г. Москва |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А40-208761/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2017 по делу N А40-208761/17, принятое судьей В.В. Дудкиным
по заявлению ПАО "ФСК "ЕЭС"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Балюк Н.Н. по доверенности от 07.04.2017; |
от заинтересованного лица: |
Петрова Т.А. по доверенности от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК "ЕЭС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, оформленного уведомлением от 22.08.2017 г. N 77/007/225/2017-2004, 2006, 2005 о приостановлении государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Пункт переключения задвижек N 1 (кадастровый номер 77:07:0012006:5249), расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 по адресу: г.Москва, ул. Рябиновая, д.45А и обязании устранить допущенные нарушения его прав.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
От заявителя в материалы дела поступил отзыв.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (Подстанция) отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
Заявитель указал, что в ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства.
В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции Подстанции объекты 09 августа 2017 года ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением N 77/007/225/2017-2004 о регистрации права собственности на объект- Пункт переключения задвижек N 1.
В соответствии с Уведомлением от 22.08.2017 государственная регистрация права собственности была приостановлена до 21.11.2017 на основании п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации), в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.
Описанные обстоятельства явились основанием для обращения Заявителя в суд.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд, вопреки доводам жалобы считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора применены, подлежащие применению нормы права и, сделаны обоснованные выводы о наличии совокупности условий для удовлетворения требований, заявленных в порядке гл.24 АПК РФ, исходя из следующего.
Полномочия регистрирующего органа установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), что не оспаривается сторонами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 1, 8 ч. 1 ст. 14 этого же Закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно норме п.3 ч.1 ст.29 Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 10 ст.40 Закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, из указанных в п.1 настоящей статьи категорий, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу нормы ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, вопреки доводам жалобы обоснованно указал на то, что все документы, необходимые для осуществления заявленной регистрации Обществом были представлены.
Так был представлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 от 05.03.2015 N RU76000-014505, подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В п. 2.1 ГПЗУ содержится информация о разрешенном использовании земельного участка.
Основным видом разрешенного использования земельного участка является энергетика (6.7).
Согласно ГПЗУ вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства установлены:
- виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) - предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится подстанция. Размещение объекта предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию.
Кроме того, п. 2.2.2 ГПЗУ установлено предельное количество этажей зданий, строений, сооружений для объектов нового строительства, в число которых включены и шунтирующие реакторы
Пунктом 2.2.3 ГПЗУ установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка: для существующих зданий- предельная застроенность по существующему положению, для объектов нового строительства- предельная застроенность не установлена.
Пункт 2.2.4 содержит иные показатели нового строительства.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу норм ст. 57.3 ГрК РФ и Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46880) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
В свою очередь, соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
Следовательно, в настоящем случае ГПЗУ ограничений по строительству объектов не содержит. Напротив, предусматривает возможность нового строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП утвержден Проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково".
Проектом планировки территории предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
Подстанция реконструирована на основании Разрешения на строительство, выданного Правительством Москвы 29.12.2016 N 77-176000-013833-2016.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на подстанцию 500 кВ Очаково выдано 07.02.2014 г., что подтверждает, что объект - ПС 500 кВ Очаково существовал ранее и был куплен ПАО "ФСК ЕЭС" в 2014 году.
Приказ Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 подтверждает, что ПС 500 кВ "Очаково" N214 отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети как единый объект. Данный приказ подтверждает, что объект -ПС 500 кВ Очаково существовал в 2005 году. ПС 500 кВ Очаково не выводилась из эксплуатации.
Порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2007 N 484 и предусматривает принятие решения Минэнерго с последующим составлением акта о выводе объекта из эксплуатации. Такого решения Минэнерго не принимало.
Проектной документацией, прошедшей положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02 (приложение 12 к заявлению УД- 6181), предусмотрено, что основанием для разработки проектной документации явилось техническое задание с целью получения исходных данных для реконструкции ПС 500 кВ Очаково, целью работы является получение исходных данных для разработки проектной документации реконструкции сооружений ПС 500 кВ Очаково, участок работ находится на территории действующей подстанции "Очаково".
Как верно установил суд, Росреестр принял все документы, оформленные на Объект - Подстанция 500 кВ "Очаково". Ни один из вышеперечисленных документов не оформлен на Сети маслостоков N 3.
Суд правильно указал, что с учетом норм ч. 5 ст. 14, ч. 6 ст. 55 ГрК РФ в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также в процессе кадастрового учета спорного объекта недвижимости уполномоченным органом должен был быть установлен факт нецелевого использования заявителем земельного участка, а также факт наличия у спорного объекта признаков самовольной постройки, при наличии таковых, что, однако, выявлено не было.
Также судом установлено, что Росреестр не ставит под сомнение правомерность совершения кадастрового учета Объекта- Пункта переключения задвижек N 1 (кадастровый номер 77:07:0012006:5249).
При изложенных обстоятельствах материалами дела подтверждено, что в ходе реконструкции образован новый объект капитального строительства Пункт переключения задвижек N 1. Объект образован на основании Разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с ГПЗУ и Проектом планировки территории, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Таким образом, суд верно указал на то, что ответчиком не доказано наличие примененных оснований для приостановления регистрационных действий.
Довод апелляционной жалобы о наличии полномочий на распоряжение земельными участками у Департамента городского имущества города Москвы не опровергает выводы суда.
Именно Департаментом городского имущества города Москвы подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС".
Кроме того, согласно п. 1 ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Из буквального прочтения текста договора (п. 1.3 и особые условия договора) следует, что участок площадью 148668 кв.м. может быть использован в целях капитального строительства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.03.2017 по делу N А40-208761/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.