г. Москва |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А40-197226/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соколина В.В.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2018 по делу N А40-197226/17, принятое судьей О.В. Сизовой (шифр судьи 84-1729)
по заявлению: ООО "ГЛАВСТРОЙИНВЕСТ"
к ответчику/заинтересованному лицу: МИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: Соколин В.В.
о признании незаконным и отмене решение
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Шмелев Е.А. по доверенности от 29.09.2017; |
от третьего лица: |
Кручинина Т.Л. по доверенности от 13.04.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГЛАВСТРОЙИНВЕСТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России N 46 по г. Москве с требованием о незаконным решения о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 8177748129012 от 11.10.2017 г. о ликвидации юридического лица - ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" ИНН 7704874199; ОГРН 5147746087055, обязании отменить Решение о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 8177748129012 от 11.10.2017 г. о ликвидации юридического лица - ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" ИНН7704874199; ОГРН5147746087055, а также, о взыскании с ликвидатора ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" Соколина В.В. расходов на оплату услуг представителя в размере 60 000 руб. с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, считает, что оснований для удовлетворения требований не имелось.
В судебном заседании представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель налогового органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен.
Заявитель извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям о юридическом лице ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" ИНН 7704874199, ОГРН 5147746087055, 04.10.2017 г. на официальном сайте ИФНС РФ, указанным юридическим лицом было подано заявление по форме Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации ЮЛ"; номер ГРН 6177747719550; дата внесения записи 21.06.2017.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по Москве 11.10.2017 внесена запись ГРН 8177748129012 о ликвидации юридического лица - ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА"
Посчитав решение о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 8177748129012 от 11.10.2017 о ликвидации юридического лица незаконным и нарушающим права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований верными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Единственным участником ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" было принято решение о ликвидации общества, ликвидатором назначен Соколин В.В.
Согласно пункту 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
По правилам статей 61 - 64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица.
При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, определению порядка ликвидации (в том числе признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО "ГЛАВСТРОЙИНВЕСТ" (далее Заявитель) ранее обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО БГИП "ИНЖГЕОЭСПЕРТИЗА" с требованиями о взыскании аванса в размере 1 487 500,00 руб., неустойки в размере 425 000.00 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000.00 руб.
Исковые требования Заявителя Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2017 г. по делу N А40-33816/17-31-317 удовлетворены в полном объеме.
Несмотря на начатую процедуру ликвидации ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" подало апелляционную жалобу на указанное выше решение.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
При ликвидации ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" ликвидатор не принял во внимание задолженность перед заявителем, а так же судебное разбирательство по делу N А40-33816/17, таким образом, ликвидатором ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" Соколиным В.В. не выполнено требование при ликвидации общества.
Ликвидационный баланс ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" составлен без учета задолженности перед заявителем, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица: налоговый орган осуществил государственную регистрацию прекращения юридического лица при отсутствии достоверных сведений.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информационные системы включают в себя, в том числе государственные информационные системы - федеральные информационные системы.
В силу части 3 статьи 14 названного Закона N 149-ФЗ государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы, являются государственными информационными ресурсами (часть 9 статьи 14 Закона N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 названного Закона N 149-ФЗ принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Таким образом, поскольку государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, принцип достоверности информации, содержащейся в информационном ресурсе, предполагает, что информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями является достоверной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. К ним относится непредставление установленных Законом N 129-ФЗ документов для государственной регистрации и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Кроме того, статья 23 Закона 129-ФЗ содержит два специальных оснований для отказа в государственной регистрации, имеющих частное значение.
При отсутствии указанных оснований, регистрирующий орган обязан произвести государственную регистрацию.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12 необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7075/11 от 13.10.2011 по делу N А46-6896/2010 сформулирована правовая позиция о том, что "необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации".
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся: федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Таким образом, установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лиц не был соблюден.
Запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО БГИП "ИНЖГЕОЭКСПЕРТИЗА" в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Закона N 129-ФЗ, поскольку основана на недостоверных сведениях нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора этого юридического лица
Заявителем также заявлено о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с частью 2 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В силу статьи 40 АПК РФ третьи лица являются лицами, участвующими в деле.
Приведенные положения процессуального законодательства, применяемые в системной взаимосвязи, прямо предполагают включение в состав субъектов отношений по возмещению судебных расходов не только сторон соответствующего спора, но и иных лиц, к которым в числе прочих относятся третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума от 21.01.2016 N 1 не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
Позиция заявителя сводится к тому, что ликвидатор общества представил в регистрирующий орган ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Обращение заявителя в суд обусловлено ликвидацией юридического лица, решение о государственной регистрации которого принято Инспекцией на основании представленных ликвидатором общества сведений, содержащих, по мнению заявителя, недостоверную информацию. Таким образом, вина именно регистрирующего органа в рассматриваемом деле отсутствует и не может быть установлена судом.
Следовательно, применительно к арбитражно-процессуальному законодательству и разъяснениям, данным в постановлении Пленума от 21.01.2016 N 1 судебные расходы подлежат возмещению третьим лицом.
В п.12 Постановления разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). Судебные издержки ООО "ГЛАВСТРОЙИНВЕСТ", связанные с рассмотрением настоящего дела полностью подтверждаются договором на оказание юридических услуг N 11/2017 от 13.10.2017 г., платежным поручением N 468 от 17.10.2017 г. на сумму 60 000 руб.
Факт и размер понесённых издержек материалами дела. Апелляционный суд учитывает, что доводов по судебным расходам жалоба не содержит.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.03.2018 по делу N А40-197226/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить Соколину В.В. из Федерального Бюджета РФ государственную пошлину в размере 2 850 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.