г. Москва |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А41-96973/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Махмутовой Е.Т.,
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области - Дегаева А.Г. по доверенности от 09.03.2016 N4257;
от публичного акционерного общества "Ногинский завод топливной аппаратуры" - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ногинский завод топливной аппаратуры"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 06 марта 2018 года по делу N А41-96973/17,
принятое судьей Левкиной О.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "Ногинский завод топливной аппаратуры"
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ногинский завод топливной аппаратуры" (далее - ПАО "НЗТА", плательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 94-95) к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области (далее - фонд, заинтересованное лицо, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 08.09.2017 N 060V12170000910/1 в части доначисления 1 055 330 руб. 40 коп. страховых взносов (в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 823 116 руб. 67 коп. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 232 213 руб. 73 коп.), в части пени от указанной доначисленной суммы, а также штрафных санкций в сумме 260 106 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2018 года по делу N А41-96973/17 оспариваемое решение пенсионного фонда признано незаконным в части требований об уплате пеней в сумме 302 961 руб. 11 коп. и штрафа в сумме 259 228 руб. 46 коп. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 121-124).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявления, ПАО "НЗТА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Возражений против проверки арбитражным апелляционным судом законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой обществом части от пенсионного фонда не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ПАО "НЗТА", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель пенсионного фонда возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя пенсионного фонда, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с проведенной совместно с филиалом N 31 ГУ МОРО ФСС РФ плановой выездной проверкой плательщика за период с 01.01.2014 по 131.12.2016 составлен акт от 21.08.2017 N 060V10170002588/1 и принято решение от 08.09.2017 N 060V12170000910/1 о доначислении обществу страховых взносов на сумму 1 296 142 руб. 18 коп., пеней на сумму 302 961 руб. 11 коп. и привлечении ПАО "НЗТА" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 259 228 руб. 46 коп. (т. 1 л. д.59-72).
Основанием для оспариваемого доначисления сумм страховых взносов послужил вывод фонда о занижении плательщиком базы на сумму премий выплачиваемых членам совета директоров плательщика Барбалату А.В. и Зайцеву В.А.
Полагая, что указанное доначисление сумм страховых взносов, начисление пеней, штрафов, в части начислений на выплаты сумм премий членам совета директоров ПАО "НЗТА", нарушает права и законные интересы плательщика страховых взносов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2018 г по делу А41-96973/2017 требования заявителя удовлетворены в части требования взыскания пеней в сумме 302961,11 штрафа в сумме 259228,46. В части страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и ОМС, доначисленных на вознаграждения членам совета директоров, отказано.
Заявитель считает незаконным доначисление сумм страховых взносов, пеней, штрафов, в части начислений на выплаты сумм премий членам Совета директоров Барбалату А.В. и Зайцеву В.А., указав в обоснование своих требований, что ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области неправомочно начислило страховые взносы с вознаграждений, выплаченных членам совета директоров, поскольку данные выплаты произведены не на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, а во исполнение решения общего собрания акционеров.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в обжалованной части в связи со следующим.
Обязательное социальное страхование, представляющее собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование как работающих, так и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), выступает в качестве основной организационно-правовой формы реализации указанных прав граждан. При этом предполагается уплата лицами, признаваемыми страхователями, обязательных платежей на обязательное социальное страхование - страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абзац второй); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЭ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1); страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения (пункт 6).
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование составляют финансовую основу для предоставления застрахованным лицам страхового обеспечения, и возложение на страхователей, в том числе организации, обязанности по их уплате является необходимым элементом правового механизма, гарантирующего реализацию конституционных прав застрахованных лиц.
Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества представляет собой коллегиальные органы управления корпорацией, которые, как следует из пункта 4 статьи 65.3 ГК Российской Федерации, контролируют деятельность исполнительных органов и выполняют иные функции, возложенные на них законом и уставом акционерного общества.
В частности, в силу Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-03 "Об акционерных обществах" совет директоров может заниматься общим руководством деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 65), а ревизионная комиссия (ревизор) общества осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью (пункт 1 статьи 85).
По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества; размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64).
Таким образом, отношения с участием членов совета директоров в полной мере подпадают под предмет регулирования гражданско-правового законодательства, как он установлен в пункте 1 статьи 2 ГК Российской Федерации. Действующая редакция данной нормы прямо включает в предмет гражданско-правового регулирования отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" члены совета директоров избираются общим собранием акционеров (пункт 1 статьи 66 и пункт 1 статьи 85).
Статус члена совета директоров предполагает возникновение у гражданина как прав, так и обязанностей, а также возможность привлечения его к ответственности за убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием), согласно статье 71 указанного Федерального закона.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации таким основанием возникновения гражданских прав и обязанностей в случаях, установленных законом, являются и решения собраний (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8); при этом решение собраний может порождать правовые последствия не только для лиц, имевших право участвовать в собрании, но и для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 2 статьи 181.1).
Между тем, граждане приобретают гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации).
Соответственно, для приобретения статуса члена совета директоров требуется выражение согласия избираемого лица.
Пункт 3.3 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 февраля 2012 года N 12- 6/пз-н) относит к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос об избрании, в частности, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов ревизионной комиссии, информацию о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества.
Следовательно, члены совета директоров, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров.
Пункт 2 статьи 64 и пункт 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривают два вида выплат членам совета директоров: вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением ими своих функций.
Компенсация расходов, связанных с исполнением лицом своих обязанностей, не является для членов совета директоров встречным предоставлением за исполнение ими своих договорных обязанностей; она призвана компенсировать фактические расходы (издержки), возникшие у данных лиц в связи с осуществлением ими своей деятельности.
В свою очередь, вознаграждение выплачивается в связи с исполнением обязанностей членами совета директоров, что характеризует его как встречное предоставление общества за исполнение лицами указанных обязанностей.
При этом выплата данного вознаграждения может осуществляться на основании решения общего собрания акционеров как при наличии соответствующего условия в договоре, заключаемом между членом совета директоров и обществом, так и в отсутствие такого условия.
В связи с этим в целях обеспечения социальных прав членов совета директоров, а также с учетом характера и природы соответствующих выплат законодательством предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов только выплат, производимых физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании, в части компенсации им расходов, связанных с осуществлением ими соответствующей деятельности Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), без распространения аналогичного правила в отношении вознаграждения членов совета директоров.
Таким образом, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О.
Учитывая изложенное выше и исходя из приведенной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, арбитражный апелляционной суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой ПАО "НЗТА" части не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность принятого судом первой инстанции решения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 марта 2018 года по делу N А41-96973/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.