г. Киров |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А17-10886/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.03.2018 по делу N А17-10886/2017, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис"
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (далее -заявитель, ООО "Гарант-Сервис", Общество ) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция, Служба) от 17.11.2017 N 14-чд.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.03.2018 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Ивгосжилинспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Служба полагает, что обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) относится к коммунальной услуге, исполнителем которой является управляющая организация, которая должна обеспечить возможность ее представления жителям не только посредством заключения договора с региональным оператором, но и посредством организации места сбора и накопления крупно-габаритных отходов.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Гарант-Сервис" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант-Сервис" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. С. Халтурина г. Иваново (далее - МКД N 19).
На основании приказа Ивгосжилинспекции от 16.10.2017 N 1819 уполномоченным должностным лицом Службы в период с 23.10.2017 по 17.11.2017 в отношении Общества проведена внеплановая проверка.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17.11.2017 N 16-чд.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпункта "д" (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), на контейнерной площадке МКД N 19 отсутствует специально отведенная площадка или бункер-накопитель для сбора крупно-габаритных отходов.
По итогам проведенной проверки 17.11.2017 Ивгосжилинспекцией в адрес ООО "Гарант-Сервис" выдано предписание о необходимости в срок до 21.12.2017 принять меры по организации места сбора и накопления крупногабаритных отходов для жителей МКД N 19.
Не согласившись с предписанием Ивгосжилинспекции от 17.11.2017 N 14-чд, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По смыслу статьи 17 названного Закона предписание выдается в случае установления при проведении контрольно-надзорным органом соответствующей проверки нарушений обязательных требований действующего законодательства в целях их устранения. Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Возложение на лицо обязанности, не являющейся для него обязательной, влечет нарушение прав такого лица.
Оспариваемое предписание Ивгосжилинспекции от 17.11.2017 N 14-чд оценивается судом на момент его выдачи.
Как видно из материалов дела, ООО "Гарант-Сервис" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 и договора управления МКД от 29.09.2015 является управляющей компанией в отношении МКД по адресу: г. Иваново, ул. С.Халтурина, д. N 19.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае Обществу вменено нарушение требований подпункта "д" (2) пункта 11 Правил N 491, пункта 26 (1) Перечня N 290, пунктов 3.7.1, 3.7.15 Правил N 170, выразившихся в отсутствии на контейнерной площадке специально отведенной площадки или бункера- накопителя для сбора крупно-габаритных отходов.
В соответствии с пп. "д (2)" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В состав общего имущества в числе прочего включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 2 Правил N 491).
Пунктом 16 названных Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
В договоре управления МКД N 19 от 29.09.2015 закреплено, что предметом договора является обеспечение со стороны управляющей организации благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества дома, а также регулирование предоставления собственникам и иным законным представителям жилых (нежилых) помещений жилищно - коммунальных услуг, соответствующих установленным стандартам и нормативам (п. 2.1).
Управляющая организация обязуется по заданию собственника выполнять работы и оказывать услуги по управлению домом, содержанию и ремонту его общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам и иным лицам в отношении дома (п. 2.2).
Состав общего имущества дома, в отношении которого осуществляется управление, его состояние, а также границы эксплуатационной ответственности между общим имуществом дома и личным имуществом собственников указаны в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью договора (п. 2.3).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Согласно пункту 3.7.15 Правил N 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Пунктом 26 (1) Перечня N 290 установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, в частности, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что контейнерная площадка, используемая для сбора ТБО жителей МКД N 19, расположена по адресу г. Иваново, ул. С. Халтурина, д.191 на земельном участке, не входящем в состав общего имущества МКД N 19. Соответствующие выводы суда Службой не опровергнуты.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления2 (далее- Закон N 89-ФЗ) к полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами). Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 4 Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197, предусмотрено, что в состав территориальной схемы входит раздел - место накопления отходов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области в период 2016-2031 годы утверждена Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 N 140 (далее - Территориальная схема), который в соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 22.01.2013 N 17-п, является органом, уполномоченным по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами.
На основании раздела 4 Территориальной схемы реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов эксплуатируемых в Ивановской области определен приложением N 5 (стр. 74).
Размещение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с органом местного самоуправления и в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (стр. 82).
В реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов эксплуатируемых в Ивановской области, определенных Приложением N 5 к Территориальной схеме, включена, в том числе, контейнерная площадка, расположенная по адресу г. Иваново ул. Чайковского д. 51 (стр.70).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора (пункт 5 Правил N 1156).
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил N 1156).
В данном случае 01.07.2017 между ООО "Гарант-Сервис" и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен договор на оказание услуг по обращению ТКО в том числе с крупногабаритными в соответствии с которым жителями МКД N 19 используется контейнерная площадка, расположенная по адресу г. Иваново ул. С. Халтурина д. 19, включенная в Территориальную схему.
На основании пункта 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
В данном случае доказательств того, что земельный участок, на котором расположена спорная контейнерная площадка, входит в состав придомовой территории именно МКД N 19 и относится к общему имущества данного жилого дома не представлено. Действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по содержанию земельных участков, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе и по организации на них контейнерных площадок.
Таким образом, соответствующая обязанность отсутствует и у ООО "Гарант-Сервис", как управляющей организации, содержащей общее имущество МКД N 19 по улице С.Халтурина г. Иваново.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным предписания Ивгосжилинспекции от 17.11.2017 N 14-чд.
При изложенные выше обстоятельствах, суда первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы ответчика исследованы апелляционным судом в полном объеме, однако они не опровергают выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.03.2018 по делу N А17-10886/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.