г. Томск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А45-34026/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ярцева Д.Г., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Назарова А.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черненко Л.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-3929/18) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.03.2018 г. по делу N А45-34026/2017 (Судья Хлопова А.Г.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 18/1; ИНН 5406015374, ОГРН 1025402457123) о взыскании 68 993,42 руб. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "СИБЭКО" (630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, д. 57; ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401)
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Шкутова Т.А., по доверенности N З-Сиб-167/Д от 22.05.2018 г.
от ответчика: Суслов А.С., по доверенности от 17.03.2017 г.
от третьего лица: без участия (извещено)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее АО "Сибпромжелдортранс", ответчик) о взыскании 68 993,42 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в ожидании подачи за период с 16.05.2017 г. по 27.05.2017 г.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Решением суда от 15.03.2018 г. (резолютивная часть объявлена 14.03.2018 г.) в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Российские железные дороги" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что в рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования обусловлено причинами, зависящими от ответчика; акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем составлены соответствующие акты общей формы; поскольку все акты общей формы подписаны работниками станции, основания считать их несоответствующими Правилам N 45 отсутствуют.
АО "Сибпромжелдортранс" и третье лицо в порядке ст. 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами и требованиями апеллянта не согласились, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания третье лицо своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направило.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица, по имеющимся материалам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал свои доводы и требования по апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "Сибпромжелдортранс" в судебном заседании возражал против удовлетворения требований подателя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 15.03.2018, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 05.05.2010 г. между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и АО "Сибпромжелдортранс" (владелец) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Октябрьского участка АО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги N 11/Н (в редакции протокола рассмотрения разногласий от 02.12.2010 г. и протокола рассмотрения разногласий от 23.11.2010 г.), по условиям которого владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, прибывающими в адрес владельца и его контрагентов, по ставкам тарифного регулирования N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов, согласно ст. 39 УЖТ РФ за все время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных ст. 62 УЖТ РФ по взысканию штрафа (п.п. "а" п. 18 договора).
Учет времени нахождения собственных и арендованных вагонов на путях общего пользования станции при задержке их приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов, осуществляется на основании актов общей формы ГУ23ВЦ с включением их в ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ46ВЦ (п. 11.1 договора).
В период с 16.05.2017 г. по 27.05.2017 г. в адрес владельца АО "Сибпромжелдортранс" и его контрагентов поступили порожние вагоны, не принадлежащие ОАО "Российские железные дороги".
В связи с неприемом ответчиком вагонов на железнодорожный путь необщего пользования вагоны находились на выставочном пути истца станции Жеребцово, что подтверждается актами общей формы ГУ-23 ВЦ.
Указанная в актах общей формы причина задержки приема вагонов - неприем вагонов владельцем железнодорожного пути необщего пользования, АО "Сибпромжелдортранс", по истечении 4,76 часа, установленного договором.
За время простоя вагонов на станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги, ОАО "Российские железные дороги" была начислена ответчику плата за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Жеребцово размере 68 993,42 руб.
Ссылаясь на не исполнение АО "Сибпромжелдортранс" своей обязанности по оплате за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, прибывающих в адрес владельца и его контрагентов, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Российские железные дороги" требований, суд первой инстанции исходил из того, что сумма основного долга в размере 68 993,42 руб. не подтверждена материалами дела.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, в частности Федеральным законом N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. (далее УЖТ РФ).
В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Отклоняя доводы подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно положениям ст. 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, а так же задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
При этом оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как следует из п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 45 от 18.06.2003 г., для удостоверения обстоятельств задержки вагонов составляется акт общей формы.
В соответствии с требованиями п. 3.2 Правил N 45 от 18.06.2003 г. акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г., при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
С учетом изложенного доказательствами задержки вагонов являются акты общей формы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Пунктом 3.2.4 Правил N 45 от 18.06.2003 г. установлено, что акт общей формы составляется в случаях отказа или уклонения грузоотправителя (грузополучателя) от подписи памяток приемосдатчика и иных документов. Акт общей формы вместе с одним экземпляром неподписанной документации должен быть представлен руководителю предприятия. Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и актом общей формы подшивается к экземпляру неподписанного документа.
Поскольку имеющиеся в деле акты общей формы ОАО "Российские железные дороги" подписаны в одностороннем порядке, для их составления не привлечено конкретное лицо из числа лиц, указанных в п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, они не направлялись незамедлительно на подпись АО "Сибпромжелдортранс", иные письменные доказательства, подтверждающие доводы истца об указываемых им обстоятельствах, в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, предусмотренные ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, истцом не доказаны.
Кроме того, согласно условиям договора N 11/Н от 05.05.2010 г., сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению о времени передачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца, которое передается приемосдатчиком станции Жеребцово приемщику поездов владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей сдачи вагонов в круглосуточном режиме по указанному в договоре телефону с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ).
Между тем, истцом не представлены ведомости подачи и уборки вагонов, книга регистрации уведомлений.
В силу п. 3.2 Правил N 45, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования акты должны быть предъявлены для подписания владельцу железнодорожного пути необщего пользования. В случае уклонения ветвевладельца от подписания данных актов перевозчик составляет акт общей формы, фиксирующий факт не подписания ветвевладельцем акта общей формы.
При этом в силу п. 3.2.4 Правил N 45 владелец пути необщего пользования вправе изложить свои разногласия или возражения в акте общей формы, то есть данный акт должен быть представлен ему перевозчиком.
Ссылка истца на письмо, в котором руководителю ответчика предлагается ежедневно являться на станцию Жеребцово для подписания актов, не может быть признано надлежащим доказательством того, что ОАО "Российские железные дороги" представляло на подпись ответчику акты общей формы.
Поскольку надлежащих доказательств в подтверждение обстоятельств, на которых основаны исковые требования, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 15.03.2018 г. по делу N А45-34026/2017 является законным и обоснованным, судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства и им была дана правильная оценка. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.03.2018 г. по делу N А45-34026/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34026/2017
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "СИБПРОМЖЕЛДОРТРАНС"
Третье лицо: АО "Сибэко"