г. Москва |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А40-9130/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2018 по делу N А40-9130/18, принятое в порядке упрощенного производства судьёй Кукиным С.М. (130-65)
по заявлению Управлению Роскомнадзора по ЦФО
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО (заявитель, Управление Роскомнадзора по ЦФО, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (ответчик, предприятие) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд города Москвы решением от 07.03.2018 удовлетворил заявленные Управлением требования и привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив Предприятию административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Предприятия, Управление Роскомнадзора по ЦФО не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении по вменяемому нарушению, так как место совершение правонарушения - г. Грозный, Чеченская Республика. Административным органом нарушена ст. 29.5 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074 (лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11.04.2013, сроком действия до 11.04.2018.
При рассмотрении обращения гр. Аверина П.А. Управлением выявлены нарушения обязательных требований, а именно: нарушен срок отправки перевода наложенного платежа, что является нарушением требований п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"), п. 1 ст. 46, ст. 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пп. "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (ПОУПС) и ст. 363, 657 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций Регионального содружества в области связи 22.04.1992.
По информации и документам, предоставленным ФГУП "Почта России" установлено, что посылка с объявленной ценностью N 11903415053097 и наложенным платежом 5000 руб. была вручена адресату 26.10.2017 в отделении почтовой связи (ОПС) Грозный 36415 УФПС Чеченской Республики - филиала "Почта России".
Однако наложенный платеж (денежный перевод) N 334519 Аверину П.А. направлен ему только 08.11.2017.
По сообщению ФГУП "Почта России" почтовый перевод денежных средств N 334519 был выплачен адресату 09.11.2017.
Таким образом, в действиях ФГУП "Почта России" установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения Заместителем начальника отдела надзора в сфере почтовой связи Н.С. Деевым 12.12.2017 года составлен протокол N АП-77/14/5779 об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ФГУП "Почта России".
Считая ФГУП "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, Управление Роскомнадзора по ЦФО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
Привлекая предприятие к административной ответственности, суд первой инстанции не учел следующее.
Протокол об административном правонарушении от 12.12.2017 N АП-77/14/5779 составлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО.
Событием административного правонарушения является нарушение условий, предусмотренных лицензией, выразившееся в нарушении сроков отправки перевода наложенного платежа.
Как следует из материалов административного дела местом совершения административного правонарушения является г. Грозный УФПС Чеченской Республики.
Нарушение срока отправки наложенного платежа, денежного перевода осуществлено с нарушением срока, установленного ст.363 и ст.657 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций Регионального содружества в области связи 22.04.1992 по вине работников УФПС Чеченской Республики, так как перевод наложенного платежа не был отправлен адресату в день выдачи почтового отправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как разъяснено в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, должностных лиц в части проведения контрольных мероприятий регламентированы Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228).
Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по сфере связи и массовых коммуникаций, утверждено приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.06.2015 N 193 (Типовое положение).
Пунктом 2 Типового положения предусмотрено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъекте (субъектах) Российской Федерации (далее - территориальный орган) создается в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на подведомственной территории.
Согласно п. 8.1 Типового положения территориальный орган обладает следующими полномочиями: осуществляет на подведомственной территории государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации в установленной сфере деятельности.
Таким образом, полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО не распространяются на Чеченскую Республику.
Следовательно, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, совершенном на территории иного субъекта Российской Федерации - Чеченской Республики.
Указанный вывод соответствует судебной практике рассмотрения споров со схожими обстоятельствами (постановления Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 310-АД15-17487, от 01.02.2016 N 310-АД15-18475).
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 12.12.2017 N АП-77/14/5779, составленный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО области не является надлежащим доказательством совершенного административного правонарушения и не мог быть положен в основу привлечения Предприятия к административной ответственности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ФГУП "Почта России" подлежит удовлетворению, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2018 по делу N А40-9130/18 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9130/2018
Истец: Управление Роскомнадзора по ЦФО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19584/18