г. Челябинск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А76-29074/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 по делу N А76-29074/2017 (судья Командирова А.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Новые горизонты" - Иванов А.Г. (доверенность N 57/НГ/2018 от 09.01.2018, паспорт);
Администрации города Челябинска - Савина Е.В. (доверенность N 11-01-44/61 от 22.02.2018, паспорт);
Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска - Савина Е.В. (доверенность б/н от 22.02.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Новые горизонты" (далее - ООО "Новые горизонты", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации г. Челябинска (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 31.08.2017 N 10703-с "Об отмене разрешения на строительство от 07.07.2017 N RU74315000-42-ж-2017".
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2017, 16.01.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства и архитектуры г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что у общества отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, позволяющие осуществлять строительство объекта капитального строительства - жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12).
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме. Представитель ООО "Новые горизонты" считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.12.2015 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Новые горизонты" (арендатор) подписан договор УЗN 014344-К-2015 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска, по условиям которого в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:369:0506002:50, площадью 95 656 кв.м, расположенный по ул. Труда в Центральном районе города Челябинска, для завершения строительства торгово-досугового комплекса и здания офисно- гостиничного назначения (1-ая очередь застройки территории "Западный луч"), жилого комплекса с объектами культурно-бытового и общественного назначения (2-ая очередь застройки территории "Западный луч").
Договор заключен сроком на три года с даты заключения договора (пункт 1.4 договора).
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.01.2016.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:36:0506002:50, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 17.12.2010.
Постановлением главы города Челябинска от 11.06.2008 N 120-п утверждена документация по планировке территории II-й очереди микрорайона "Западный луч" (корректировка) в Центральном и Калининском районах города Челябинска (опубликовано в газете "Вечерний Челябинск", N 111, 17.06.2008).
Распоряжением заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 28.04.2017 N 5088-с утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506002:50 NRU74315000-0000000006757, которым предусмотрено строительство следующих объектов капитального строительства:
- N 1 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 12 (стр.);
- N 2 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 4 (стр.);
- N 3 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 13 (стр.);
- N 4 - подземная автостоянка N 31 (стр.);
- N 5 - кинотеатр N 29 (стр.);
- N 6 - подземная автостоянка N 28 (стр.).
Администрацией выдано разрешение на строительство от 07.07.2017 N RU74315000-42-ж-2017 объекта капитального строительства "Жилой комплекс "Западный луч" 2-я очередь строительства. Жилой дом с помещениями общественного назначения (стр. N 12)".
Распоряжением заместителя главы города Челябинска от 31.08.2017 N 10703-с отменено разрешение на строительство от 07.07.2017 N RU74315000-42-ж- 2017, выданное ООО "Новые горизонты" (л.д. 10). Отмена разрешения на строительство администрацией произведена в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, предусматривающих строительство объекта капитального строительства (жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12).
Заявитель, посчитав отмену административным органом уже выданного разрешения на строительство незаконным, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оспоренное обществом решение административного органа не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, иным нормам действующего законодательства, представленным заявителем на выдачу разрешения на строительство документам.
Указанные выводы суда являются законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в рамках осуществления публичной функции проводят мероприятия, направленные на проверку совершенных субъектом предпринимательской деятельности комплекса необходимых работ по исполнению возложенных на него законом обязанностей по подготовке и согласованию проектно-сметной документации. Соответствующее (надлежащее) выполнение этой обязанности в результате позволит лицу, намеревающемуся создать (построить) объект недвижимости, получить разрешение на строительство и начать строительство (реконструкцию).
Судом первой инстанции установлено, что основанием для отмены ранее выданного разрешения явилось отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, предусматривающих строительство объекта капитального строительства - жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12). По мнению администрации, представленный вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство договор УЗ N 014344-К-2015 краткосрочной аренды земельного участка от 25.12.2015 не предусматривает права арендатора - ООО "Новые горизонты" на строительство в границах арендованного участка рассматриваемого объекта капитального строительства (Жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12). Так, из пункта 1.3 договора аренды земли следует, что заключался в соответствии с положениями подп. 10 п. 2 ст. 39.6, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей завершения строительство объекта незавершенного строительством. В качестве документов, подтверждающих расположение на участке объекта незавершенного строительства, в пункте 1.3. договора аренды земли указаны - выписка из ЕГРН от 16.11.2015 N 74/001/064/2015-35864 (объект незавершенного строительства, площадь застройки 2199,7 кв.м., степень готовности 10%), кадастровый паспорт от 20.12.2010 N 7436/232/10-1352, заявление ООО "Новые горизонты". Указанные документы подтверждают обстоятельства наличия в границах участка объекта незавершенного строительства, принадлежащего ООО "Новые горизонты", и заключения договора УЗ N 014344-К-2015 краткосрочной аренды земельного участка от 25.12.2015 для целей завершения строительства данного объекта. В связи с указанным, у ООО "Новые горизонты" отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, позволяющие осуществлять строительство объекта капитального строительства - жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12) (договор УЗ N 014344-К-2015 краткосрочной аренды земельного участка от 25.12.2015 такого права не предусматривает).
Доводы подателя жалобы об отсутствии у общества правоустанавливающих документов на земельный участок, позволяющих осуществлять строительство объекта капитального строительства - жилого дома с помещениями общественного назначения (стр. N 12), судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
Земельный участок поставлен кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:36:0506002:50, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 17.12.2010.
Постановлением главы города Челябинска от 11.06.2008 N 120-п утверждена документация по планировке территории II-й очереди микрорайона "Западный луч" (корректировка) в Центральном и Калининском районах города Челябинска (опубликовано в газете "Вечерний Челябинск", N 111, 17.06.2008).
Из приложенной к постановлению схемы следует, что ко 2-й очереди микрорайона "Западный луч" также относится строительство многоквартирного жилого дома N 12.
В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506002:50 предоставлен договор УЗ N 014344-К-2015 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска.
Согласно пункту 1.1.1 договора, земельный участок площадью 95656 кв.м., расположенный по ул.Труда в Центральном районе г.Челябинска, из земель населенных пунктов, предоставлен для завершения строительства торгово- досугового комплекса и здания офисно-гостиничного назначения (1-ая очередь застройки территории "Западный луч"), жилого комплекса с объектами культурно-бытового и общественного назначения (2-ая очередь застройки территории "Западный луч").
В силу пункта 2.1 договора, земельный участок предоставляется на условиях его целевого использования в соответствии с принадлежностью земельного участка к категории, указанной в пункте 1.1.1 и разрешенного использования в соответствии с правовым зонированием территории г.Челябинска.
Согласно пункту 1.4 договора, в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны пришли к соглашению, что условия настоящего Договора применяются к отношениям, возникшим с 01.10.2015. Срок действия настоящего договора: три года с даты заключения договора.
Распоряжением заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 28.04.2017 N 5088-с утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506002:50 NRU74315000-0000000006757, которым предусмотрено строительство следующих объектов капитального строительства:
- N 1 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 12 (стр.);
- N 2 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 4 (стр.);
- N 3 - жилой дом с помещениями общественного назначения N 13 (стр.);
- N 4 - подземная автостоянка N 31 (стр.);
- N 5 - кинотеатр N 29 (стр.);
- N 6 - подземная автостоянка N 28 (стр.).
Таким образом, градостроительная документация предусматривает размещение на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506002:50 в рамках возведения жилого комплекса с объектами культурно-бытового и общественного назначения (2-ая очередь застройки территории "Западный луч") спорного объекта - жилого дома N 12 (стр.).
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу части 21.2 названной нормы права уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.
Из части 21.4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный орган на основании собственного решения прекращает действие разрешения на строительство.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ни один из случаев, предусмотренных указанными нормами права, который бы явился основанием для прекращения действия разрешения на строительство от 07.07.2017, органом местного самоуправления не установлен и в оспариваемом распоряжении со ссылкой на соответствующую норму права не приведен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 по делу N А76-29074/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.