г. Хабаровск |
|
13 июня 2018 г. |
А73-18876/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Брагиной Т.Г., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Сервис": Козырева Н.В., представитель по доверенности отт09.01.2018;
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Шаровская А.А., представитель по доверенности от 02.04.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Сервис"
на решение от 14.03.2018
по делу N А73-18876/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Дацуком С.Ю.
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Сервис" (ОГРН 1122721000775, ИНН 2721190256)
о возложении обязанности заключить договор
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Лидер-Сервис") о возложении обязанности заключить договор теплоснабжения жилого фонда управляющей организации N 3/1/05214/6143 в отношении многоквартирных домов по адресу: г. Хабаровск, ул. Совхозная, д. 31Д, ул. Вахова, 10Б.
В соответствии с принятым судом уточнением исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, истец просил урегулировать разногласия, возникших при заключении договора теплоснабжения жилого фонда управляющей организации N 3/1/05214/6143, в отношении пунктов 6.10, 6.11 (предложенных исполнителем коммунальных услуг и отсутствовавших в первоначальном проекте договора ресурсоснабжения) в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Вахова, 10Б.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.2018 исковые требования удовлетворены, разногласия по договору N 3/1/05214/6143 урегулированы, пункты 6.10, 6.11 договора теплоснабжения жилого фонда управляющей организации исключены (с учетом определения от 19.03.2018).
В апелляционной жалобе, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, ООО "Лидер-Сервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает пункты 6.10.и 6.11 договора подлежащими включению в договор, принятию в редакции ответчика.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на принятие соответствующих решений собственниками помещений о расчётах с ресурсоснабжающей организацией напрямую, минуя управляющую организацию, у которых, в соответствии с Правилами N 124, Правил N 354 имеется обязанность по оплате коммунальных услуг, а у РСО - право на выставление счетов на их оплату для собственника.
В судебном заседании представитель ООО "Лидер-Сервис" поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении и отмене судебного акта.
Представители АО "ДГК" против доводов жалобы возражали, согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ДГК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию и горячую воду в многоквартирные жилые дома для целей обеспечения потребителей коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Вахова, 10Б.
В соответствии с лицензией, а также протоколом N 3 от 27.01.2017 функции по управлению названным многоквартирным домом осуществляет ООО "Лидер-Сервис".
Письмом N 152-47/2952 от 17.04.2017 АО "ДГК" направило ответчику для подписания договор теплоснабжения N 3/1/05214/6143.
Письмо было получено ответчиком, однако ответа не последовало.
Письмом от 15.12.2015 АО "ДГК" повторно направило ответчику для подписания договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды N 3/4/05320/02706.
Впоследствии по результатам переговоров сторонами подписан протокол разногласий от 26.01.2018 в отношении пунктов 6.10, 6.11, 8.1.
Протоколом согласования разногласий сняты возражения в части пункта 8.1.
Соглашение в части включения в договор пунктов 6.10, 6.11 не преодолены: протокол согласования разногласий исполнителем коммунальных услуг оставлен без подписания.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из того, что между сторонами возник преддоговорный спор по урегулированию разногласий относительно условий пунктов 6.10, 6.11 договора.
К спорным правоотношениям по согласованию условий договора судом верно применены положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о заключении договора, положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пункт 6.10, предложенный для включения в договор N 3/1/05214/6143 ООО "Лидер-Сервис", содержит следующие условия: "В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о том, что расчеты по коммунальным услугам, в том числе на общедомовые нужды (электроэнергия, отопление, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) собственники помещений производят самостоятельно напрямую ресурсоснабжающим организациям, ресурсоснабжающая организация для этого открывает и закрывает лицевые счета, производит начисления и перерасчеты в соответствии с действующим законодательством, печатает и доставляет платежные документы, осуществляет сбор платежей, а также осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке непосредственно с собственников и пользователей помещений в МКД за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, размещает в ГИС ЖКХ сведения об установленных индивидуальных приборах учета".
Пунктом 6.11, предлагаемым ООО "Лидер-Сервис" для включения в договор N 3/1/05214/6143, предусмотрено: "Заключение договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения, расчеты за оказанные услуги с собственниками нежилых помещений ресурсоснабжающая организация осуществляет напрямую с собственниками этих помещений".
Разрешая спор, суд правомерно руководствовался следующим.
Правилами N 124 установлено обязательное требование обращения управляющей организации, товарищества или кооператива в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения, когда на таких лиц возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (пункты 1, 4 Правил).
Спор между сторонами возник в отношении договора, который на основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ относится к публичным договорам, поэтому возникшие между сторонами разногласия по его условиям подлежат урегулированию в судебном порядке.
В соответствии с положениями ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе товариществом собственников жилья) и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким товариществом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ).
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
Как следует из п. 13, 54 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исходя из положений ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в п. 27 Правил N 124, перечислены условия, которые необходимо предусмотреть в договоре в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
При этом в силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 64 Правил N 354 предусмотрено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац второй пункта 64 Правил N 354).
Таким образом, действующее законодательство допускает внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом статус, в данном случае ООО "Лидер-Сервис", как исполнителя коммунальных услуг в управляемых им многоквартирных домах не меняется, и обязанность по выставлению потребителям услуг платежных документов в соответствии с пунктами 67, 69 Правил N 354 возлагается на управляющую организацию.
Ни в ЖК РФ, ни в Правилах N 124, ни в Правилах N 354 не содержится положений, возлагающих обязанность по выставлению потребителям платежных документов на РСО, открытию лицевых счетов, взысканию задолженности с потребителей при выборе способа управления МКД в виде УК, ТСЖ, ЖК.
В связи с чем, оснований для принятия судом пунктов договора 6.10, 6.11 в редакции истца в соответствии со статьями 421, 422 ГК РФ не имелось.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы, рассмотренные в суде первой инстанции, были правомерно отклонены. Новых доводов и возражений в апелляционной жалобе не приведено.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.03.2018 по делу N А73-18876/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.