г. Тула |
|
2 июня 2018 г. |
Дело N А68-5739/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Оскар" - Гурова О.П. (директор), Полукарова Р.В. (доверенность от 21.08.2015), от ответчика - Комитета ветеринарии Тульской области - Комаровой Н.П. (доверенность от 29.05.2018 N 35-01-03/1704), Петяевой Е.В. (доверенность от 09.08.2018 N 35-01-03/8), от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области - Паршутиной Н.В. (доверенность от 17.08.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета ветеринарии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2018 по делу N А68-5739/2017 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оскар" (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН 1107154009291, ИНН 7116504810) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Комитету ветеринарии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1117154025009, ИНН 7107531695) (далее по тексту - ответчик, комитет), о признании незаконным приказа председателя Комитета ветеринарии Тульской области от 14.03.2017 N 90 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Оскар"; о признании незаконным и отмене предписания от 10.04.2017 N 03/03-ВСП, вынесенного в адрес общества с ограниченной ответственностью "Оскар" старшим государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Комитета ветеринарии Тульской области Лысовой Е.А.; о признании незаконным и отмене постановления заместителя председателя Комитета ветеринарии Тульской области - начальника отдела государственного ветеринарного надзора Тульской области Устиновой О.А. от 09.06.2017 N 03/03-ВСП о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оскар"; о признании незаконным отказа должностных лиц Комитета ветеринарии Тульской области в ознакомлении представителя общества с ограниченной ответственностью "Оскар" с мотивированным представлением должностного лица Комитета ветеринарии Тульской области от 13.03.2017 N 3.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет ветеринарии Тульской области просит данное решение суда отменить, как необоснованное и незаконное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на законность проверки, на наличие оснований для вынесения приказа о проведении проверки от 14.03.2017 N 90. Указывает на то, что в настоящее время бланка мотивированного представления нет, требования к содержанию его не установлены.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Оскар" и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 02.03.2017 на имя председателя Комитета ветеринарии Тульской области поступило обращение гражданина Веденеева С.Н., в котором указано, что у Веденеева С.Н. имеются доказательства грубых нарушений работы Гурова: заключения ветклиники о случаях биркованных, некастрированных и не полноценно стерилизованных собак, оставляя яичники и часть матки. Видео операций он снимал лично и все доказательства приложил к жалобе. Также добавляет, что, со слов жителей города, пойманные собаки ООО "Оскар" не все возвращались в места их прежнего пребывания, а те, которые возвращались, были сильно истощены. В связи с изложенным Веденеев С.Н. просил осуществить проверку деятельности фирмы ООО "Оскар" по адресу: Тульская область, Кимовский район, п. Шахты, д. 38, Пронский, сельский округ, бывшая шахта 38, в отношении условий содержания собак, соответствия места стерилизации, а также проверить, чем кормят, какими препаратами пользуются, в каком количестве, на условия содержания и соблюдение норм, а так же требований ветеринарного законодательства.
По результатам анализа и рассмотрения поступившего обращения должностным лицом комитета вынесено мотивированное представление от 13.03.2017 N 3 о необходимости проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 294-ФЗ, которое направлено в прокуратуру Тульской области для решения вопроса о согласовании внеплановой выездной проверки.
Председателем Комитета ветеринарии Тульской области издан приказ от 14.03.2017 N 90 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Оскар".
Решением прокуратуры Тульской области от 15.03.2017 N 7/1-26-2017 проведение внеплановой проверки согласовано.
На основании приказа от 14.03.2017 N 90 старшими государственными ветеринарными инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора Комитета ветеринарии Тульской области Комаровой Н.П. и Лысовой Е.А., государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Комитета ветеринарии Тульской области Кожевниковой A.M. 10.04.2017 с 12 часов 00 минут до 12 часов 25 минут проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Оскар", осуществляющего свою деятельность по адресу: Тульская область, городской округ г. Новомосковск, п. Шахты, д. 38.
При проведении проверки обнаружено следующее.
Согласно реестрам по учету безнадзорных животных за периоды с 30.01.2017 по 01.03.2017 и с 13.02.2017 по 29.03.2017 проведена кастрация 95 голов животных и стерилизация 101 головы животного.
При этом в нарушение пункта 1.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, ООО "Оскар" не организован осмотр биологических отходов (биологические ткани и органы, образующиеся в результате ветеринарной оперативной практики) в срок не более суток ветеринарным специалистом с оформлением заключения об их утилизации или уничтожении, а также не представлены документы за 2017 год, подтверждающие законность обращения биологических отходов.
По информации, предоставленной ГУ ТО "Кимовское межрайонное объединение ветеринарии", в период с 01.02.2017 по 27.03.2017 биологические отходы, а именно, операционные отходы от ООО "Оскар", на ветеринарно-санитарный утилизационный завод не поступали.
В ветеринарном свидетельстве от 09.03.2017 271 N 0371245, выданном ГУ ТО "Кимовское МОВ", в графе "Происхождение" указано "палое", а в товарной накладной от 09.03.2017 N 2 в графе "Товар" написано "Утилизация трупов".
Выражение "операционные отходы" в указанном ветеринарном свидетельстве отсутствует.
В нарушение пунктов 2.6, 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, не проведена дезинфекция инвентаря и оборудования после погрузки биологических отходов.
На момент проверки не предъявлен документ, подтверждающий факт проведения дезинфекции.
По факту данного нарушения должностным лицом Комитета ветеринарии Тульской области 10.04.2017 составлен протокол N 03/03-ВСП об административном правонарушении, в котором действия ООО "Оскар" квалифицированы по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Старшим государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Комитета ветеринарии Тульской области Лысовой Е.А. 10.04.2017 ООО "Оскар" выдано предписание N 03/03-ВСП, в соответствии с которым общество должно было представить в срок до 19.04.2017 в Комитет ветеринарии Тульской области документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов (операционных), полученных в результате проведенных кастрации и стерилизации согласно представленным реестрам, ветеринарных сопроводительных документов на перемещение биологических отходов на предприятие по утилизации биологических отходов, полученных в период до 27.03.2017; документы, подтверждающие дезинфекцию инвентаря, инструментов, оборудования, транспортных средств, где находились биологические отходы.
Определением от 11.04.2017 протокол об административном правонарушении от 10.04.2017 N 03/03-ВСП передан в соответствии с частью 3 статьи 23.1, пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ в Кимовский городской суд Тульской области для рассмотрения.
Определением Кимовского городского суда Тульской области от 20.04.2017 материалы административного дела в отношении ООО "Оскар" направлены по подведомственности в Новомосковский городской суд, в связи с тем, что место совершения административного правонарушения пос. Шахты, 38 Кимовского района согласно "ОК 033-2013 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований", утвержденных приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст), пос. Шахты 38 входит в состав городского округа г. Новомосковск Тульской области, код 70 724 000 116.
Новомосковским городским судом Тульской области 24.05.2017 протокол об административном правонарушении от 10.04.2017 N 03/03-ВСП возвращен в Комитет ветеринарии Тульской области для устранения недостатков, указанных в определении судьи от 28.04.2017.
В целях устранения отмеченных судом недостатков в адрес директора ООО Оскар" Гурова О.П. направлена телефонограмма от 24.05.2017 на телефон номер 89207640940 о том, что 26.05.2017 в 11 часов 30 минут будут внесены изменения в протокол об административном правонарушении от 10.04.2017 N 03/03-ВСП.
В отсутствие ООО "Оскар" и его представителя 26.05.2017 комитетом внесены изменения в протокол об административном правонарушении от 10.04.2017 N 03/03-ВСП и в соответствии со статьями 29.4, 28.8 КоАП РФ материалы переданы в Новомосковский городской суд Тульской области.
По заявлению председателя Комитета ветеринарии Тульской области - главного государственного ветеринарного инспектора Тульской области Кожевникова С.А. от 30.05.2017 N 35-01-03/1757 определением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 01.06.2017 протокол и другие материалы административного дела возвращены в Комитет ветеринарии Тульской области для рассмотрения по существу.
Постановлением заместителя председателя Комитета ветеринарии Тульской области от 09.06.2017 N 03/03-ВСП ООО "Оскар" освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного правонарушения; ООО "Оскар" объявлено устное замечание, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Оскар" прекращено.
Полагая, что приказ о проведении проверки от 14.03.2017 N 90, предписание от 10.04.2017 N 03/03-ВСП, постановление о прекращении производства по делу от 09.06.2017 N 03/03-ВСП, отказ должностных лиц в ознакомлении представителя общества с мотивированным представлением от 13.03.2017 N 3 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Оскар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
Предметом внеплановой проверки согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является, в том числе: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 3.1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Как установлено частью 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
Согласно части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
В силу частей 5, 6 и 7 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Частью 8 статьи 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
К этому заявлению прилагаются: копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Исходя из части 9 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
В соответствии с частью 10 статьи Закона N 294-ФЗ по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Одним из оснований для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является согласно пункту 6 части 11 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Оскар" в соответствии с заключенным муниципальным контрактом осуществляет деятельность по отлову, содержанию, учету, регулированию численности, транспортировке безнадзорных животных.
В Комитет ветеринарии Тульской области 17.05.2016 поступило обращение гражданки Руденко Т.А. с просьбой разобраться и провести проверку в ООО "Оскар" по факту убийства ее домашней собаки и наличия (отсутствия) правовых оснований для использования обществом препарата Дилтиазем.
Председателем Комитета ветеринарии Тульской области на основании указанного обращения издан приказ от 01.06.2017 N 312 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Оскар", место нахождения: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, д. 3а, кв. 23, с целью проверки сведений, указанных в обращении гражданки Руденко Т.А. от 18.05.2016 N 35-01-04/27.
Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Правовые основания проведения проверки - статья 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469) и других.
Председателем Комитета ветеринарии Тульской области 01.06.2016 в адрес заместителя прокурора Тульской области направлено заявление о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, основанием для проведения которой послужило обращение гражданки Руденко Т.А. от 17.05.2016 (входящий 18.05.2016 N 35-01-04/27), из содержания которого, как верно констатировал суд первой инстанции, следует, что основанием для проведения внеплановой проверки общества явилось возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Решением заместителя прокурора Тульской области от 02.06.2016 N 7/1-26-2016 согласовано проведение внеплановой проверки на основании приказа от 01.06.2017 N 312.
На основании приказа Комитета ветеринарии Тульской области от 01.06.2016 N 312, решения прокуратуры Тульской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 02.06.2016 N 7/1-26-2016 старшими государственными ветеринарными инспекторами Комитета ветеринарии Тульской области Комаровой Н.П., Лысовой Е.А. 17.06.2016 при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Оскар" директору ООО "Оскар" вручен запрос от 17.06.2016 под роспись о представлении документов, необходимых для проведения проверки, в ответ на который 20.06.2016 директором ООО "Оскар" Гуровым О.П. представлены следующие документы: информационное письмо от 20.06.2016, копии заказа-наряда на отлов и транспортировку безнадзорных животных, сертификатов соответствия, счетов-фактур, актов на проведение дезинфекции автомашин, ветеринарных сопроводительных документов, экспертизы N 25693; представлены для обозрения транспортное средство - автомашина (государственный номер Р 185 ME 71 RUS), орудия лова, клетки.
При рассмотрении представленных обществом документов, а именно: актов на проведение дезинфекции автомашин комитетом установлен факт отсутствия отметок о проведенном контроле качества дезинфекции, факт отсутствия протоколов лабораторных испытаний контроля качества дезинфекции, наличие которых предусмотрено пунктом 1.9 "Правил о проведении дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15.07.2002 N 13-5-2/0525, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 20.06.2016 N 71/11-ВП.
Постановлением председателя Комитета ветеринарии Тульской области от 29.06.2016 N 71/11-ВП по делу об административном правонарушении прекращено производство по делу об административном правонарушении ввиду его малозначительности и объявлено устное замечание.
В Тульскую природоохранную прокуратуру 30.12.2016 гражданином Веденеевым С.Н. было подано обращение с просьбой выехать с сотрудниками ветнадзора с проверкой фирмы ООО "Оскар", проверить состояние собак, место стерилизации, место содержания по нормам, чем кормят, какими препаратами пользуются, в каком количестве; произвести выемку документов и проверить все товарные накладные на препараты, сколько денег выделяется на одну собаку, сколько собак отлавливается в день, сколько стерилизуется в день, сколько всего находится клеток.
Должностными лицами Тульской природоохранной прокуратуры с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям на основании данного обращения Веденеева С.Н. 18.01.2017 проведена проверка исполнения требований законодательства о ветеринарии в отношении ООО "Оскар", по результатам которой составлена справка от 25.01.2017 N ТВНК-55, из которой следует, что в нарушение пунктов 1.1, 2.7 постановления правительства Тульской области от 09.07.2013 N 339 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" владелец приюта (пункта содержания) ООО "Оскар" или уполномоченные им лица не зарегистрировались в реестре приютов для бездомных животных и не предоставили информацию о создании приюта (пункта содержания) держателю реестра в течение десяти рабочих дней.
ООО "Оскар" допущены нарушения, соответствующие составу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Тульской природоохранной прокуратурой директору ООО "Оскар" Гурову О.П. вынесено 02.02.2017 представление N 7-07/20-1017 об устранении нарушений исполнения законодательства о ветеринарии
Далее 02.03.2017 на имя председателя Комитета ветеринарии Тульской области поступило обращение гражданина Веденеева С.Н., в котором (обращении) изложены те же самые факты в отношении смерти собаки, принадлежащей Руденко Т.А., и попыток пообщаться с Гуровым О.П., работой которого начальник спецавтохозяйства довольна.
В указанном обращении Веденеев С.Н. просил комитет осуществить проверку деятельности фирмы ООО "Оскар" по адресу: Тульская область, Кимовский район, п. Шахты, д. 38, Пронский сельский округ, бывшая шахта 38, в отношении условий содержания собак, соответствия места стерилизации, а также проверить, чем кормят, какими препаратами пользуются, в каком количестве, на условия содержания и соблюдение норм, а так же требований ветеринарного законодательства.
При этом Веденеев С.Н. указал, что по вышеуказанному адресу на данный момент приют собак не работает, просит обязать Гурова О.П. или курирующий орган Мишину Н.Ю. предоставить сведения о местонахождении приюта.
Помимо вышеизложенного гражданин Веденеев С.Н. указывает, что до обращения с жалобой на действия общества в Комитет ветеринарии Тульской области ранее он уже обращался к участковому уполномоченному полиции, а также природоохранному прокурору, однако результатами проведенных вышеуказанными должностными лицами проверок он не удовлетворен.
По результатам рассмотрения поступившего обращения должностным лицом комитета 13.03.2017 вынесено мотивированное представление председателю Комитета ветеринарии Тульской области N 3, в котором изложено, что в Комитет ветеринарии Тульской области поступило обращение гражданина Веденеева С.Н. от 02.03.2017, в котором указано, что ООО "Оскар" (ИНН 7116504810, ОГРН 1107154009291), осуществляющее свою деятельность по отлову и передержки безнадзорных животных по адресу: Тульская область, Кимовский район, поселок Шахты, д. 38, нарушает требования ветеринарного законодательства. В обращении указаны факты о нарушении правил при отлове животных, проведение кастрации и стерилизации животных, а именно, сотрудники ООО "Оскар" произвели выстрел в собаку, которая позже скончалась. Согласно анализу крови, указанному в обращении, смерть животного наступила от кураресодержащего препарата. На основании вышеизложенного, несоблюдение требований ветеринарно-санитарных норм, правил и требований ветеринарного законодательства Российской Федерации может явиться причиной возникновения и распространения на территории Тульской области заразных, в том числе особо опасных болезней, общих для человека и животных.
Из содержания данного мотивированного представления, как справедливо заключил суд первой инстанции, усматривается, что основанием для проведения внеплановой проверки общества явилось возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным.
Председателем Комитета ветеринарии Тульской области издан приказ от 14.03.2017 N 90 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Оскар", место нахождения юридического лица согласно сведениям из ЕГРЮЛ: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, д. 3а, кв. 23, в котором отражено что проверка проводится с целью проверки сведений, изложенных в обращении гражданина Веденеева С.Н.; правовые основания проведения проверки - подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, обязательные требования, установленные статями 2.1, 2.4, 2.5, 13, 15, 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Перечнем видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденным приказом Минсельхоза России от 22.04.2016 N 161, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", иных.
Председателем Комитета ветеринарии Тульской области 14.03.2017 в адрес заместителя прокурора Тульской области направлено заявление о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, в котором комитет в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10, статьи 12 Закона N 294-ФЗ просил дать согласие на проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оскар" (ИНН 7116504810, ОГРН 1107154009291, место нахождения: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, д. 3а, 23), с целью проверки сведений, изложенных в обращении гражданина Веденеева С.Н. от 02.03.2017, а именно: нарушения требований статей 2.1, 2.4, 2.5, 13, 15, 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; "Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету", утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 N 161; "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденные главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым от 04.12.1995 N 13-7-2/469; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях".
Решением прокуратуры Тульской области от 15.03.2017 N 7/1-26-2017 проведение внеплановой проверки на основании приказа от 14.03.2017 N 90 согласовано (по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, д. 3а, 23).
Старшим государственным ветеринарным инспектором Комаровой Н.П. 27.03.2017 вручен директору ООО "Оскар" под расписку запрос от 27.03.2017, из которого следует, что для достижения целей и задач внеплановой выездной проверки ООО "Оскар" согласно приказу председателя Комитета ветеринарии Тульской области от 14.03.2017 N 90, согласованного решением заместителя прокурора области Спасской Е.А. от 15.03.2017 N 7/1-26-2017, необходимо представить следующие сведения (документы) в срок до 07.04.2017 (направив по электронной почте): количество животных, отловленных ООО "Оскар" (реестр) в период с 01.03.2017 по 27.03.2017, с 01.02.2017 по 28.02.2017, копии ветеринарных сопроводительных документов, выданных ООО "Оскар" с 01.03.2017 по 27.03.2017 на животных и биологические отходы, корма.
Старшим государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Комитета ветеринарии Тульской области Лысовой Е.А. выдано ООО "Оскар" предписание от 10.04.2017 N 03/03-ВП, из которого следует, что 10.04.2017 12 час 00 мин - 12 час 25 мин при рассмотрении документов, представленных по запросу от 27.03.2017 старшего государственного ветеринарного инспектора Комитета ветеринарии Тульской области Комаровой Н.П., а именно: реестра по учету безнадзорных животных, установлено, что подверглось кастрации 95 животных, стерилизации 101 животное. Документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов, в том числе ветеринарные сопроводительные документы, оформленные на перемещение биологических отходов в период с 30.01.2017 по 27.03.2017, не предъявлены. Также не представлены документы, подтверждающие факт дезинфекции места нахождения биологических отходов, транспортного средства, оборудования, инструментов, инвентаря после доставки биологических отходов для утилизации.
Указанным предписанием на общество в срок до 19.04.2017 возложена обязанность: 1. Представить в Комитет ветеринарии Тульской области документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов (операционных), полученных в результате проведенных кастрации и стерилизации, согласно представленным реестрам до 27.03.2017. 2. Представить в Комитет ветеринарии Тульской области ветеринарные сопроводительные документы на перемещение биологических отходов на предприятие по утилизации биологических отходов (ветеринарно-санитарный утилизационный завод), полученных в период до 27.03.2017. 3. Представить в Комитет ветеринарии Тульской области документы, подтверждающие дезинфекцию инвентаря, инструментов, оборудования, транспортного средства, места, где находились биологические отходы.
Анализ трех жалоб и последующих действий государственных органов, прокуратуры показал, что внеплановая выездная проверка, основанием для проведения которой послужило последнее обращение Веденеева С.Н. от 02.03.2017 в Комитет ветеринарии Тульской области, проведена (в определенной части) в отношении тех же фактов (сотрудники ООО "Оскар" произвели выстрел в собаку, которая позже скончалась; согласно анализу крови, указанному в обращении, смерть животного наступила от кураресодержащего препарата), что и проверка по обращению Руденко Т.А. 17.05.2016 в Комитет ветеринарии Тульской области (в обращении были указаны эти же факты).
Новых сведений в отношении данного эпизода в обращении Веденеева С.Н. от 02.03.2017, как верно констатировал суд первой инстанции, не содержалось.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в обращениях Веденеева С.Н. от 30.12.2016 в Тульскую природоохранную прокуратуру и от 02.03.2017 в Комитет ветеринарии Тульской области содержатся сведения об одних и тех нарушениях (сведения о собаке, принадлежавшей Руденко Т.А., имеются доказательства грубых нарушений работы Гурова: заключения ветклиники о случаях биркованных, некастрированных и не полноценно стерилизованных собак, оставляли яичники и часть матки. Видео операций он снимал лично, и все доказательства прикладывает к жалобе. Также, со слов жителей города, пойманные собаки ООО Оскар не все возвращались в места их прежнего пребывания, а те, которые возвращались, были сильно истощены).
Поскольку вопрос о расходовании бюджетных денег находится вне компетенции Комитета ветеринарии Тульской области, что последним не оспаривается, то при исследовании содержания жалоб и действий государственных органов судом правомерно не учтена данная часть жалоб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Тульская природоохранная прокуратура провела по данному обращению проверку и в рамках своих полномочий имела возможность проверить все изложенные в обращении факты, относящиеся к компетенции Комитета ветеринарии Тульской области (а не только в части отсутствия факта регистрации в реестре приютов для бездомных животных и не предоставления информации о создании приюта (пункта содержания) держателю реестра в течение десяти рабочих дней).
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в обращении от 02.03.2017 Веденеев С.Н. также сообщает комитету, что он обращался в природоохранную прокуратуру для выявления нарушений в деятельности ООО "Оскар".
Части 3.1 и 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, введенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ и уже действовавшие на момент проведения последних двух выездных проверок, содержат норму, устанавливающую обязанность уполномоченных органов учитывать результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Указанные требования закона, как справедливо посчитал суд первой инстанции, Комитет ветеринарии Тульской области не выполнил.
Располагая материалами предыдущей внеплановой выездной проверки, а также информацией о проведении Тульской природоохранной прокуратурой проверки по одним и тем же фактам, изложенным в обращениях Веденеева С.Н., Комитет ветеринарии Тульской области, назначая последнюю (оспариваемую) внеплановую выездную проверку, как правомерно отметил суд первой инстанции, не учитывал результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, не провел предварительную проверку поступившей информации.
Также судом первой инстанции обоснованно отмечено, что комитет не запросил видеоматериалы и иные доказательства, на которые ссылался Веденеев С.Н. и которые им не представлены, что мог сделать, проведя предварительную проверку поступившей информации.
При этом, суд правомерно указал, что поскольку имелся перерыв в работе ООО "Оскар", видеоматериалы (если и они имелись у Веденеева С.Н.) могли быть только те, которые им получены до проверки, проведенной Тульской природоохранной прокуратурой.
В последнем обращении от 02.03.2017 Веденеев С.Н., кроме того, указывает, что у Князевой Елены 01.02.2017 отловили, сорвавшуюся с поводка собаку при свидетелях; собака не возвращена и до сих пор судьба собаки неизвестна.
Однако, как установлено судом и не опровергнуто комитетом, данный факт не проверялся.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для проведения последней внеплановой выездной проверки (пункт 6 части 11 статьи 10 Закона N 294-ФЗ), поскольку в последнем обращении Веденеева С.Н. от 02.03.2017 содержались в совокупности те же факты, что и в обращениях Руденко Т.А. от 17.05.2016 и Веденеева С.Н. от 30.12.2016 (в Тульскую природоохранную прокуратуру), по которым проверки проведены на предмет соблюдения одних и тех же обязательных требований (или должны были быть проведены с учетом содержащихся фактов).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что в согласовании проведения внеплановой выездной проверки на основании обращения Веденеева С.Н. от 02.03.2017 следовало отказать.
При таких обстоятельствах с учетом части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ судом первой инстанции правомерно признан незаконным приказ председателя Комитета ветеринарии Тульской области от 14.03.2017 N 90 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Оскар".
Поскольку суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для проведения повторной проверки, то и его вывод о незаконности выданного по результатам указанной проверки предписания от 10.04.2017 N 03/03-ВП также является правильным.
При этом судом первой инстанции учтено, что в оспариваемом предписании не содержится указаний на выявленные при проведении проверки факты нарушений обязательных требований, равно как и не содержится указаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, а фактически предписание представляет собой запрос о представлении документов для проверки.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку не имелось оснований для проведения внеплановой выездной проверки по обращению Веденеева С.Н. от 02.03.2017, то и в дальнейшем производство по делу об административном правонарушении по статье 10.8 КоАП РФ в отношении общества не могло быть возбуждено.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено постановление заместителя председателя Комитета ветеринарии Тульской области - начальника отдела государственного ветеринарного надзора Тульской области Устиновой О.А. от 09.06.2017 N 03/03-ВСП о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что прекращение производства по делу в отношении ООО "Оскар" имело место быть по нереабилитирующему основанию, в частности, в связи с признанием правонарушения малозначительным.
Рассматривая требование общества о признании незаконными действий должностных лиц Комитета ветеринарии Тульской области по отказу в ознакомлении представителя ООО "Оскар" с мотивированным представлением должностного лица Комитета ветеринарии Тульской области от 13.03.2017 N 3 и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Частью 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрена обязанность уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора) при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, подготовить мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
По результатам рассмотрения поступившего обращения должностным лицом комитета вынесено мотивированное представление председателю Комитета ветеринарии Тульской области от 13.03.2017 N 3 о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
ООО "Оскар" 17.05.2017 обратилось в Комитет ветеринарии Тульской области с заявлением о возможности ознакомления, в частности, с мотивированным представлением от 13.03.2017 N 3 по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
Между тем, как установлено судом и не опровергнуто комитетом, указанный документ не был представлен ООО "Оскар" для ознакомления.
Учитывая, что составление данного документа предусмотрено Законом N 294-ФЗ и он фактически был составлен, лицо, в отношении которого вынесено мотивированное представление о назначении внеплановой проверки (которая впоследствии проведена), имеет право на ознакомление с таким документом, что также соответствует одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренному пунктом 3 статьи 3 Закона N 294-ФЗ (открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и о проведении проверок).
Поскольку представителю ООО "Оскар" было отказано должностными лицами комитета в ознакомлении с данным документом, то суд первой инстанции с учетом изложенного обоснованно признал такой отказ незаконным.
Довод комитета о том, что для целей Закона N 294-ФЗ факт проведения прокурорской проверки в рамках Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не должен учитываться, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку наличие в Федеральном законе N 294-ФЗ положений о том, что при осуществлении прокурорского надзора положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок (пункт 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ), не применяются, само по себе не отменяет императивного предписания части 3.1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ об учете, в данном случае, Комитетом ветеринарии Тульской области ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результатов ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными судом фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем достаточных правовых оснований для ее удовлетворения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2018 по делу N А68-5739/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета ветеринарии Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5739/2017
Истец: ООО "Оскар"
Ответчик: Комитет ветеринарии Тульской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3633/18
11.12.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6853/19
18.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3633/18
02.06.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2875/18
02.04.2018 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5739/17