г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А56-79030/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): Михеева Н.В. - доверенность от 15.01.2017;
от ответчика (должника): Маслов И.И. - доверенность от 14.05.2018;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10115/2018) ООО "Спецстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2018 по делу N А56-79030/2017 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 03.10.2017 о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Спецстрой"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.10.2017 о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об Обществе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд, 3-е лицо).
Решением суда от 19.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.03.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что у Общества отсутствовало намерение уклониться от заключения договоров, Общество предпринимало меры по их заключению.
От Фонда поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Фонд извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.07.2017 Фондом (заказчиком) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки www.fkr.etp-ets.ru размещены извещения N ЭАКР470000000606011 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) (адресный перечень включает 12 адресов в населенных пунктах Ленинградской области, максимальная (начальная) цена 17 066 059 руб. 71 коп.), N ЭАКР470000000606041 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) (адресный перечень включает 8 адресов в г.Луга, максимальная (начальная) цена 22 053 962 руб. 40 коп.).
Указанные электронные аукционы проводились в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2017 аукционы признаны несостоявшимися, так как поступила одна заявка от Общества.
В соответствии с пунктом 165 Положения N 615 Фонд передал Обществу проекты договоров (акты приема-передачи проекта договора единственному участнику электронного аукциона от 31.08.2017).
Поскольку Общество в срок, установленный пунктом 26 раздела Х "Информационная карта" Документации об аукционе, не представило региональному оператору подписанный с его стороны проект договоров в порядке, установленном пунктами 2 и 3 раздела VIII и разделом IX "Порядок заключения договора", а также не представило обеспечение исполнения обязательств по договору, Фондом составлены акты об уклонении Общества от заключения договоров на основании пункта 7 раздела IX Документации об аукционе и пункта 199 Положения N 615 (акты получены Обществом 20.09.2017).
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобами на действия заказчика, ссылаясь на то, что Фонд неправомерно признал Общество уклонившимся от заключения договоров. В жалобах Общество указывало, что после получения проекта договора Обществом составлен протокол разногласий к договору, в котором отражены несоответствия, а именно: приложение N 1 (локальная смета N 1-1) содержит указание и является приложением иного договора, не 2017-81, а 2017-66, что, соответственно, изменяет существенное условие договора - сумму договора; наименование подрядчика содержит указание на иную организацию - ООО "АльфабалтСтрой СК" и иного руководителя. Как указало Общество, протокол разногласий не размещен в ЕИС в силу отсутствия технической возможности размещения на электронной площадке и направлен в адрес заказчика 13.09.2017. Общество также ссылалось на то, что исполняющий обязанности генерального директора Общества в указанный период находился на больничном (был временно нетрудоспособен), при этом Обществом предприняты все необходимые меры для получения банковской гарантии.
Решениями антимонопольного органа от 29.09.2017 N Р/04/87, Р/04/88 жалобы Общества в части неправомерного признания Общества уклонившимся от заключения договоров, признаны необоснованными.
Антимонопольный орган установил основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций, в связи с чем Управлением вынесено решение от 06.10.2017.
Общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В силу части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
В силу подпункта "т" пункта 135 Положения N 615 документация об электронном аукционе помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта в соответствии с настоящим Положением, должен подписать договор о проведении капитального ремонта, условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Пунктом 26 раздела Х "Информационная карта" Документации об аукционе установлен срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор, должен подписать договор и передать его региональному оператору - в течение 5 рабочих дней с даты получения проекта договора в порядке, установленном пунктами 2 и 3 раздела VIII "Признание электронного аукциона несостоявшимся" и разделом IX "Порядок заключения договора".
Пунктом 199 Положения N 615 (в редакции, действовавшей на момент проведения спорных аукционов) предусмотрено, что в случае, если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор об оказании услуг, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185 и 187 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения договора об оказании услуг, то победитель электронного аукциона, либо участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, либо единственный участник электронного аукциона признается уклонившимся от заключения договора об оказании услуг.
В случае уклонения победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, от заключения договора об оказании услуг заказчиком составляется акт об уклонении от заключения договора об оказании услуг, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, которое уклонилось от заключения договора об оказании услуг, сведения о фактах, являющихся основанием признания победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, уклонившимся от заключения договора об оказании услуг, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Указанный акт размещается заказчиком на официальном сайте и направляется оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня его подписания. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня подписания указанного акта передает заверенную заказчиком копию указанного акта лицу, признанному уклонившимся от заключения договора об оказании услуг (пункт 200 Положения N 615).
В пункте 255 Положения N 615 указано, что в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "ж" пункта 256 настоящего Положения, а также протокол проведения аукциона или протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и иные документы, свидетельствующие об отказе участника электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, от заключения договора о проведении капитального ремонта (пункт 257 Положения N 615).
По результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций (пункт 263 Положения N 615).
Как следует из материалов дела, Общество в установленный срок - до 07.09.2017 (включительно) не представило заказчику (Фонду) подписанные проекты договоров, а также обеспечение исполнения обязательств по договорам.
Ссылки Общества на отсутствие технической и иной возможности соблюдения сроков подписания проекта договора (письмо N 135 от 12.09.2017), на наличие в переданных документах неверной информации, на направление протокола разногласий, подписанного проекта договора и копии банковской гарантии письмом от 12.09.2017 N 138, были предметом исследования судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку данные письма и документы поступили в адрес Фонда 13.09.2017, т.е. за пределами предусмотренного срока (до 07.09.2017 включительно).
Как верно указал суд первой инстанции, принимая решение об участии в аукционах по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041 Общество согласилось с условиями, указанными в Документации об аукционе, и, как субъект предпринимательской деятельности, обязано было учесть специфику заключения договора по результатам указанных аукционов (в том числе, срок представления подписанного со стороны Общества договора и обеспечения исполнения обязательств по данному договору) и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, предусмотренных пунктом 199 Положения N 615.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2018 по делу N А56-79026/2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018. В рамках дела N А56-79026/2017 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными решений антимонопольного органа от 29.09.2017 N Р/04/87, Р/04/88, поскольку суд пришел к выводу, что Фонд правомерно признал Общество уклонившимся от заключения договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши) по извещениям N ЭАКР470000000606011 и N ЭАКР470000000606041 на основании пункта 7 раздела IX Документации об аукционе и пункта 199 Положения N 615.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не подписание договоров свидетельствует о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязанностей и непринятии им для этого всех возможных и своевременных мер как участника торгов согласно требованиям аукционной документации.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, которые по объективным, не зависящим от него, причинам, не позволили совершить ему действия, предписанные Положением N 615, а равно и об отсутствии его вины.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, установив недобросовестное поведение (бездействия) Общества, Управление правомерно и обосновано приняло решение о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований не имеется.
В целом доводы подателя жалобы аналогичные доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы. Излишне уплаченная на основании платежного поручения от 03.04.2018 N 326 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2018 года по делу N А56-79030/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании платежного поручения от 03.04.2018 N 326.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.