г. Красноярск |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А33-30657/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2018года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.
при участии:
от истца: Камахиной Н.С., представителем по доверенности от 14.12.2017 N 52
от ответчика: Бугачева В.И., директора на основании решения от 30.05.2018
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 марта 2018 года по делу N А33-30657/2017, принятое судьёй Полищук Е.В.,
установил:
администрация Центрального района в городе Красноярске (далее - истец, администрация) (ИНН 2466000962, ОГРН 1022402670366) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" (далее - ответчик, общество) (ИНН 2411014170, ОГРН 1042400680310) о:
- возложении на ответчика обязанности по демонтажу временного сооружения - павильона, общей площадью 30,0 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу;
- предоставлении истцу права самостоятельно осуществить демонтаж, принадлежащего ответчику временного сооружения - павильона, общей площадью 30,0 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Решением от 21.03.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что поскольку временное сооружение по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, отчуждено им иному лицу, следовательно, исполнено решение суда обществом невозможно.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 05.06.2018.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: предписания по делу N 156-15-17 от 29.03.2018, решения по делу N 156-15-17 от 29.03.2018.
Судом в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказано, поскольку указанные документы являются новыми доказательствами (датированы после принятия обжалуемого решения), вышеуказанные документы возвращены представителю ответчика в зале судебного заседания.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (администрация) и ответчиком (владелец) подписан договор от 06.09.2012 на размещение временного сооружения (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого администрация продляет владельцу срок размещения временного сооружения - торгового павильона (далее - временное сооружение) по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 21, до 28.11.2016. Срок размещения временного сооружения устанавливается и продлевается в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 29.11.2011 N 550 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска".
В соответствии с пунктом 1.2 договора павильон эксплуатируется владельцем в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (продажа продовольственных товаров).
В силу пункта 2.2.8 договора владелец обязан в течение десяти дней по окончании срока действия договора либо с момента расторжения договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории.
Администрация имеет право осуществить демонтаж временного сооружения, если самим владельцем такой демонтаж не осуществлен в течение срока, установленного пунктом 2.2.8 договора (пункт 3.2.3 договора).
Между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ответчиком (арендатор) на основании договора от 06.09.2012 на размещение временного сооружения подписан договор аренды земельного участка от 08.08.2016 N 980 (далее - договор аренды земельного участка), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов с учетным номером 0300277:0216, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Крала Маркса, 21, (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения: торгового павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 47 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи. В материалы дела представлена копия акта приема-передачи земельного участка, согласно которому датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование арендатора стороны согласовали считать 06.09.2012.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды участка устанавливается с 28.12.2015 по 27.11.2016.
В силу пункта 4.4.9 договора аренды земельного участка арендатор обязан после окончания срока действия договора освободить арендуемый земельный участок, возвратить данный земельный участок арендодателю и произвести демонтаж расположенного на арендуемом земельном участка временного строения (сооружения).
По окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора (пункт 6.2 договора аренды земельного участка). При прекращении или расторжении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии, демонтировав временные сооружения за свой счет (пункт 6.6 договора аренды земельного участка).
Распоряжением администрации города Красноярска от 27.03.2017 N 1288-недв земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:1322 площадью 129 113,0 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (ОГРН 1082468051995) в целях эксплуатации сооружений дорожного хозяйства.
Уведомлением от 26.07.2017 N 2084, направленным в адрес ответчика 26.07.2017, истец сообщил обществу, что срок действия договора на размещение временного сооружения истек, следовательно, принадлежащий ответчику павильон установлен с нарушением требований Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 28.11.2014 N 809. Истец просил осуществить демонтаж временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Согласно сведениям с официального сайта Почты России, уведомление получено ответчиком 02.08.2017.
Распоряжением администрации города Красноярска от 08.09.2017 N 3942-недв земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:252290 площадью 129 510,0 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (ОГРН 1082468051995).
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1322.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 22.09.2017 и от 19.01.2018 путем объединения земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1322, образован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252290. Земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, 03.08.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Представителями администрации Центрального района в городе Красноярске составлены комиссионные акты обследования временного сооружения от 17.07.2017 и от 05.09.2017, с приложением фотоизображений, схемы, согласно которым установлено размещение павильона, площадью 30 кв.м., расположенного севернее жилого дома по адресу: ул. Карла Маркса, 21.
Согласно акту от 08.02.2018 N 08.02-4, составленному представителями комиссии администрации Центрального района в городе Красноярске, с приложением фотоизображений, требования уведомления не выполнены, временный павильон, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, площадью 30 кв.м., не демонтирован.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что временное сооружение не принадлежит ему, так как было продано 30.09.2017, в подтверждение представил копию договора купли-продажи от 30.09.2017. Согласно представленной в материалы дела копии договор от 30.09.2017 подписан между ответчиком и ООО "Агромастер", при этом в тексте договора не указаны идентифицирующие признаки юридического лица - ООО "Агромастер" (место нахождение, ИНН, ОГРН). Изображение печати на документе нечитаемое, смазанное, в связи с чем установить ИНН и ОГРН указанной организации, а также юридический адрес не представляется возможным.
Истец представил в материалы дела выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Агромастер", в отношении которого 17.08.2011 внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со справкой отделения по обслуживанию непосредственно закрепленной территории ОУУПиДН МУ МВД России "Красноярское" от 29.02.2018, по факту установления собственника помещения, расположенного на остановке общественного транспорта "Гостинца "Октябрьская" по адресу ул. Карала Маркса, 21/1 установлено, что ранее в данном павильоне осуществляла свою деятельность по продаже разливного пива индивидуальный предприниматель Придверова О.В., которая в конце 2017 года выехала с указанного помещения и в настоящее время оно закрыто и не функционирует. По имеющейся информации, данный павильон Придведова О.В. снимала в аренду у ООО "Шуваево".
Ссылаясь на то, что спорный павильон размещается ответчиком в отсутствие правовых оснований, истец обратился в суд с соответствующим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В качестве правового основания истец ссылается на статьи 12, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. При этом данная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает собственник, либо иной законный владелец (обладатель вещного права, арендатор, доверительный управляющий), который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие осуществлению правомочий по пользованию и распоряжению вещью.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В пункте 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения о том, "что, применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика".
С учетом вышеизложенного, избранный истцом способ защиты нарушенного права (путем предъявления негаторного иска) предполагает доказывание одновременно ряда условий: 1) наличие у истца права собственности, иного вещного права или обязательственного права, наделяющего носителя полномочиями по пользованию и (или) владению индивидуально-определенным имуществом (например, вытекающими из договора аренды, найма и др.); 2) факт нахождения имущества во владении истца; 3) противоправность поведения ответчика, создающего препятствия к осуществлению полномочий пользования и распоряжения.
При недоказанности хотя бы одного обстоятельства негаторный иск удовлетворению не подлежит.
При этом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания лежит на истце.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений.
При принятии обжалуемого решения, учитывая отсутствие договора на размещение спорного временного сооружения, отсутствие спорного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, прекращение договора аренды земельного участка, отсутствие в материалах дела доказательств передачи спорного объекта иным лицам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что павильон общей площадью 30 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, размещен ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, препятствует муниципальному образованию в пользовании принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем, данное временное сооружение подлежит сносу (демонтажу).
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом требований.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Положения "Об администрации района в г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, (далее -Положение) Администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5 к основным функциям районной администрации в сфере землепользования и сфере управления муниципальной собственностью относятся в том числе следующие:
- контролирует использование объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района;
- осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района;
- выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Спорный павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:252290, сторонами не оспаривается.
Поскольку согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 22.09.2017 и от 19.01.2018 путем объединения земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1322, образован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252290. Земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суд первой инстанции о том, что истец вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий в пользовании указанным земельным участком в связи с размещением ответчиком на данном земельном участке временного сооружения в отсутствие правовых оснований.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 809 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
В силу пункта 7 Положения N 809 органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент социально-экономического развития администрации города (далее - Уполномоченный орган).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
В соответствии с пунктом 12 Положения N 809 органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.
Согласно пункту 13 Положения N 809 юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган. Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном им на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прилагают документы, подтверждающие права на земельный участок.
В силу пункта 16 Положения N 809 продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган. В случае продления срока размещения временного сооружения, расположенного на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок.
Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения N 809).
В силу изложенных норм права, которые подлежат применению с учетом изменений в Земельном кодексе Российской Федерации, вступивших в силу с 01.03.2015, основанием для размещения субъектом временного сооружения на территории г. Красноярска является наличие такого сооружения в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска и договора на размещение временного сооружения.
Из материалов дела следует, что договор от 06.09.2012 на размещение временного сооружения, являвшийся основанием для размещения спорного временного сооружения, продлен владельцу до 28.11.2016. Срок размещения временного сооружения устанавливается и продлевается в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 29.11.2011 N 550 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска".
Доказательства продления срока действия договора на размещение временного сооружения в материалы дела не представлено.
Ответчик в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства наличия правовых оснований для размещения спорного временного сооружения, в том числе доказательства продления договора на размещение временного сооружения в материалы дела не представил.
Согласно приложению к постановлению администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" в редакции до изменений от 31.12.2017, срок размещения спорного павильона в схеме устанавливался до 01.01.2018.
Постановлением администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465 "О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 N 595" внесены изменения в указанное постановление, исключена в том числе строка 634 о спорном павильоне. Постановление вступает в силу с 31.12.2017 (пункт 4).
Доказательства включения павильона в схему на новый срок отсутствуют.
Представленный в материалы дела договор аренды земельного участка от 08.08.2016 N 980 является договором аренды, отношения по которому регулируются главой 34 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Доказательства продления срока действия договора аренды земельного участка в материалы дела не представлено.
Договор аренды земельного участка от 08.05.2015 N 598 прекратил свое действие по истечении его срока согласно пункту 6.2 договора, то есть 27.11.2016. В силу пункта 4.4.9 договора аренды земельного участка арендатор обязан после окончания срока действия договора освободить арендуемый земельный участок, возвратить данный земельный участок арендодателю и произвести демонтаж расположенного на арендуемом земельном участка временного строения (сооружения).
Уведомлением от 26.07.2017 N 2084, направленным в адрес ответчика 26.07.2017, согласно сведениям с официального сайта Почты России, полученным ответчиком 02.08.2017, истец сообщил обществу, что срок действия договора на размещение временного сооружения истек, просил осуществить демонтаж временного сооружения в течение 30 дней с даты получения данного уведомления.
Как следует из представленных в материалы дела актов обследования временного сооружения от 17.07.2017, от 05.09.2017, от 08.02.2018 N 08.02-4 с приложением фотоизображений, схемы, требования уведомления не выполнены, временный павильон, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, площадью 30 кв.м., не демонтирован.
Учитывая отсутствие договора на размещение спорного временного сооружения, отсутствие спорного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, прекращение договора аренды земельного участка, отсутствие в материалах дела доказательств передачи спорного объекта иным лицам, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что павильон общей площадью 30 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, 21, размещен ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, препятствует муниципальному образованию в пользовании принадлежащего ему земельного участка и удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что поскольку временное сооружение по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Карла Маркса, 21, отчуждено им иному лицу, следовательно, исполнено решение суда обществом невозможно. В обоснование указанного довода ссылается на представленную в материалы дела копию договора купли-продажи от 30.09.2017.
Указанным доводам была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Так, отклоняя указанные доводы ответчика, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно представленной в материалы дела копии договор от 30.09.2017 подписан между ответчиком и ООО "Агромастер", при этом в тексте договора не указаны идентифицирующие признаки юридического лица - ООО "Агромастер" (место нахождение, ИНН, ОГРН). Изображение печати на документе нечитаемое, смазанное, в связи с чем установить ИНН и ОГРН, а также юридический адрес указанной организации не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что определениями от 09.01.2018 и 12.02.2018 суд первой инстанции неоднократно предлагал ответчику представить в материалы дела документы оплаты по договору купли-продажи от 30.09.2017 и сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Агромастер", с которым заключен договор купли-продажи от 30.09.2017 (ИНН, ОГРН, юридический адрес).
Повторно оценив представленную в материалы дела копию вышеуказанного договора, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленный договор не содержит идентифицирующих признаков юридического лица ООО "Агромастер", иные доказательства ответчик, несмотря на неоднократные предложения суда, в материалы дела не представил. Ответчик также не представил доказательства оплаты по указанному договору купли-продажи.
Из представленной копии договора купли-продажи невозможно установить лицо, являющееся стороной по договору - покупателем, в связи с чем, указанный договор правомерно не принят судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу, подтверждающего передачу спорного объекта в собственность иному лицу.
Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции истец представил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Агромастер", в отношении которого 17.08.2011 внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со справкой отделения по обслуживанию непосредственно закрепленной территории ОУУПиДН МУ МВД России "Красноярское" от 29.02.2018, по факту установления собственника помещения, расположенного на остановке общественного транспорта "Гостинца "Октябрьская" по адресу ул. Карала Маркса, 21/1 установлено, что ранее в данном павильоне осуществляла свою деятельность по продаже разливного пива индивидуальный предприниматель Придверова О.В., которая в конце 2017 года выехала с указанного помещения и в настоящее время оно закрыто и не функционирует. По имеющейся информации, данный павильон Придведова О.В. снимала в аренду у ООО "Шуваево".
Более того, при отклонении доводов ответчика о неисполнимости обжалуемого решения суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты, принимаемыми государственными судами, являются обязательными для всех без исключения органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается ответчик в обоснование довода о неисполнимости решения, не могут являться причиной для отказа истцу в защите его прав с учетом установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и при отсутствии других способов защиты, иное бы противоречило общим принципам Арбитражного процессуального законодательства.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2018 года по делу N А33-30657/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.