г. Москва |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А40-156713/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей: Красновой Т.Б., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.М.Бегзи
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Минфина РФ на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2018 г. по делу N А40-156713/17 (120-1322) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края
к Минфину РФ
третьи лица: 1) Правительство Забайкальского края, 2) ФС по труду и занятости. 3) ГКУ "Центр занятости населения", 4) ООО "Мясокомбинат "Даурский", 5) УФК по Забайкальскому краю, 6) Федеральное казначейство
о признании недействительным приказа
от заявителя: Мустаева В.Я. по дов. от 25.07.2016, Матвеев А.А. по дов. от 28.05.2018
от ответчика: Дулина А.В. по дов. от 29.11.2017;
от третьего лица: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен; 5. не явился, извещен; 6. Биджиев А.Б. по дов. от 22.09.2017
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным приказа Министерства финансов РФ от 20.06.2017 г. N 463 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края.
Решением от 06.03.2018 г. указанные требования удовлетворены, суд сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерства финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ФС по труду и занятости просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным.
ГКУ "Центр занятости населения" в апелляционной жалобе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что суд правильно применил нормы материального права.
Отзывы от остальных участников не поступили.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Федерального казначейства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явились представители Правительства Забайкальского края, ФС по труду и занятости, ГКУ "Центр занятости населения", ООО "Мясокомбинат "Даурский", УФК по Забайкальскому краю суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края проведена проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Органом финансового контроля составлен Акт выездной проверки использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Краснокаменского района" от 12 апреля 2017 года (далее - Акт проверки).
Указанный акт органом финансового контроля направлен в Министерство финансов Российской Федерации.
20.06.2017 года Министерством финансов Российской Федерации издан приказ "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края" N 463, которым Федеральному казначейству установлено исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Забайкальского края путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Забайкальского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Забайкальского края, в сумме 2 519 374,47 руб.
Не согласившись с вынесенным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с п.1, 3 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно статье 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 ст.306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Согласно постановления Правительства Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80 полномочия и функции Государственной службы занятости населения Забайкальского края по надзору и контролю, оказанию государственных услуг и управлению в области содействия занятости населения, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией с 1 января 2017 года переданы Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Краснокаменского района" в соответствии с пунктом 1.5 учреждения находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
В целях стабилизации численности населения, создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующие эффективному развитию рынка труда в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда края, стратегиями российского долгосрочного социально-экономического развития, демографической политикой, перспективными задачами социально-экономического развития Забайкальского края, Постановлением Правительства Забайкальского края от 01 августа 2014 года N 457 утверждена Государственная программа Забайкальского края "Содействие занятости населения на 2014-2020 годы" (далее - Программа).
Перечень основных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края указан в Продпрограмме N 2 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году" (далее - Подпрограмма).
Подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году" утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 мая 2016 года N 208.
Разработчиком подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году" государственной программы Забайкальского края "Содействие занятости населения на 2014-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 01 августа 2014 года N 457 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2014 года N 702, от 13 октября 2015 года N 518, от 13 ноября 2015 года N 553, от 31 декабря 2015 года N 654, от 06 апреля 2016 года N 124, от 27 мая 2016 года N 208, от 08 июля 2016 года N 293, от 20 декабря 2016 года N 473), согласно последней редакции подпрограммы указанные мероприятия реализованы в полном объеме.
Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Краснокаменского района" (далее - Центр занятости) на момент реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в соответствии с Уставом являлось подведомственным учреждением Государственной службы занятости населения Забайкальского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года утверждены Правила предоставления и распределения в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - правила). Согласно пункту 3 правил условиями предоставления и расходования субсидий являются:
а) наличие региональной программы, утвержденной в установленном порядке высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и предусматривающей реализацию дополнительных мероприятий в 2016 году;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией дополнительных мероприятий ив 2016 году.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией программ субъектов Российской Федерации (включая субъекты Российской Федерации, не отнесенные к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда), предусматривающих следующие дополнительные мероприятия в целях создания и сохранения рабочих мест для работников организаций значимых для субъектов Российской Федерации видов экономической деятельности, включая транспортное машиностроение, жилищное строительство, автомобильную промышленность, легкую промышленность и иные отрасли промышленности.
Таким образом, мероприятия Подпрограммы выполнены в полном объеме. Граждане, находящиеся под риском увольнения, прошли переобучение, получив возможность работать на предприятие по новой профессии.
Таким образом, субсидия, выделенная за счет средств федерального бюджета бюджету Забайкальского края, использована на цели и задачи Подпрограммы.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Роструда от 30 мая 2017 года N 097-5-2.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о признании недействительным оспариваемого приказа Минфина РФ.
Кроме того, суд в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ возложил на Министерство финансов РФ обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2017 г. по делу N А40-156713/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.