г. Самара |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А72-1892/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рогалевой Е.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 апреля 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А72-1892/2018 (судья Каргина Е.Е.),
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7328043368, ОГРН 1027301569987), г. Ульяновск,
к акционерному обществу "Авиастар-СП" (ИНН 7328032711, ОГРН 1027301570636), г. Ульяновск,
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Авиастар-СП" (далее - АО "Авиастар-СП", ответчик) финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц апрель 2016 года в размере 37 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.02.2018 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.04.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с вынесенным судебным актом, указывая на нарушение судом норм процессуального права при принятии решения, просит отменить решение суда от 17.04.2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в рассматриваемом случае имело место дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, АО "Авиастар-СП" 06.05.2016 представило в орган Пенсионного фонда РФ исходную форму сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за апрель 2016 года.
16.08.2016 общество представило дополняющие формы сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении лиц, сведения о которых не были представлены в исходной форме.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления указанных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составлены акты от 07.09.2017 N 083S18170007052, N 083S18170007054 о выявлении нарушения положений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения указанных актов и поступивших от общества возражений пенсионным фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2017 N 083S19170007477, N 083S19170007481, которым АО "Авиастар-СП" привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 37 000 (500 рублей х 74 застрахованных лица).
Обществу направлены требования от 22.11.2017 N 083S01170254657, N 083S01170254658 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, установлен срок для добровольной уплаты финансовых санкций до 12.12.2017.
Указанные требования обществом не исполнены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция) (действующих в спорный период).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, вступившим в силу с 01.04.2016.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в исходной форме СЗВ-М за апрель 2016 года, направленной АО "Авиастар-СП" в пенсионный фонд 06.05.2016, то есть в установленный законом срок (10.05.2016), отсутствовали сведения на 74 застрахованных лица, представленные 16.08.2016 в дополняющих формах СЗВ-М за апрель 2016 года.
В связи с чем, пенсионный фонд сделал вывод о представлении обществом неполных сведений за апрель 2016 года.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (введена Федеральным законом 03.07.2016 N 250-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Как установлено судом первой инстанции, общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных за апрель 2016 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом. Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения АО "Авиастар-СП" к ответственности за вмененное пенсионным фондом правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела следует, что управление уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Пенсионным фондом не представлены доказательства того, что заявитель своевременно уведомлялся о несоответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных обществом первоначально.
Закон N 27-ФЗ, Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в орган пенсионного фонда, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснено, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Также Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно свидетельствует о позиции Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа) относительно указанных обстоятельств.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, положения которого не содержат каких-либо ограничений по сроку предоставления исправленных сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом сведения формы СЗВ-М за апрель 2016 года по типу "дополняющая" в отношении 74 неучтенных застрахованных лиц направлены по телекоммуникационным каналам связи 16.08.2016.
Акты об обнаружении допущенных нарушений составлены пенсионным фондом 07.09.2017.
Таким образом, обществом до момента обнаружения пенсионным фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, переданы необходимые корректирующие сведения.
Пенсионным фондом не выявлено, что представленные 16.08.2016 дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Пенсионным фондом в нарушение вышеуказанных норм права доказательств обоснованности заявленных требований суду и в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством, и отказал в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области требований.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что в рассматриваемом случае имело место дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена, не принимаются арбитражным апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании норм права и опровергающиеся материалами настоящего дела. Данные доводы также являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов, обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных пенсионным фондом требований арбитражный апелляционный суд не находит.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 апреля 2018 года по делу N А72-1892/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.