г. Пермь |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А50-44929/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644; ИНН 5904176536): Сопина И.В. по доверенности от 27.12.2017;
от заинтересованного лица инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1095911000250, ИНН 5911058420): Макарова О.А. по доверенности от 09.01.2018
от третьего лица Крапивиной Светланы Хайбулаевны: не явилась;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 марта 2018 года по делу N А50-44929/2017
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, ООО "Пермская сетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 15.09.2017 N 1165/1.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением указанным судебным актом, ООО "Пермская сетевая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что предписанием возложена обязанность произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение с применением положений п. 54 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при этом в спорный период отсутствовал утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением собственника жилого помещения в доме по адресу: г. Пермь, ул. Крупская, д.18 (вх. N СЭД-45-15-10-1964к от 22.02.2017) на основании распоряжения от 05.05.2017 N 1165 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Пермская сетевая компания" является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном многоквартирном доме. Согласно объяснениям, представленным ООО "Пермская сетевая компания", в сентябре 2016 года расчет размера расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению произведен путем деления тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета и уменьшенный на объем тепловой энергии потребленной на нужды горячего водоснабжения нежилыми помещениями, на объем горячей воды, предъявленный в сентябре 2016 года собственникам жилых помещений ((18,746-0,14))/185,6=0,1003 Гкал где: 1 8,746 - объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета; 0,14 - объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения нежилых помещений, деленный расчетным путем исходя из нагрузок, определенных договором, заключенным с собственниками нежилых помещений; 185,6 - объем горячей воды, предъявленный к оплате собственникам жилых помещений за сентябрь 2016 года.
Также ООО "Пермская сетевая компания" письмом от 30.05.2017 N 71000-071-04/747, предоставлена информация об объеме тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, определенном договором, заключенным с собственниками нежилых помещений: Брезгина Л.П. договор N 40-352 - 0,0002768 Гкал/час; Муртазина М.Ю. договор N 40-432 - 0,0004152 Гкал/час; ООО "Группа Теленс" договор N 40-434 - 0,0000319 Гкал/час; ИП Конева И.А. договор N 40-435 - 0,0000192 Гкал/час; Попова Н.И. договор N 40-436 - 0,000415 Гкал/час; ООО "Лион-трейд" договор N 40-438 - 0,0004152 Г кал/час; Минкина С.К. договор N 40-445 - 0,0000319 Гкал/час; Никифорова Т.С. договор N 40-526 - 0,0002108 Г кал/час; Грицевич А.М. договор N 40-528 - 0,0000213 Гкал/час. Итого по всем нежилым помещениям объем потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения составляет 0,0019 Гкал/час.
Таким образом, объем потребления тепловой энергии потребленной нежилыми помещениями в сентябре 2016 года составляет 0,0019*720=1,3680 Гкал где: 720 - кол-во часов в сентябре; 0,0019 - объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения потребляемой нежилыми помещениями в час.
Вместе с тем, при расчете размера расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ООО "Пермская сетевая компания" учтен объем составляющий 0,014 Гкал.
В связи с чем Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края сделан вывод о том, что ООО "Пермская сетевая компания" при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в жилом помещении за сентябрь 2016 года, не в полном объеме учтен объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений.
Кроме того, в ходе проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за сентябрь 2016 года, предъявленный собственникам помещений, не разделен на плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды и коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, что привело к распределению объема тепловой энергии использованной на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной с горячему водоснабжению, предоставленной на общедомовые нужды пропорционально количеству горячей воды в конкретном жилом помещении, а не соразмерно общей площади помещения, принадлежащего каждому потребителю.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.06.2017 N 1165.
По итогам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ООО "Пермская сетевая компания" выдано предписание от 20.06.2017 N 1165, в котором указаны выявленные нарушения: в состав платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении за сентябрь 2016 года, включена плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, а также не в полном объеме учтен объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений, что является нарушением пунктов 40, 44-48, 54, 70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и предписано до 15.08.2017 произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в жилом помещении (размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за сентябрь 2016 года, исключить; при расчете учесть объем потребления тепловой энергии собственникам нежилых помещений).
В рамках контроля исполнения указанного выше предписания на основании распоряжения от 16.08.2017 N 1165п Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что предписание от 20.06.2017 N 1165 ООО "Пермская сетевая компания" не исполнено (акт проверки от 15.09.2017 N 1165-п).
В связи с чем Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ООО "Пермская сетевая компания" выдано предписание от 15.09.2017 N 1165/1, требования которого тождественны требованиям, содержащимся в ранее выданном предписании, срок исполнения предписания установлен до 15.11.2017.
ООО "Пермская сетевая компания", не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; а также плату за коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено, что производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителем коммунальной услуги (заявитель) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме (бойлер). Спорный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем потребления тепловой энергии, использованной в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
В п. 54 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с п. 22 приложении N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно п. 54 Правил определяется по формуле 20:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с п. 43 Правил;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
,
где:
- объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
- количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с п. 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 70 Правил N 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Как указано судом выше, в ходе проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за сентябрь 2016 года, предъявленный собственникам помещений, не разделен на плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды и коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении; кроме того, при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в жилом помещении за сентябрь 2016 года, не в полном объеме учтен объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, копией квитанции за сентябрь 2016 года, пояснениями ООО "Пермская сетевая компания", направленными при проведении проверки в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, актами проверки от 20.06.2016, от 15.09.2017. В судебном заседании апелляционной инстанции Представитель ООО "Пермская сетевая компания" не отрицал установленное заинтересованным лицом несоответствие использованного в расчете объема потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений.
Доводы заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания со ссылкой на отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, при этом суд верно указал, что способ расчета, на который ссылается заявитель при определении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителю, не предусмотрен Правилами N 354.
С учетом изложенного, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
ООО "Пермская сетевая компания" в суд апелляционной инстанции представлены платежное поручение от 01.03.2018 N 5732, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 марта 2018 года по делу N А50-44929/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644; ИНН 5904176536) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 5732 от 01.03.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.