г. Москва |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А40-241533/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2018 года по делу N А40-241533/17
принятое судьей Хайло Е.А. (шифр судьи 42-377)
в порядке упрощенного производства
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков, причиненных вследствие предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан в сумме 149 539 руб.20 коп..
Решением суда от 12.04.2018 года в удовлетворении заявленных требований АО "Федеральная пассажирская компания" отказано.
АО "Федеральная пассажирская компания" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Министерство финансов Российской Федерации представило письменный отзыв, в котором истец считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, АО "Федеральная пассажирская компания" в период 2014 года предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года.
Факт предоставления льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 149 539 руб.20 коп..
Не полученная от потребителей плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот у истца образовались убытки в сумме 149 539 руб.20 коп..
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Предметом спора являются денежные средства, неполученные истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах", были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 года было заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 21.11.2007 года N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года.
В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
На основании ст. 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд. Выдачу соответствующего удостоверения и талонов осуществляют органы социальной защиты.
Из пункта 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 26.07.2002 года N 30, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) прилагаются к отчету билетного кассира.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, признано верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству.
В силу ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.02.1993 года, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом. Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 года являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что из представленных истцом документов невозможно определить обладают ли указанные в реестре перевозок лица, перевезенные АО "ФПК", правом на льготный проезд на железнодорожном транспорте, а также являются ли указанные лица гражданами Российской Федерации либо постоянно проживающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2018 г. по делу N А40-241533/17 в части отказа Акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" в удовлетворении исковых требований отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) убытки в сумме 149 539 руб.20 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 5 486 (пять тысяч четыреста восемьдесят шесть) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А.Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.