город Омск |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А75-19323/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4525/2018) общества с ограниченной ответственностью "Эколайт" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2018 по делу N А75-19323/2017 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эколайт" (ИНН 8621003143, ОГРН 1138607000520) к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам об оспаривании предписания от 19.10.2017 N 278,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Эколайт" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эколайт" (далее - ООО "Эколайт", Общество, заявитель) к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее - Управление, административный орган) об оспаривании предписания от 19.10.2017 N 278.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2018 по делу N А75-19323/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что ветеринарные сопроводительные документы, отсутствие которых выявлено проверкой, оформляются не на все виды биологических отходов, а только на подконтрольные товары, включенный в Перечень, утвержденный Приказом Минсельхоза России. Кроме того, апеллянт указывает, что ООО "Вентура", от которого поступают биологические отходы, составляются акты на эвтаназию животных, как это требуется законодательством, в связи с чем нарушения в деятельности ООО "Эколайт" по обеззараживанию биологических отходов отсутствуют.
В письменном отзыве на жалобу Управление просит оставит решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлены.
Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Управления, которое суд счел возможным удовлетворить.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основания распоряжения Управления от 12.09.2017 N 278 в отношении ООО "Эколайт" проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что в период с января по сентябрь 2017 года ООО "Эколайт" допускало прием и сброс партий биологических отходов (трупы кошек и собак) в биотермическую яму (скотомогильник) без заключения ветеринарного специалиста и без ветеринарных сопроводительных документов.
Действия ООО "Эколайт" были квалифицированы Управлением как нарушение пунктов 2.1 и 6.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозом России и Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила); пункта 4 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 и статьи 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (далее - Закон о ветеринарии).
Результаты проверки отражены в акте от 19.10.2017 N 278, представленном в материалы дела (л.д. 25-28).
19.10.2017 Обществу выдано предписание N 278, которым на ООО "Эколайт" возложена обязанность в срок до 20.11.2017 обеспечить прием и сброс биологических отходов только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемых биологических отходов, эпизоотическое благополучие территорий их происхождения и позволяющих идентифицировать поднадзорный груз (л.д. 24-25).
Считая предписание не соответствующим положениям законодательства, ООО "Эколайт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Правоотношения в области ветеринарии регулируются Законом о ветеринарии и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии в целях обеспечения ветеринарной безопасности предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
В силу пункта 1 статьи 2.3 Закона о ветеринарии перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, что следует из пункта 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии.
Поименованным выше Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 помимо Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов предусмотрено, что под такими документами понимаются характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно пункту 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов оформление таковых осуществляется при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 (далее - Перечень подконтрольных товаров).
Данный Перечень содержит наименования товаров, классифицированных в группы в соответствии с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
В группу 01 Перечня подконтрольных товаров "Живые животные" отнесены следующие товарные позиции: 0101 "Лошади, ослы, мулы и лошади живые"; 0102 "Крупный рогатый скот живой"; 0103 "Свиньи живые"; 0104 "Овцы и козы живые"; 0105 "Домашняя птица живая, т.е. куры домашние, утки, гуси, индейки и цесарки"; 0106 "Живые животные прочие".
Группа 05 включает продукты животного происхождения в другом месте не поименованные или не включенные; павшие животные группы 01 ТН ВЭД или 03 ТН ВЭД, непригодные для употребления в пищу.
В соответствии с пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 1.4 Ветеринарно-санитарных правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на их владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).
В силу пункта 2.1 Ветеринарно-санитарных правил ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов (пункт 6.3).
Согласно пункту 4 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на биологические отходы оформляется ветеринарное свидетельство формы N 3.
Таким образом, на биологические отходы - трупы павших животных (в т.ч. кошек и собак) должны быть оформлены ветеринарные сопроводительные документы.
В связи с указанным отклоняются доводы апелляционной жалобы ООО "Эколайт" о том, что надлежащие документы к биологическим отходам, поступавшим Обществу, прилагались. Как указано выше, законодательством предусматривается обязательное составление ветеринарных сопроводительных документов, соответствующих требованиям Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, отсутствие которых выявлено Управлением в ходе проверки. Акты на эвтаназию, на которые ссылается апеллянт, не являются таковыми и их наличие не свидетельствует о соблюдении Обществом приведенных выше требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии Общества с выводами Управления, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эколайт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2018 по делу N А75-19323/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.