечена возможность в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в фонд письменные возражения.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что общество своевременно представило отчёт по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, а затем самостоятельно исправило допущенную ошибку в указании отчётного периода, в связи с чем у фонда отсутствовали основания для применения привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ, статьи 1 Закона N27-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.
Статьёй 5 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьёй 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определённых настоящим Федеральным законом, в том числе по их учётным данным.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года приходился на 15.05.2017.
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно абзацам 8, 10 пункта 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищённого электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений отправитель отчёта должен получить в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный электронной цифровой подписью органа Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Как установлено судом первой инстанции, сведения о застрахованных лицах за апрель 2017 года по форме СЗВ-М были поданы обществом в фонд 10.05.2017 в электронном виде, то есть в пределах установленного срока.
При подготовке сведений по форме СЗВ-М за апрель 2017 года обществом была допущена ошибка: в качестве отчётного периода вместо апреля неверно был указан май, в результате чего сведения отобразились как поданные за май 2017 года, что не соответствовало действительности. Вместе с тем, отчёт фондом принят без замечаний.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что на момент подачи данного отчёта срок предоставления сведений за май 2017 года - следующий отчётный период - еще не наступил, сам отчётный период, который равен календарному месяцу (в данном случае май 2017 года), еще не закончился, соответственно, у заявителя еще отсутствовала необходимость представления сведений за май 10.05.2017, а также полнота персонифицированных сведений (до конца мая могли быть заключены трудовые договоры (контракты) и гражданские договоры с физическими лицами, в отношении которых подлежали сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Данные обстоятельства подтверждают ошибочный характер указания мая как отчётного периода сведений по форме СЗВ-М, поданных в управление 10.05.2017.
Обнаружив допущенную ошибку, общество самостоятельно приняло меры к её исправлению, сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 года были повторно направлены в фонд 16.05.2017.
Принятая фондом 16.05.2017 отчётность с исправлением месяца идентична отчётности, представленной 10.05.2017.
Учитывая данные обстоятельства, арбитражный суд пришёл к верному выводу, что фондом необоснованно не был принят отчёт по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, поступивший 10.05.2017, ввиду очевидности допущенной описки, поскольку установленный срок для направления отчётности - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (месяцем).
Ошибочное указание в отчёте периода ("05" - май вместо "04" - апрель) не является основанием для начисления штрафа за непредставление отчёта.
Согласно доводам апелляционной жалобы исправление указанной ошибки возможно только путем подачи отменяющей формы до истечения срока предоставления отчетности (в рассматриваемом случае не позднее 10 мая 2017 года), после указанной даты техническая возможность принятия отменяющей формы отсутствует.
Сам по себе тот факт, что отчетность за май 2017 года страхователем повторно в июне 2017 года не представлялась, не свидетельствует об отсутствии ошибки.
Представитель общества пояснил, что в данном случае общество следовало разъяснениям специалиста фонда, который пояснил, что представлять отчетность за май 2017 года не нужно, если ее содержание не меняется.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что непредставление отчетности за май 2017 года не является основанием взыскания с общества заявленной по настоящему делу финансовой санкции.
При рассмотрении акта от 04.07.2017 N 014S18170002555 фонд, располагая информацией о предоставлении страхователем последующей отчетности (за июнь 2017 года), свидетельствующей о продолжении организации деятельности, обязан был выяснить фактические обстоятельства представления обществом спорной отчётности и, установив, что данная отчётность представлена за апрель 2017 года, принять решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В связи с этим не принимается ссылка фонда на пункт 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ о возможности представления отчетности за текущий период в случае ликвидации организации-страхователя.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", которое действовало на момент принятия фондом решения о привлечении страхователя к ответственности, прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями, и разъяснил возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-З, если страхователь самостоятельно выявил и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае самостоятельного исправления страхователем ошибки установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
С учётом вышеизложенного суд первой инстанции правильно признал, что фондом не доказано наличие оснований для взыскания с общества 23 000 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за апрель 2017 года по требованию от 22.08.2017 N 014S01170147651.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Между тем, к апелляционной жалобе приложено платежное поручение об уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" марта 2018 года по делу N А74-17513/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Аскизском районе из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 19.04.2018 N 518403.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.