г. Москва |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А41-101719/17 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 февраля 2018 года по делу N А41-101719/17,
принятое судьей Гейц И.В. в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Кастомз"
к Ростовской таможни
о признании незаконным постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мейджор Кастомз" (далее - общество, ООО "Мейджор Кастомз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.11.2017 N 10313000-2221/2017.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2018 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производств с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество во исполнение внешнеторгового контракта от 11.08.2017 N 170811 в контейнерах N TGHU8409651, N САХU8035305 были ввезены товары из Турции на условиях поставки FОВ СТАМБУЛ (Инкотермс 2010), что подтверждается инвойсом от 11.08.2017 N 170811, упаковочным листом от 11.08.2017 к инвойсу, коносаментом от 18.08.2017 N ROS 17080.
Обществом 30.08.2017 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТОиТК) таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни подана в электронном виде декларация на товары (далее - ДТ), N 10313070/300817/0002735, в которой заявлены сведения о двадцати четырех наименованиях товаров "промоматериалы".
На основании поручения на досмотр N 10313070/310817/000464 был проведен таможенный досмотр товаров N 1-24 (объем 100%, полное взвешивание), сведения о которых заявлены в ДТ N 10313070/300817/0002735 и находящихся в контейнерах N TGHU8409651, N САХU8035305.
Согласно акту таможенного досмотра N 10313070/060917/000464, при подаче ДТ N 10313070/300817/0002735 Обществом были заявлены недостоверные сведения о весе декларируемых товаров, а именно: в графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 1 составляет 360 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 1 фактически составляет 6,75 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 2 составляет 1780 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 2 фактически составляет 1800,65 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 3 составляет 267 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 3 фактически составляет 794,4 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 4 составляет 40 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 4 фактически составляет 152 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 5 составляет 45 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 5 составляет 43 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 5 фактически составляет 161,5 кг, вес нетто товара N 5 фактически составляет 154,3 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 6 составляет 20 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 6 составляет 18 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 6 фактически составляет 55 кг, вес нетто товара N 6 фактически составляет 51,8 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 7 составляет 200 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 7 фактически составляет 294 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 8 составляет 114 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 8 составляет ПО кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 8 фактически составляет 178,5 кг, вес нетто товара N 8 фактически составляет 172,5 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 9 составляет 8 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 9 составляет 6 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 9 фактически составляет 33 кг, вес нетто товара N 9 фактически составляет 31,8 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 10 составляет 40 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 10 фактически составляет 96,85 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 11 составляет 16 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 11 фактически составляет 32 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 12 составляет 20 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 12 фактически составляет 11,95 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 13 составляет 20 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 13 фактически составляет 11,15 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 14 составляет 132 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 14 фактически составляет 66,5 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 15 составляет 660 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 15 фактически составляет 184,6 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 16 составляет 168 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 16 фактически составляет 122,05 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 17 составляет 20 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 17 фактически составляет 53,3 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 18 составляет 20 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 18 фактически составляет 23,65 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 19 составляет 4250 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 19 составляет 4150 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 19 фактически составляет 3807,65 кг, вес нетто товара N 19 фактически составляет 3620,15 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 20 составляет 20 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 20 составляет 18 кг. Заявленные сведения соответствуют результатам фактического контроля. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 21 составляет 50 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 21 составляет 46 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 21 фактически составляет 135 кг, вес нетто товара N 21 фактически составляет 111,5 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 22 составляет 30 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 22 фактически составляет 24,5 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 23 составляет 20 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 23 составляет 18 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 23 фактически составляет 83 кг, вес нетто товара N 23 фактически составляет 68,9 кг. В графе 35 ДТ было заявлено, что вес брутто товара N 24 составляет 6500 кг. В графе 38 ДТ было заявлено, что вес нетто товара N 24 составляет 6460 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что вес брутто товара N 24 фактически составляет 6500 кг, вес нетто товара N 24 фактически составляет 6073 кг.
Таким образом, обществом были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров N 1-24, а также недостоверные сведения о весе нетто товаров NN 5, 6, 8, 9, 21, 23, что привело к занижению размера, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по товарам NN 5, 6, 8, 9, 21, 23 на общую сумму 56 305,84 рубля (в том числе: ввозная таможенная пошлина в размере 46 140,21 руб., НДС в размере 10 165,63 руб.).
Указанные выше обстоятельства явились поводом для составления 22.09.2017 таможенным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении N 10313000-2221/2017 на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
По данному административному делу 02.11.2017 вынесено постановление N 10313000-2221/2017 о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 56 305 руб. 84 коп.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование о признании незаконным и отмене постановления таможенного органая, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
Необходимость заявления достоверных сведений и наступление соответствующей ответственности за указание недостоверных сведений в ДТ обусловлено тем, что сведения, заявляемые при декларировании товара, необходимы для выпуска этого товара в соответствии с определенным таможенным режимом и определения таможенных платежей, которые подлежат уплате при выпуске этих товаров.
Такими сведениями, которые необходимы для выпуска товара и исчисления и уплаты таможенных платежей, являются качественные и количественные характеристики, вес, стоимость и код по ТН ВЭД.
Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее декларирование товаров, то есть как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.
При этом ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации сведений о декларируемых товаров, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
На основании статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом (статья 183 ТК ТС). Согласно п. п. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 2, 7 ст. 190 ТК ТС факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. С момента принятия, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 65 ТК ТС декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о наличии у общества как таможенного представителя обязанности задекларировать товар при перемещении его через таможенную границу и указать в таможенной декларации полные и достоверные сведения, необходимые для целей исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и не общего пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузополучателями.
Статья 28 Закона N 18-ФЗ устанавливает, что загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями). В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами.
Общие требования для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 N 24. В силу пунктов 1.5, 1.7, 1.8, 1.10, 1.15 Правил запорно-пломбировочные устройства подлежат установке грузоотправителем и могут нарушаться только таможенными органами для целей таможенного контроля.
Как указывалось ранее, обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 11.08.2017 N 170811 были ввезены товары из Турции на условиях поставки FОВ СТАМБУЛ (Инкотермс 2010).
Согласно коносаменту от 18.08.2017 N ROS17080 товар отгружен поставщиком в Турции в контейнерах N TGHU8409651, N САХU8035305 за своими пломбами N 221626, N 221690.
Соответственно, по прибытии контейнеров в Морской порт Азов общество получило груз в закрытых (опломбированных) контейнерах. В связи с этим, при получении контейнера в порту представитель общества проверяет целостность пломбы, внешний вид контейнера на предмет повреждений, сверяет номер контейнера с документами. При отсутствии нарушения пломбы и повреждений контейнера, у представителя общества нет оснований для его вскрытия и дополнительного взвешивания, и в этом случае, необходимость сверить с документами, какой именно товар погружен в контейнер, произвести пересчет мест и веса у него отсутствует.
В рассматриваемом случае, на всем протяжении маршрута следования контейнеров N TGHU8409651, N САХU8035305, они оставались опечатанными пломбой отправителя N 221626, N 221690, вскрытие контейнеров не производилось, таможенное оформление груза производилось без снятия пломб.
Однако в ходе таможенного досмотра было установлено, что обществом были заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров N N 1-24, а также недостоверные сведений о весе нетто товаров N 5, 6, 8, 9, 21, 23, что привело к занижению размера, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по товарам N 5, 6, 8, 9, 21, 23 на общую сумму 56 305,84 руб.
Между тем, исправность пломб на контейнерах свидетельствует об отсутствии доступа к грузу во время транспортировки кого-либо, что исключало возможность проведения проверки соответствия содержимого контейнеров заявителем.
Также из материалов административного дела, пояснений представителя общества следует, что общество не участвовало при погрузке контейнера, не участвовало в опломбировании контейнеров, в связи с чем у заявителя отсутствовала возможность проверить в полном объеме сведения о товаре, проверка достоверности информации об общем весе товара осуществлялась заявителем путем сверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах. Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество, являясь таможенным представителем, не имело реальной возможности исполнить надлежащим образом возложенную на него указанными выше нормами права обязанность по достоверному декларированию поступившего в адрес декларанта товара, у общества отсутствовало право на проверку фактического соответствия спорного груза, перевозимого в контейнерах с неповрежденным запорно-пломбировочным устройством грузоотправителя, сведениям, заявленным отправителем в накладной, что свидетельствует об отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, а именно его субъективной стороны.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2017 г. N 305-АД17-3208, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2016 г. по делу N А41-92255/2015.
Ссылка таможенного органа на Приказ МПС РФ от 17.06.2003 N 24 "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте", не может быть принята, поскольку в данном случае поставка производилась морским транспортом.
Из доводов таможня, материалов дела, оснований для отмены решения суда, не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2018 года по делу N А41-101719/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.