г. Саратов |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А06-9015/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.,
при участии в судебном заседании представителя Центральной энергетической таможни Сухановской О.А., действующей по доверенности от 18.12.2017, представителя публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" Григорьевой Н.В., действующей на основании доверенности от 19.09.2017 N 127,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 февраля 2018 года по делу N А06-9015/2017 (судья Соколова А.М.)
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
к Центральной энергетической таможне (107842, г. Москва, Комсомольская площадь, 1 А, ОГРН 1027700272830, ИНН 7708011130)
заинтересованное лицо: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539)
о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10006000-423/2017 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления Центральной энергетической таможни (далее - административный орган, таможенный орган) от 23.10.2017 N 10006000-423/2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении о привлечении публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить. Признать постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10006000-423/2017, вынесенное Центральной энергетической таможней, в части назначения штрафа в размере, превышающем 3 144,06 руб. незаконным и отменить. В резолютивной части решения от 09 февраля 2018 года указать, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении не подлежит исполнению.
При этом доводы жалобы и высказанная позиция заявителя касаются законности привлечения к ответственности в целом, поэтому апелляционный суд пересматриваем решение в полном объёме.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 17 мая 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 01 января 2016 года ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключило договор энергоснабжения N 9370 с товариществом с ограниченной ответственностью "Батыс энергоресурсы" об отпуске и потреблении товара - электрическая энергия (мощность), поставляемого с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
09 декабря 2016 года ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" представило в таможенный орган статистическую форму учёта перемещения товаров о взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза под системным номером N ED20161209151356244 на перемещение в период с 01 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года товара - электроэнергия (код ТН ВЭД ЕАЭС 2716000000) с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в объёме 2 414 кВт/ч согласно счёт-фактуре от 30.11.2016 N 00001483737 стоимостью 6 228,12 руб.
Статистической форме присвоен регистрационный номер N 10311000/091216/С920212.
В ходе проведения таможенным органом проверки от заявителя получено письмо от 22.06.2017 N 07-01/05/539, согласно которому конечным получателей товара - электрическая энергия (мощность), поставленного по договору энергоснабжения от 01.01.2016 N 9370, является ТОО "Батыс энергоресурсы".
Оплата за поставленный товар по пункту 6.3 указанного договора произведена в срок до 15 числа месяца, следующего за расчётным посредством перечисления денежных средств на расчётный счёт заявителя.
Таможенное декларирование товара - электрическая энергия (мощность), поставленного по договору энергоснабжения от 01.01.2016 N 9370, заявителем не осуществлялось.
Посчитав, что в действиях общества содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, 09 октября 2017 года административным органом в отношении ООО "Астраханская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
23 октября 2017 года Центральной энергетической таможней в отношении ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10006000-423/2017 в виде штрафа в размере 4 950, 28 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
В апелляционной жалобе заявитель не оспаривает установленный административным органом факт непредставления в таможенный орган декларации в сроки, установленные законодательством. При этом считает, что суд необоснованно согласился с расчётом штрафа, назначенного административным органом, за совершение вменённого правонарушения. Полагает, что таможенный орган при расчёте штрафа необоснованно применил стоимость поставленной мощности, отличную от стоимости, согласованной сторонами договора энергоснабжения и оплаченной покупателем. Таможенный орган не учёл категорию потребителя, которому поставлялась мощность по договору энергоснабжения от 01 января 2016 года.
Общество считает противоречащим условиям Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) и требованиям Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2012 года N 191, вывод административного органа, что способ ценообразования для потребителей, расположенных за границей Российской Федерации и получающих электроэнергию из Российской Федерации, не определён. При этом таможенным органом не представлены безусловные доказательства недостоверности сведений в представленных заявителем документах о стоимости перемещённой заявителем электроэнергии. Заявитель считает, что ТОО "Батыс энергоресурсы" заключило договор N9370 с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" для целей поставки электроэнергии бытовым потребителям. Указанное обстоятельство подтверждено представленным заявителем в материалы дела приложением к договору и должно учитываться при определении категории потребителя. Заявитель отмечает, что в письме ООО "Энергосбытхолдинг" N 101-17/235 в таблице приведён перечень точек поставки, в котором указано, что электроэнергия подаётся в жилые районы и на чабанские точки. Таким образом, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" полагает, что в аналогичных случаях на территории Астраханской области расчёты с потребителями, приобретающими электроэнергию для дальнейшей продажи бытовым потребителям на территории зоны деятельности ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", применяются цены на электроэнергию для группы потребителей "население". В договоре энергоснабжения установлена цена аналогичная цене для потребителей, находящихся на территории Астраханской области в размере 2, 58 руб./кВт.ч. Сторонами указанная цена согласована. Товар перемещён и оплачен.
Кроме того, в апелляционной жалобе ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" отмечает, что судом первой инстанции неправомерно в рассматриваемом деле не применена часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что обязанность по таможенному декларированию электрической энергии, классифицируемой в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) по коду 2716 00 000 0 до 02 ноября 2017 года, регламентирована пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2011 года N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан". Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1173 от 28.09.2017 "О внесении изменения в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529", уточнён порядок вывоза из РФ в другие государства - члены ЕАЭС товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС. Постановление Правительства РФ N 1173 вступило в силу 02 ноября 2017 года.
На основании изложенного заявитель считает, что непредставление таможенной декларации при перемещении электрической энергий в Республику Казахстан по договору от 01.01.2016 N 9370 в рассматриваемом случае не влечёт наступление административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку на момент привлечения такая обязанность отсутствовала. По мнению заявителя, суд ошибочно указал, что нет нормы, которая бы смягчала, отменяла и иным образом улучшала бы положение лица, совершившего административное правонарушение. В обоснование своего довода ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" сослалось на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 8 декабря 2015 года N 2735-0.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в невыполнении лицом возложенной на него в соответствии с таможенным законодательством обязанности декларировать товары, подлежащие таможенному декларированию.
Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в рассматриваемый период регламентирован Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Частью 1 статьи 179 ТК ТС, действовавшего на момент поставки, регламентировано, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
В силу статья 189 ТК ТС декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьёй 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС установлено, что таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии со статьёй 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) в рамках таможенного союза государств - членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
Частью 5 статьи 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлено, что вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Положения данной части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 224 Федерального закона N 311-ФЗ товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.
Порядок таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ТС определён постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан", и является обязательным к исполнению.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529) установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров, классифицируемых в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Таким образом, в рассматриваемом случае частью 5 статьи 195, статьёй 321 Федерального закона N 311-ФЗ и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено исключение из общего правила об отмене таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан.
Письмом Федеральной таможенной службы от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС" административный орган разъяснил, что указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, установленных статьёй 321 Закона N 311-ФЗ. Участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию. Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ТС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Материалами дела подтверждён факт осуществления перемещения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" по указанному договору энергоснабжения перемещения товара - электроэнергии (код ТН ВЭД ЕАЭС 2716000000) с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в объёме 2 414 кВт/ч. без соответствующего декларирования перемещённого товара. Данный факт заявителем не оспаривается.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава вменённого правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судами обеих инстанций установлено, что заявителем не представлено доказательств принятия мер по соблюдению требований указанных норм. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" во вменённом правонарушении административным органом доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции, существенных нарушений не допущено.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным постановления таможенного органа о назначении наказания от 23.10.2017 N 10006000-423/2017, посчитал, что административный орган верно исчислил размер назначенного штрафа, при назначении наказания учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Заявитель, оспаривая размер назначенного административным органом штрафа за совершение вменённого правонарушения, ссылается на то, что таможенным органом не учтена категория потребителя по договору энергоснабжения.
За совершение административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таким образом, для определения размера штрафа существенное значение имеет выяснение вопроса о стоимости товара. Заявитель считает, что для исчисления штрафа в рассматриваемом случае административный орган должен руководствоваться стоимостью товара, определённой договором энергоснабжения и уплаченной покупателем. Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьёй 27.11 КоАП РФ, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей, то предмет административного правонарушение определяется на основании их рыночной стоимости, в том числе с привлечением эксперта. В целях определения стоимости предмета административного правонарушения в рамках производства об административных правонарушениях недопустимо использование произвольных сведений. Определение стоимости предмета административного правонарушения требует специальных познаний, в частности, эксперта-товароведа.
Данный вывод содержится также в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2012 N 28-П указано, что при отсутствии в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальных оговорок относительно исчисления административных штрафов, в том числе предусмотренного в части 1 статьи 16.2, подход к использованию понятия стоимости товаров для целей уплаты административных штрафов предопределён положениями входящей в главу 27 "Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьи 27.11, регламентирующей оценку стоимости изъятых вещей и других ценностей.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Электрическая энергия относится к товарам, являющимся предметом внешнеторговой деятельности (статья 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.12.2003 N 164).
Из условия договора энергоснабжения следует, что ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (резидентом) с территории Российской Федерации осуществляет поставку электрической энергии находящемуся на территории иностранного государства нерезиденту (ТОО "Батые Энергоресурсы", Республика Казахстан). Таким образом, деятельность общества в рамках договора обоснованно расценена таможенным органом как внешнеторговая деятельность.
Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учётом положений статьи 30 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (пункт 4 статьи 32 указанного закона).
В пунктах 162, 163 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка электрической энергии и мощности), предусмотрены особенности определения цены электрической энергии при осуществлении экспорта и импорта.
Согласно пункту 162 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности для продажи электрической энергии хозяйствующим субъектам иностранных государств, в соответствии с законодательством которых мощность не является самостоятельным предметом торговли, участниками оптового рынка, осуществляющими экспортно-импортные операции по поставке электрической энергии, на основании информации, предоставляемой организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, формируется эквивалентная стоимость приобретенной на оптовом рынке единицы электрической энергии с учётом расходов на приобретение мощности.
Приложением 21 Договора о Евразийском экономическом союзе от Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) для целей правового регулирования введён понятийный аппарат, в том числе определено понятие межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), под которой понимается оказание услуг уполномоченными организациями государств-членов по перемещению и (или) замещению электрической энергии (мощности). В данном определении также указывается, что в зависимости от законодательства государства-члена соответствующие отношения оформляются договорами на оказание услуг по передаче (транзиту) или иными гражданско-правовыми договорами, включая договоры купли-продажи электрической энергии (мощности), а также определено, что взаимодействие государств-членов в сфере электроэнергетике основывается на принципах, в частности использования механизмов, основанных на рыночных отношениях добросовестной конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность). В Приложении N 21 указано, что под перемещением электрической энергии (мощности) понимается обеспечение перетоков произведённой на территории одного государства-члена электрической энергии (мощности) через сети другого государства-члена между точками поставки, расположенными на его границе (границах).
Учитывая изложенное, покупка мощности на оптовом рынке экспортёрами производится в соответствии с положениями Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (пункт 162 Правил).
В соответствии со статьёй 162 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности покупка мощности организациями-участниками оптового рынка, осуществляющими экспортные операции, производится в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил.
Разделом VIII Правил оптового рынка определены правовые основы организации торговли мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности, а также особенности ее обращения на оптовом рынке.
Судами обеих инстанций установлено, что договор энергоснабжения от 01.01.2016 N 9370 заключён в соответствии с требованиями Международных правил толкования торговых терминов (Инкотермс) (условие поставки до границы DAP) - осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несёт все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.
Таким образом, материалами дела установлено, что в данном случае ТОО "Батыс энергоресурсы" приобретало электроэнергию, выработанную ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", на основании свободного договора купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из материалов дела видно, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в письме N 07-01-05 от 22.06.2017 сообщило, что конечным получателем электроэнергии поставленной по договору энергоснабжения является ТОО "Батыс Энергоресурсы" (т.1 л.д.80).
Дополнение к приложению N 2 договора энергоснабжения, предоставленное заявителем в суд первой инстанции, подписано в одностороннем порядке покупателем, в соответствии с разделом 12 указанного договора только приложение является его неотъемлемой частью и заключение дополнений к приложениям не предусмотрено условиями договора.
Из указанных документов не следует, что конечным потребителем является население.
Кроме того, в целях определения стоимости товара таможенным органом направлен запрос в ФАС России от 21.04.2017 N 01-20/3747 "О предоставлении информации" об оказании содействия и предоставлении информации о стоимости 1 кВт/ч товара - электрической энергии (мощности), поставляемой для организаций (юридических лиц) в г. Москве, за проверяемый период (т.1 л.д.117).
Письмом ФАС России от 30.05.2017 N ВК/36323/17 "О ценах на электрическую энергию (мощность)" получена информация о том, что государственное регулирование цен (тарифов) на товар - электрическая энергия на территории г. Москвы осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (т.1 л.д.122).
В письме указано, что электрическая энергия (мощность), поставляемая потребителям группы "Прочие" оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, формируемым в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") и постановления Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)" (вместе с "Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)").
ФАС России информировал административный орган о перечне организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве гарантирующих поставщиков, а именно ГП МУП "Троицкая электросеть", ООО "Энергосбытхолдинг", ПАО "Мосэнергосбыт".
Судами обеих инстанций установлено и не оспаривается заявителем, что ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" также является гарантирующим поставщиком.
В рамках проводимой проверки таможенный орган направил в адрес ООО "Энергосбытхолдинг" запрос об оказании содействия и предоставлении информации о стоимости I кВт/ч товара - электрической энергии (мощности), поставляемой для организаций (юридических лиц) в г. Москве в проверяемый период (с разбивкой по месяцам) (т.1 л.д.128).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание в запросе таможенного органа о предоставлении информации о стоимости I кВт/ч товара - электрической энергии (мощности), поставляемой для организаций (юридических лиц) в г. Москве не повлекло предоставление недостоверной (неотносимой) информации, поскольку информация предоставлена именно в отношении гарантирующего поставщика ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", действующего на территории Астраханской области.
Согласно предоставленным ООО "Энергосбытхолдинг" сведениям относительно стоимости товара (письмо от 25 августа 2017 года N 101-17/235) законодательно не определён способ ценообразования для потребителей, административно расположенных за границей Российской Федерации и получающих электрическую энергию из Российской энергосистемы. Таким образом, при определении рыночной стоимости электрической энергии, поставленной за рубеж, общество считает целесообразным применять цены на электрическую энергию и Услуги, сформировавшиеся в отношении аналогичных (по своим технологическим характеристикам) потребителей, расположенных в том субъекте Российской Федерации, из энергосистемы которого фактически произошёл отпуск электрической энергии.
К технологическим характеристикам энергопринимающего оборудования и параметрам технологического присоединения к электрическим сетям, от которых зависит цена на электрическую энергию, относятся уровень напряжения в точке присоединения к сетям и максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя. Цена на электрическую энергию зависит от вида деятельности потребителя - электрическая энергия может поставляться населению, потребителям, приравненным к населению и "прочим" потребителям.
Согласно предоставленным таможенному органу документам, отпуск электрической энергии производился в 2016 году и 2017 году гарантирующим поставщиком, действующим на территории Астраханской области ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в адрес ТОО "Батыс Энергоресурсы" для дальнейшей поставки потребителям.
Учитывая документы, представленные заявителем административному органу, в том числе договор энергоснабжения N 9370 от 01.01.2016, с учётом собранных доказательств по делу об административном правонарушении, таможенным органом сделан правильный вывод об отсутствии сведений, позволяющих отнести потребителей (каждого потребителя, не населённый пункт в целом) к группе "население".
В целях расчётов за электрическую энергию уровень напряжения определяется в соответствии с пунктом 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно указанной норме в общем случае принимается уровень напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Однако, в случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства. Точки поставки в отношении потребителей с. Равнины и с. Молодость, согласно актам разграничения балансовой принадлежности, установлена на нижних контактах главного рубильника РУ-0.4 кВ КТП-N 2, N 4, то есть на объекте, на котором происходит трансформация (КТП - комплектная трансформаторная подстанция). Таким образом, для расчетов принят высший уровень напряжения КТП-N 2 и N 4 (10 кВ) - СН-2.
Таким образом, для указанных потребителей на территории Республики Казахстан применён вид цены по аналогии с потребителями, расположенными на территории Российской Федерации: "прочие потребители, 1-ая ценовая категория, максимальная мощность до 150 кВт, уровень напряжения СН-2, то есть один и тот же вид цены для всех указанных потребителей".
Правовых оснований для применения стоимости товара, установленной договором энергоснабжения от 01.01.2016, для расчёта санкции за совершение вменённого правонарушения нет. Таможенный орган верно при расчёте стоимости товара применил нерегулируемые цены на электрическую энергию для указанной группы потребителей в соответствии Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)".
Нерегулируемые цены на электрическую энергию (без учёта НДС) размещены на официальном сайте ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" http://www.astsbyt.ru в разделе: главная страница/Розничный рынок электроэнергии/Нерегулируемые цены (месяц)(год).
По смыслу частей 4 и 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При проверке законности такого решения суд не может подменять собой административный орган, но должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого постановления.
Таким образом, расчёт стоимости электрической энергии, поставленной для потребителей, расположенных на территории Республики Казахстан из энергосистемы Астраханской области произведён на основании документов, представленных таможенному органу, содержащих данные об объёме перемещённой электрической энергии, а также сведений о нерегулируемых ценах на электрическую энергию, опубликованных на официальном сайте ПАО "Астраханская энергосбытовая компания".
За период с 01 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года по договору энергоснабжения покупателю поставлено 2 414 кВт/ч.
Цена за 1 кВт/ч исходя из нерегулируемых цен для категории потребителя "ИНЫЕ" составляет 4, 10131 руб.
Таким образом, стоимости поставленной мощности в рассматриваемом случае составляет 9900, 56 руб. (2 414 кВт/ч. Х 4, 10131 руб.).
Штраф за совершение вменённого правонарушения рассчитан административным органом верно в сумме 4950,28 руб. (9900, 56 руб./2).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правомерному и обоснованному выводу о правильном определении таможенным органом стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, для целей исчисления размера штрафа, подлежащего наложению на общество.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Судами обеих инстанций установлено, что в спорный период таможенному декларированию при экспорте из Российской Федерации в Казахстан (государство-член ЕврАзЭС) товар - электроэнергия, относящийся к товарной группе 27 ТН ВЭД, подлежал таможенному декларированию, что согласуется с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что нормы, которая бы смягчала, отменяла и иным образом улучшала положение лица, совершившего административное правонарушение, по сравнению с действовавшей на момент совершения административного правонарушения, нет.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения. Несогласие с решением суда первой инстанции не является основанием для его изменения или отмены.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 февраля 2018 года по делу N А06-9015/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9015/2017
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба России