г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А26-11404/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Панковой Н.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Жданович И.С., доверенность от 01.02.2018;
от 3-х лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10785/2018) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2018 по делу N А26-11404/2017 (судья Левичева Н.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия
3-и лица: публичное акционерное общество "Сбербанк России", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦКС" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 24.10.2017 N 13 о назначении административного наказания на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ПАО Сбербанк и ООО "УК "Наш дом".
Решением от 11.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в связи с тем, что, по ее мнению, заинтересованным лицом доказано совершение ООО "ЦКС" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В своих возражениях ООО "ЦКС" выражает несогласие с доводами жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения ООО "ЦКС" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, послужило неиспользование специального банковского счета для приема платежей от физических лиц и перечисления на основании агентского договора от 01.01.2017 N 01, заключенного с ООО "УК "Наш Дом".
Нарушение выявлено Инспекцией при проведении проверки соблюдения заявителем Федеральных законов от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (поручение Инспекции от 09.10.2017 N 8).
По результатам проверки составлен акт от 20.10.2017 N 4.
Инспекцией в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 20.10.2017 N 25.
Постановлением Заинтересованного лица от 24.10.2017 N 13 ООО "ЦКС" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Указанное постановление Инспекции оспорено заявителем в Арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
К обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия) (статья 26.1 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Положения настоящего Федерального закона не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункты 1 и 4, 5 части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14); обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15). По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета (часть 16).
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "ЦКС" (агент) и ООО "УК "Наш Дом" (принципал) и заключен агентский договор от 01.01.2017 N 01, в соответствии с которым агент за агентское вознаграждение осуществляет услуги по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей и взысканию задолженности за оказываемые ООО "УК "Наш Дом" жилищно-коммунальные услуги с потребителей услуг-физических лиц (пункт 1.1), прием платежей от потребителей в пользу принципала (пункт 2.2.1) через ФГУП "Почта России" и ПАО "Сбербанк России" (пункт 2.2.7) и перечисление указанных платежей на расчетный счет принципала (пункт 2.2.2).
Денежные средства от плательщиков-физических лиц поступали на открытый агенту 11.11.2016 в ПАО Сбербанк расчетный счет N 40702810225020000069 в безналичном порядке в соответствии с договором об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации от 28.11.2016 N 55-8628-16-5459981. ООО "ЦКС" 16.05.2017 открыло в ПАО Сбербанк специальный банковский счет поставщика N 40821810125020000053, а 28.09.2017 - специальный банковский счет платежного агента N 40821810325020000057.
В проверяемый период денежные средства в сумме 2 202 888,69 руб., принятые агентом от физических лиц в качестве платежей за жилищно-коммунальные услуги по агентскому договору, были перечислены агентом на расчетный счет ООО "УК "Наш Дом" N 40702810925020000042 в сумме 1 702 800 руб. Специальный банковский счет платежного агента N 40821810325020000057 в тот период не использовался. Заявителем сформированы платежные документы с указанием специального банковского счета платежного агента N 40821810325020000057 для внесения плательщиками денежных средств. ПАО Сбербанк отказало в приеме данных платежных документов в связи с невозможностью использования специального банковского счета для приема платежей физических лиц.
Уведомлением от 05.06.2017 N 8628-209/01 Карельское отделение ПАО Сбербанк N 8628 сообщило заявителю, что использование специального счета платежного агента организацией - агентом по сбору платежей в безналичном порядке и последующему перечислению их поставщику не требуется. Принимая платежи физических лиц, внутренние структуры подразделения ПАО Сбербанк, фактически выполняют операции по приему денежных средств в целях осуществления безналичного перевода их получателю. Операция перевода является банковской операцией и не подпадает под действие Закона N 103-ФЗ.
Кроме того, имеющимися в деле документами подтверждается, что ПАО Сбербанк отказало в принятии платежа Дювбановой В.Н. за коммунальные услуги в адрес ООО "ЦКС" по мотиву невозможности проведения банковской операции.
По мотиву отсутствия вины суд первой инстанции сделал вывод о том заявитель не имел возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. ООО "ЦКС" приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле документам.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2018 по делу N А26-11404/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.