г. Москва |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А40-6506/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ПАО "МОЭСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2018 по делу N А40-6506/18
по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
к ПАО "МОЭСК"
о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования охраны окружающей среды города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "МОЭСК" (далее - ответчик) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в размере 485 840 руб.
Решением от 14.03.2018 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 27.06.2017 в 11-00 час. на территории по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Кравченко, д. 11 напротив подъезда N 3 (у опоры ЛЭП) ПАО "МОЭСК" совершило незаконное уничтожение зеленых насаждений, а именно, без разрешительной документации уничтожено 3 (три) дерева лиственной породы (вяз 2 шт., вишня 1 шт.), что является нарушением требований, установленных ст. ст. 2, 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
По информации сектора "Служба "Одного окна" Департамента, оформляющего порубочные билеты, документы на получение порубочного билета на вырубку зеленых насаждений по адресу: ул. Кравченко, д. 11 от ПАО "МОЭСК" не принимались и порубочный билет не выдавался.
Однако сотрудниками ПАО "МОЭСК" проведены работы по вырубке деревьев, что зафиксировано фотоматериалами и показаниями заявителя обращения от 27.06.2017 N 61595 Глебова В.В., который подтверждает, что сотрудники в форменной одежде с надписью МОЭСК по указанному адресу провели работы по вырубке 3 деревьев.
В соответствии с приложением N 1 к Уставу ПАО "МОЭСК" организация Московские высоковольтные сети является филиалом ПАО "МОЭСК".
Согласно объяснению начальника Филевской производственной группы Московских высоковольтных сетей - филиала ПАО "МОЭСК" Солонина М.С. действительно им было дано задание на производство работ по расчистке периметра опоры и работы по вырубке зеленых насаждений проведены, что зафиксировано в журнале производства работ (копия листов журнала представлена ПАО "МОЭСК").
В соответствии с объяснением представителя ПАО "МОЭСК" по доверенности от 11.01.2017 N 28-Д Твардовской М.В. действительно проведены работы по вырубке зеленых насаждений для сохранения фундамента опоры по указанному адресу без порубочного билета.
Таким образом, уничтожение зеленых насаждений в зоне опоры ЛЭП без разрешительной документации, зафиксированное актом обследования территории от 27.06.2017 N 1303-437/2017, совершено ПАО "МОЭСК".
21.07.2017 г. по результатам административного расследования вынесено постановление по делу N 1303-437/2017 о привлечении ПАО "МОЭСК" к административной ответственности на основании ст. 4.19 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Штраф оплачен в добровольном порядке платежным поручением от 17.08.2017 N 81195.
Истцом так же выполнен расчет размера причиненного повреждением и уничтожением зеленых насаждений вреда, согласно которому размер ущерба составил 485 840 руб.
28.08.2017 истцом в адрес ответчика направлено требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Поскольку ответчиком претензия не исполнена, истец обратился в Арбитражный суд г. москвы.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Согласно ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов,- деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом в соответствии со ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно ст. 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
Согласно ст. 4 настоящего Закона компенсационное озеленение производится за счет средств юридических лиц, в интересах которых нарушены требования по защите зеленых насаждений.
Статьей 7 названного Закона установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, возмещать вред, причиненный повреждением и уничтожением зеленых насаждений.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений.
Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы предусмотрен Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП.
В соответствии с пунктом "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"). Расчет вреда произведен на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 273 от 08 мая 2007 г. "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлением Правительства Москвы N 630-ПП от 31 июля 2007 г. "Об исчислении размера вреда, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам". Указанные Постановления недействующими в установленном порядке не признаны.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Расчет судами проверен, выполнен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, постановлением Правительства Москвы от 31.07.2007 N 630.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО "МОЭСК" несколько раз обращалось с официальным письмом об обрезке и вырубке деревьев к префекту ЗАО г. Москвы, не принимаются апелляционным судом, поскольку не подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2018 по делу N А40-6506/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.