город Томск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А67-8564/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скачковой О.А.,
судей Марченко Н.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (N 07АП-3651/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 22 марта 2018 года по делу N А67-8564/2017 (судья Кузьмин А.В.)
по иску Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, дом 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
к Фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (634041, город Томск, проспект Кирова, дом 41, ИНН 7017996657, ОГРН 1137000001027)
о взыскании 610495,97 руб.,
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Камышева С.Э. по доверенности 09.02.2018, паспорт,
от ответчика - Макаров А.В. по доверенности от 11.01.2018, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Фонду "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (далее - ответчик, фонд) о взыскании 610495,97 руб. субсидии, предоставленной ответчику в соответствии с соглашением от 01.02.2016 N 101/16.
Решением суда от 22.03.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в настоящем случае не может быть применена статьи 78 БК РФ, так как законом не предусмотрен возврат субсидии получателями субсидий, предусмотренными статьей 78.1 БК РФ. Также полагает, что в соглашении нет порядка возврата субсидии. Кроме того считает, что ответчика вина фонда отсутствует в невозможности выполнить работы в сроки, объем которых предусмотрен в краткосрочном плане.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит считает решение суда законным и обоснованным. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации Томской области от 06.05.2015 N 175а утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) из областного бюджета" (далее - Порядок), предусматривающий правила определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) из областного бюджета.
Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат некоммерческой организации - получателя субсидии, возникающих в результате деятельности, направленной на реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области и создания условий для формирования фондов капитального ремонта.
В силу пункта 3 Порядка объем субсидии некоммерческой организации - получателю субсидии определяется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и в соответствии со сметой затрат на использование субсидии, являющейся приложением к соглашению о предоставлении субсидии.
Пунктом 14 Порядка установлено, что субсидия подлежит возврату некоммерческой организацией - получателем субсидии в областной бюджет в случае недостижения некоммерческой организацией - получателем субсидии установленных значений показателей результативности использования субсидии в объемах, рассчитанных в соответствии с пунктами 15 - 17 Порядка.
В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании Соглашения.
01.02.2016 между департаментом (уполномоченный орган) и фондом (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии N 101/16 (в редакции дополнительных соглашений от 24.06.2016 N 1, от 11.07.2016 N 2, от 10.10.2016 N 3, от 22.12.2016 N 4) (далее - соглашение), предметом которого является предоставление получателю бюджетных средств в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в результате направленной на реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области, и создания условий для формирования фондов капитального ремонта в соответствии с Порядком, на основании распоряжения Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 01.02.2016 N 1 "О предоставлении Субсидии" в размере 54259200 руб.
Порядок определения объема и предоставления субсидии указан в разделе 2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2016 N 2).
Согласно пунктам 2.8, 2.8.1 соглашения показателями результативности за счет предоставления субсидии являются: исполнение Краткосрочного плана реализации в 2016 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, на 2014-2043 годы (далее - краткосрочный план), в части многоквартирных домов, в которых в установленном порядке приняты решения о формировании фондов капитального ремонта на счёте регионального оператора. В целях исполнения соглашения услуги по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме считаются оказанными и (или) работы по капитальному общего имущества в многоквартирном доме считаются выполненными с момента подписания и согласования соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) работ всеми уполномоченными сторонами и лицами.
По пунктам 2.9, 2.9.1 дополнительного соглашения от 11.07.2016 N 2 количественными характеристиками достижения получателем показателей результативности субсидии являются: по показателю, указанному в подпункте 2.8.1 соглашения, - 100 % многоквартирных домов, в которых завершены в срок, установленный краткосрочным планом, все виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества.
В силу пунктов 5.4, 5.4.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2016 N 2) субсидия подлежит возврату получателем в областной бюджет в случае недостижения получателем установленных значений показателей результативности использования субсидии в объемах, рассчитанных в соответствии с пунктом 5.6 соглашения.
Пунктом 5.6 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2016 N 4) установлено, что в случае если получателем по состоянию на дату окончания срока использования субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктами 3.2.2-3.2.4 соглашения, объем субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, рассчитывается в соответствии с приведенной формулой.
Согласно пункту 5.5 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 11.07.2016 N 2) возврат субсидии осуществляется на основании направленного уполномоченным органом получателю субсидии письменного уведомления о подлежащей возврату сумме субсидии. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления получатель осуществляет возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, или направляет в адрес уполномоченного органа ответ с мотивированным отказом от возврата субсидии.
Во исполнение соглашения департамент в течение 2016 года перечислил фонду субсидию в общей сумме 53867291,69 руб.
Письмом от 18.01.2017 N 71-04-0031-0 департамент указал фонду на необходимость обеспечить предоставление отчетности о показателях результативности по итогам 2016 года.
Письмами от 24.01.2017 N 02-374 и от 06.03.2017 N 05-1048 фонд направил департаменту отчет о выполнении плана мероприятий, а также информацию по многоквартирным домам, по которым в 2016 году услуги и (или) работы по капитальному ремонту не были выполнены или выполнены не в полном объеме.
Ссылаясь на невыполнение установленного пунктом 2.9.1 соглашения значения показателя результативности использования субсидии, департамент письмами от 29.03.2017 N 71-04-0161-0 и от 14.06.2017 N 71-04-0332-0 потребовал от фонда возвратить часть суммы субсидии.
Письмом от 24.05.2017 N 04-2459 фонд указал на отсутствие возможности осуществления возврата субсидии.
Неисполнение требования о возврате субсидии явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, по условиям соглашения количественными характеристиками достижения получателем показателей результативности субсидии являются: по показателю, указанному в подпункте 2.8.1 соглашения, - 100 % многоквартирных домов, в которых завершены в срок, установленный краткосрочным планом, все виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества. В случае если получателем по состоянию на дату окончания срока использования субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктами 3.2.2-3.2.4 соглашения, объем субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, рассчитывается в соответствии с приведенной формулой (пункты 2.9.1, 5.6 соглашения).
Согласно письмам ответчика от 24.01.2017 N 02-374 и от 06.03.2017 N 05-1048, отчета о выполнении плана мероприятий, информации по многоквартирным домам, фактическое исполнение плана составило 93,2 %.
Таким образом, ответчиком не выполнены установленные пунктом 2.9.1 соглашения значения показателя результативности использования субсидии, в связи с чем истец на основании пункта 5.6 соглашения потребовал возврата части субсидии.
По мнению ответчика, в настоящем случае не может быть применена статьи 78 БК РФ, так как законом не предусмотрен возврат субсидии получателями субсидий, предусмотренными статьей 78.1 БК РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы как основанные на ошибочном толковании норм права, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства. Кроме того статья 78 БК РФ не содержит исключений относительно возможности применения к субсидиям, предусмотренным статьей 78.1 БК РФ.
В данном случае показатели результативности отражают соблюдение принципа эффективности расходования средств (статья 34 БК РФ), а не принципа целевого характера бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ).
Также подлежат отклонению апелляционным судом доводы ответчика о том, что в соглашении нет порядка возврата субсидии.
Пунктом 2.8.1 соглашения предусмотрено, что показателями результативности за счет предоставления субсидии являются: исполнение краткосрочного плана в части многоквартирных домов, в которых в установленном порядке приняты решения о формировании фондов капитального ремонта на счёте регионального оператора. В целях исполнения соглашения услуги по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме считаются оказанными и (или) работы по капитальному общего имущества в многоквартирном доме считаются выполненными с момента подписания и согласования соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) работ всеми уполномоченными сторонами и лицами.
При этом пунктами 5.4, 5.5, 5.6 соглашения предусмотрено, что субсидия подлежит возврату получателем в областной бюджет в случае недостижения получателем установленных значений показателей результативности использования субсидии в объемах, рассчитанных в соответствии с пунктом 5.6 соглашения. В случае если получателем по состоянию на дату окончания срока использования субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктами 3.2.2-3.2.4 соглашения, объем субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, рассчитывается в соответствии с приведенной формулой. Возврат субсидии осуществляется на основании направленного уполномоченным органом получателю субсидии письменного уведомления о подлежащей возврату сумме субсидии. В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления получатель осуществляет возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, или направляет в адрес уполномоченного органа ответ с мотивированным отказом от возврата субсидии.
Порядок возврата определен в БК РФ и в Порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) из областного бюджета", утвержденном постановлением Администрации Томской области от 06.05.2015 N 175а (пункты 13, 14) (т. 2 л.д. 54-56).
Доводы ответчика о невозможности выполнить работы в сроки, объем которых предусмотрен в краткосрочном плане, при этом вина фонда отсутствует, не принимаются судебной коллегией, поскольку по условиям соглашения ответчик обязался исполнить краткосрочный план, при этом количественными характеристиками достижения получателем показателей результативности субсидии являются 100 % многоквартирных домов, в которых завершены в установленный краткосрочным планом срок все виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества. В случае если получателем по состоянию на дату окончания срока использования субсидии допущены нарушения обязательств, объем субсидии, подлежит возврату.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательства объективной невозможности проведения капитального ремонта в указанных им 11 многоквартирных домах по причинам, которые фонд не мог предусмотреть, предотвратить или устранить.
Департамент произвел расчет подлежащей возврату субсидии в соответствии с формулой, приведенной в пункте 5.6 соглашения, и учитывая сумму фактической предоставленной фонду в 2016 году субсидии и достигнутое значение показателя результативности использования субсидии (53867291,69 * 0,0680 * 1 / 6), что составляет 610495,97 руб.
Расчет подлежащих возврату субсидий судом апелляционной инстанции проверен, признан верным, имеющийся расчет ответчиком по существу не оспорен, контррасчет не представлен.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, содержания соглашения и иных доказательств, представленных сторонами, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 22 марта 2018 года по делу N А67-8564/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8564/2017
Истец: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Ответчик: Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области"