г. Киров |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А82-9641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Кормщиковой Н.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клименко Ю.И.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Ивановской области:
представителей УФНС России по Ярославской области Шевченко Т.В., Краснощековой М.В., действующих на основании доверенности от 16.01.2018, от 21.12.2017.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2018 по делу N А82-9641/2017 Б/385, принятое судом в составе судьи Савченко Е.А.,
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (ИНН 7607021043, ОГРН 1047600431966)
о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района (ИНН 7621006992, ОГРН 1067627030723),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - МИФНС N 7 по Ярославской области, заявитель, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района (далее - МУП ЖКХ "Заволжье", должник) и включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 13 392 923 руб. 25 коп., в том числе 3 063 257 руб. 37 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 3 848 723 руб. 55 коп. - НДФЛ, 2 632 215 руб. 91 коп. - основные платежи, 3 610 091 руб. 82 коп. - пени, 238 634 руб. 60 коп. - штраф.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2018 заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области о признании несостоятельным (банкротом) МУП ЖКХ "Заволжское" признано обоснованным, в отношении МУП ЖКХ "Заволжское" введена процедура наблюдения; в реестр требований кредиторов должника включено требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области: в состав второй очереди в сумме 6 489 020 руб. 43 коп. основного долга, в состав третьей очереди: 2 280 558 руб. 20 коп. - основной долг, 3 610 091 руб. 82 коп. - пени и 24 542 руб. 93 коп. - штраф; в остальной части в удовлетворении требования отказано.
МУП ЖКХ "Заволжское" с принятым определением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2017 по делу N А82-9642/2017 Б/385 о банкротстве МУП ЖКХ "Заволжское" отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что МУП ЖКХ "Заволжское" является ресурсоснабжающей организацией предоставляющей услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.11.2017 г. N 334. В связи с тем, что должник является единственной организацией на территории сельского поселения Красный Профинтерн, которая предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, а также отопления в д. Заболотье, д. Грешнево и с. Диево - Городище, фактически МУП ЖКХ "Заволжское" в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Так как МУП ЖКХ "Заволжское" по факту является субъектом естественной монополии, то положения пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О несостоятельности "банкротстве" на него не распространяются в виду наличия в законе специальной нормы, которая гласит, что субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности "банкротстве"). Согласно пункту 6 части 1 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд выносит определение со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. Считает, что суд первой инстанции не правильно применил нормы материального права.
ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву указывает, что МУП ЖКХ "Заволжское" не владеет имуществом, необходимым для оказания услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. МУП ЖКХ "Заволжское" не включено в реестр естественных монополий, но при этом обладает критериями несостоятельности (банкротства) по признакам, определенным в статье 197 Закона о банкротстве. Задолженность МУП ЖКХ "Заволжское" составляет 13 392 923,25 руб. Некрасовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Ярославской области в ответ на запрос инспекции о ходе исполнительного производства сообщил, что на исполнении находится сводное исполнительное производство N 138/11/15/76СД, состоящее из 55 исполнительных производств о взыскании задолженности с МУП ЖКХ "Заволжское" на сумму 22 192 930,36 руб., остаток задолженности по сводному исполнительному производству составляет 14 087 939,24 руб. В ходе исполнения сводного исполнительного производства имущества подлежащего акту описи и ареста 1,2 и 3 очереди не установлено. В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем одни миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При подготовке заявления в арбитражный суд о признании МУП ЖКХ "Заволжское" несостоятельным (банкротом) должником предоставлена расшифровка дебиторской задолженности по состоянию на 01.06.2017 на сумму в размере 10 164 969,97 руб. В ходе анализа организации-дебиторов установлено: - ООО "Вятское" имеющее задолженность перед должником в размере 190 700,49 руб., исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа; ООО "Заволжское коммунальное предприятие", имеющее задолженность в размере 604 416,57 руб., находится в процессе конкурсного производства с 20.03.2017; задолженность населения перед должником составляет 7 339 263,20 руб., взыскание которой затруднительно; задолженности АО "Яркоммунсервис" и МУП КДЦ сельского поселение Красный Профинтерн составляет 2 335 175,29 руб. Таким образом, суммы дебиторской задолженности не достаточно для погашения задолженности МУП ЖКХ "Заволжское" перед уполномоченным органом. Просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 26.04.2018 до 11 час. 15 мин., до 07.06.2018 до 10 час. 30 мин.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда производились замены: 26.04.2018 судьи Сандалова В.Г. (по причине нахождения в отпуске) на судью Кормщикову Н.А., 06.06.2018 судьи Пуртовой Т.Е. (по причине ухода в отставку) на судью Сандалова В.Г.
Судебное заседание проводится в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебное заседание обеспечена явка представителей ФНС России, поддерживают доводы, изложенные в отзыве
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.02.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.02.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта только в обжалуемой части.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, сам факт наличия задолженности и ее размер в сумме, включенной в реестр требований кредиторов должника, МУП ЖКХ "Заволжское" не оспаривается.
Единственным доводом апелляционной жалобы является указание на необходимость применения к банкротству должника положений параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве, устанавливающего особенности банкротства субъектов естественных монополий.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 7 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
У уполномоченного органа в силу названного пункта возникло право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, поскольку с даты принятия решений налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (абзац 2 пункта 3 статьи 6 Закона) прошло тридцать дней.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 указанного закона, обосновано и не удовлетворено на дату заседания суда, суд выносит определение о введении в отношении должника наблюдения.
По пункту 2 статьи 33 Закона Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем в параграфе 6 главы IX Закона о банкротстве установлены особенности банкротства субъектов естественных монополий определены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В статье 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определен порядок обращения взыскания на имущество должника-организации.
Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 94 выше названного закона обращение взыскания на имущество производится:
в первую очередь на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Следовательно, при оценке судом возможности применения в каждом конкретном случае параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве, необходимо установить относится ли должник к числу субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей указанного Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу абзаца 2 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а под естественной монополией - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
К субъектам естественных монополий положениями статьи 4 Закона о естественных монополиях относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Исходя из положений Закона о естественных монополиях, основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
Данный вывод находит свое подтверждение и в определении Верховного Суда РФ от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, по делу NА41-40556/2016.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Как следует из представленного в апелляционный суд приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.11.2017 N 334 МУП ЖКХ "Заволжское" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в части населенных пунктов с/п Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 25.04.2018 по делу N А82-9641/2017 Б/385 рассмотрено и удовлетворено заявление ФНС России о переходе к рассмотрению дела о банкротстве МУП ЖКХ "Заволжское" как субъекта естественной монополии по правилам параграфа 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В ходе рассмотрения заявления ФНС России арбитражный суд установил следующие обстоятельства: 24.11.2014 Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области издан приказ N 173-тэ (ред. от 21.11.2016) "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района, на 2015-2017 годы"; 19.11.2014 - приказ N 163-вс/во "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района на 2015-2017 годы" (вместе с "Производственной программой муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) на 2015-2017 годы", "Производственной программой муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района в сфере водоотведения на 2015-2017 годы"); 11.12.2014 -приказ N 268-птэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2015-2017 годы"; 20.12.2016 - приказ N 353-лт "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение на 2017 год", в том числе, для МУП ЖКХ "Заволжское". Согласно ответу УФАС по Ярославской области N 4464/07-04 от 19.04.2018 МУП ЖКХ "Заволжское" является субъектом естественной монополии. Сумма требования предприятия превышает 1000000 руб. и существует более 6 месяцев.
В судебном заседании, состоявшемся 29.11.2017, руководитель должника признал наличие у предприятия признаков банкротства, также указал на отсутствие возражений против удовлетворения требований заявителя. Пояснил, что судебным приставом-исполнителем был наложен арест на кассу предприятия в размере 50% от поступающей суммы. Оплата задолженности за прошедший период незначительна, в кратчайшие сроки погасить задолженность невозможно.
Применительно к информации Некрасовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области в ходе исполнения сводного исполнительного производства имущество 1, 2 и 3 очереди, подлежащее описи и аресту в соответствии с положениями статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не установлено.
Таким образом, судом первой инстанции установлены критерии для признания должника естественной монополией, дело о банкротстве МУП ЖКХ "Заволжское" рассматривается с применением положений параграфа 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Правовые основания для отмены определения Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2018 с учетом вынесенного судом определения от 25.04.2018 по делу N А82-9641/2017 отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2018 по делу N А82-9641/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжское" Некрасовского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Шаклеина |
Судьи |
Н.А. Кормщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9641/2017
Должник: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЗАВОЛЖСКОЕ" НЕКРАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ярославской области, МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЗАВОЛЖСКОЕ" НЕКРАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: ПАО "ТНС энерго Ярославль", Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа", в/у Верховцева И.Ю., ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ярославской области, Некрасовский районный отдел службы судебных приставов УФССП по Ярославской области, Некрасовский районный суд Ярославской области, Отделение пенсионного фонда РФ по Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7365/2022
28.12.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4018/2022
28.12.2022 Постановление Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17
15.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4018/2022
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1367/2021
13.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8952/20
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17
26.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17
13.09.2018 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17
09.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1523/18
02.02.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17
26.09.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9641/17