г. Москва |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А40-249810/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Е.В. Пронниковой, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росалкогольрегулирования
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2018 по делу N А40-249810/17, принятое судьей М.М. Кузиным (149-2228),
по заявлению ООО "Лидер" (665703, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул.Гайнулина, д.1А, стр.11, ОГРН 1113804003895, ИНН 3804045631)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (125047, г. Москва, Миусская пл., д. З, стр. 4),
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Попова М.В. по дов. от 01.01.2018; |
от ответчика: |
Фролкова О.В. по дов. от 26.12.2017, Павлова М.Г. по дов. от 26.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидер" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ответчик, Росалкогольрегулирование) от 20.10.2017 N 0938-опт об отказе в выдачи лицензии и об обязании устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя.
Решением от 19.03.2018 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росалкогольрегулирование обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Лидер" обратилось в заявлением N 10 от 04.08.2017 в Росалкогольрегулирование о выдаче лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции с приложением необходимых документов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее ФЗ-171) на 59 листах.
25.08.2017 от Росалкогольрегулирования в адрес ООО "Лидер" поступил отказ в предоставлении государственной услуги N 15477/01-01 от 14.08.2017 с указанием, что отсутствуют часть документов и что рассмотрение вопроса о выдаче лицензии возможно после представления заявления и устранения перечисленных нарушений.
ООО "Лидер" с сопроводительным письмом исх N 17 от 18.09.2017 с описанием произведенных мероприятий по устранению недостатков в ранее предоставленных документов и с заявлением за исх N 16 от 18.09.2017 о выдаче лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, с приложением необходимых документов вновь обратилось в Росалкогольрегулирование.
Заявление ООО "Лидер за исх N 16 от 18.09.2017 было зарегистрировано в Росалкогольрегулировании за вх N Л1857 от 25.09.2017.
Росалкогольрегулированием в отношении ООО "Лидер" вынесено Решение N 0938-опт от 20.10.2017 об отказе в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
О принятом решении ООО "Лидер" узнало посредством получения сканкопии решения на электронный адрес lider@center.irkutsk.ru 23.10.2017.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
В качестве основания отказа указано: в связи с выявлением в предоставленных документах недостоверной, искаженной, а так же неполной информации, а именно: место нахождения обособленного подразделения (склада), указанное в заявлении, в договоре аренды, в заключении о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности (Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1А, стр. 11, нежилое здание склад N 6), которое не соответствует данным по выписке из ЕГРН N 38/000/003/2017-207792 от 03.10.2017, в которой указан: 665703, Иркутская область, г. Братск, жилой район Гидростроитель, ул. Гайнулина, 1А, стр. 11, литер М, нежилое здание склад N 6.
Согласно п. 8 ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" форма выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения устанавливаются органом нормативно - правового регулирования."
Согласно п. 17 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968" (именуемый далее Приказ N 378) при заполнении реквизита "Ранее присвоенный государственный учетный номер" указываются кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре, если такой номер присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу Закона N 218, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 17 Приказа N 378 в реквизите "Адрес" указывается адрес либо местоположение объекта недвижимости в соответствии со сведениями ЕГРН.
Выписка из ЕГРН на вышеназванный склад содержит следующую информацию:
В графе адрес указано "Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Гидростроитель, ул. Гайнулина, 1А, стр. 11".
В графе ранее присвоенный государственный учетный номер указано: "Иной номер: 2168, Иной номер: М, Инвентарный номер: 2168".
Сведения, отражаемые в графах выписки из ЕГРН установлены законом и действующим законодательством не предусмотрено отражение литеры объекта в графе "ранее присвоенный государственный учетный номер", кроме того в этой графе не указано, что буквенное обозначение "М" является литерой, в графе адрес отсутствует указание Литер М.
Кроме того, в предоставленном в виде нотариально заверенной копии в Росалкогольрегулирование техническом паспорте на объект не содержится информации о наличии литеры.
Правоудостоверяющий документ собственника (ООО "Энергопромстрой") -свидетельство о государственной регистрации права от 07.08.2015, не содержит в себе элемент "литер М". В характеристике "Объект права" содержится адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1А, стр. 11, а так же словосочетание "нежилое здание - склад N 6, которые содержатся в заявлении, в договоре аренды, в заключении о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, предоставленных ООО "Лидер" в Росалкогольрегулирование.
На основании вышеизложенного в заявлении, договоре аренды, в заключении о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности указание места нахождения склада: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1А, стр. 11, нежилое здание склад N 6 является достоверным, полным и позволяет точно, определенно и однозначно идентифицировать обособленное подразделение (склад) и установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
Кроме того, согласно абз. 2 п.п. г п. 1 ст. 14 Приказа Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции", при описании в заявлении места нахождения обособленного подразделения организации указывается его почтовый адрес, а так же данные, позволяющие определенно установить объекты, на которых предполагается осуществлять лицензируемые виды деятельности.
Исходя из содержания формы лицензии, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12.11.2015 N 359 в табличной форме указывается место нахождения обособленного подразделения лицензиата, состоящее из 2 граф: графа 2-адрес (указывается в соответствии со структурой согласно Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221; графа 3 - иные сведения, позволяющие определенно установить место нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
При этом, при заполнении лицензии, в том числе при указании сведений о местах нахождения обособленных подразделений лицензиата, может быть использована информация как из документов, предоставленных непосредственно соискателем лицензии, так и полученная в рамках проведения документарной и (или) внеплановой выездной проверки в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ-171. Из этого следует вывод, что информация из документов соискателя лицензии и полученная при осуществлении межведомственного запроса может не иметь совпадения по формальным признакам, что не является препятствием для оказания государственной услуги.
Пунктами 44-48 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221, закреплена структура адреса, последовательность адресообразующих элементов (реквизитов адреса). Структура включает в себя:
A) наименование страны;
Б) наименование субъекта РФ;
B) наименование муниципального района, городского округа; Г) наименование городского или сельского поселения;
Д) наименование населенного пункта;
Е) наименование элемента планировочной структуры;
Ж) наименование элемента улично-дорожной сети;
3) номер земельного участка;
И) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;
К) тип и номер помещения, расположенного в здании.
Согласно пунктов 1 и 6 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ-218) каждый объект недвижимости имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер. Кадастровые номера, номера регистрации реестровые номера границ - обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а так же при межведомственном информационном взаимодействии.
Согласно ст. 8 ФЗ-218, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным относятся характеристики объекта, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. К основным сведениям относятся: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный или номер учетной записи в государственном лесном реестре) и иные сведения, при чем информация о "литере" в этот перечень сведений не входит.
Понятие "литера" содержится в Приложении 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, и обозначает буквенное обозначение зданий, строений и сооружений в инвентаризационно-технической документации. Соответственно, не является адресообразующим элементом, элементом места нахождения обособленного подразделения организации, не влияет на возможность определенно установить местонахождение объекта.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области предоставлен ответ за исх. N 16-40064 от 07.12.2017, согласно которому литера объекта недвижимости не является характеристикой, позволяющей определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указание в заявлении, в договоре аренды, в заключении о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности места нахождения: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1А, стр. 11, нежилое здание склад N 6 не является недостоверным, искаженным, неполным и позволяет точно, определенно и однозначно идентифицировать обособленное подразделение (склад) и установить соответствие заявителя - лицензионным требованиям.
Кроме того, как усматривается из Выписки ЕГРЮЛ от 03.10.2017 "нежилое здание - склад N 6 площадью 564,7 инвентарный номер, литер: имеет N 2168, с указанием литер М (т.2 л.д.163), вместе с тем, как усматривается из материалов дела, это одно и тоже здание, указанное в заявлении заявителя и проверяемое пожарным надзором (т.2 л.д.70)
Росалкогольрегулирование ссылается на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, как на основание необходимости указания в документах литеры.
Отклоняя данный довод ответчика, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 4 ст. 72 ФЗ N 218 от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" Приказ Минземстроя N 37 должен применяться в части не противоречащей федеральному закону.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством, Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены формы Технического плана и требования к его подготовке, состав, содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости. Порядок заполнения в Техническом плане раздела "Описание местоположения объекта недвижимости" не содержит указаний о необходимости указания литеры.
Согласно действующего Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения...." - в выписках информация о литере объекта недвижимости не отражается.
В связи с техническими возможностями ЕГРН на основании запросов в порядке межведомственного информационного взаимодействия формируется выписка из "унаследованной системы" Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с отображением информации утратившей свою юридическую силу (о литере).
Таким образом, утверждение Росалкогольрегулирования, что ООО "Лидер" не указанием в документах информации о литере М предоставил недостоверные, искаженные, неполные сведения - не соответствует действительности.
В Выписке из ЕГРН полученной на бумажном носителе, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства, признаваемой правоудостоверяющим документом, информации о литере не содержится.
Иных оснований для отказа ООО "Лидер" в выдаче лицензии в оспариваемом Решении N 0938-опт от 20.10.2017 об отказе в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции - не указано.
В отзыве Росалкогольрегулирование указывает, что информация заявителя не соотносится с информацией, полученной посредством межведомственного взаимодействия, с выпиской из ЕГРН, в которой содержаться следующие сведения: "665703, Иркутская область, г. Братск, жилой район Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1 А, стр. 11, литер М, нежилое здание склад N 6".
При детальном рассмотрении "вариантов несоответствия" (недостоверности, искажения, неполноты), спорными элементами места нахождения обособленного подразделения, в котором предполагается осуществление лицензируемого вида деятельности являются: литер М, помещение 1.
При чем в тексте решения об отказе в выдаче лицензии от 20.10.2017 N 0938-опт нет указания на несоответствие сведений о "помещении 1".
В заявлении о выдаче лицензии в соответствии с требованиями п. 2.1 ст. 18 ФЗ N 171 ООО "Лидер" в качестве уточняющего элемента места нахождения обособленного подразделения, в котором планируется осуществление лицензируемого вида деятельности указал "помещение 1", площадью 550,08 кв.м. что соответствует сведениям, содержащимся в техническом паспорте здания, договоре долгосрочной аренды нежилого помещения от 13.07.2017 и дополнительном соглашении к нему от 07.08.2017, из которых следует, что Заявителю на праве аренды предоставлено "нежилое здание - склад N 6, назначение: нежилое, общей площадью 564,7 (пятьсот шестьдесят четыре целых семь десятых) кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Гидростроитель, ул. Гайнулина, д. 1А, стр. 11, кадастровый номер: 38:34:032203:41, из них - помещение, обозначенное на поэтажном плане 1, площадью 550,8 (пятьсот пятьдесят целых восемь десятых) кв.м. - для использования в целях осуществления закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, согласно схемы (Приложение N 1 к дополнительному соглашению)".
Данные сведения не противоречат сведениям, содержащимся в ЕГРН. В аренде у ООО "Лидер" находится все здание общей площадью 564,7 кв.м. полностью (что подтверждается выпиской из ЕГРН), в том числе и помещение 1. При этом законодательство в области алкогольного регулирования согласно пп.12 п. 1 ст. 19 ФЗ N 171 не содержит требований о необходимости наличия у заявителя производственных и складских помещений (по отдельным договорам) в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Таким образом, указанные в заявлении о выдаче лицензии сведения о помещении 1 не являются недостоверными, искаженными, отражают необходимую информацию в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Одновременно суд полагает возможным в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ возложить на Росалкогольрегулирование обязанность по устранению допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2018 по делу N А40-249810/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249810/2017
Истец: ООО лидер
Ответчик: Росалкогольрегулирование, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка