г. Пермь |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А60-8480/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457): представители не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Невьянский завод реставрации труб" (ИНН 6621008765, ОГРН 1026601326883): Ударцева Г.В. по доверенности от 04.05.2018
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 марта 2018 года по делу N А60-8480/2018
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Невьянский завод реставрации труб"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Невьянский завод реставрации труб" (далее - ООО "НЗРТ") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на доказанность административным органом состава административного правонарушения, выразившегося в осуществлении обществом предпринимательской деятельности по обращению с отходами 4 класса опасности без соответствующей лицензии; отмечает, что ООО "НЗРТ" оказывает услуги по реставрации бывших в употреблении стальных нефте- и газопроводов, восстановлению труб демонтированных трубопроводов газа и нефтепродуктов, складирует их на территории производственной площадки; административный орган указывает, что "трубы нефте- и газопроводов отработанные" являются отходами производства, которые относятся к 4 классу опасности, и деятельность по обращению с ними подлежит лицензированию.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
ООО "НЗРТ" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Также в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО НЗРТ" просил приобщить к материалам дела справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 11.04.2017, от 30.03.2018, санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000. Т.002387.11.16 от 21.11.2016, решение N 59/17(С) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, протокол измерения атмосферного воздуха N 017-03/4/17/Э от 23.10.2017. Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения данного ходатайства справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 11.04.2017, от 30.03.2018 приобщены к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части в удовлетворении заявленного ходатайства отказано на основании ч. 1 ст.67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов подлежит лицензированию.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
На основании ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, указана группа отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0).
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При этом по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу на основании приказа N 2258 от 22.12.2017 (с изменениями, внесенными в приказ N 88 от 18.01.2018, N 155 от 26.01.2018), решения прокуратуры о согласования проведения проверки N 7/4-20-2017 от 25.12.2017 в период с 25.12.2017 по 29.01.2018 в отношении ООО "НЗРТ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства (акт проверки от 29.01.2018).
По результатам проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу в отношении ООО "НЗРТ" составлен протокол от 09.02.2018 N 03-05-08/8-2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что ООО "НЗРТ" имеет производственную площадку, расположенную по адресу: Свердловская область, г. Невьянск, ул. Железнодорожная, 2. Основным видом деятельности ООО "НЗРТ" является восстановление стальных труб демонтированных трубопроводов газа и нефтепродуктов диаметром от 114 до 1420 мм. ООО "ТЦ "НЗРТ" принимает у поставщиков трубы б/у на основании договоров: договор на поставку продукции от 27.02.2017 N 3/27/02-17, договор от 28.02.2017 N 30/2017, договор от 24.03.2017 N 04. Данные трубы поступают на ООО "НЗРТ" для последующей обработки, что подтверждает договор на оказание услуг по обработке труб от 12.2015 N 1. В последующем трубы после обработки (реставрации) продаются заказчикам в соответствии ТУ-1300-007-71607059-12. ООО "НЗРТ" проводит обработку труб в соответствии с технологической инструкцией, обработка включает в себя: очистку труб, нарезку фаски газовой установкой, правку труб, ремонт поверхности труб. Акт обследования от 19.01.2018 N 1 и фототаблица подтверждают наличие у ООО "НЗРТ" труб б/у, процесса обработки и реставрации труб. У ООО "НЗРТ" отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору и утилизации/обезвреживанию/обработке отходов 4 класса опасности.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "НЗРТ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что событие вменяемого ООО "НЗРТ" административного правонарушения административным органом не доказано, состав административного правонарушения не подтвержден.
При этом судом первой инстанции указано, что административным органом вменено ООО "НЗРТ" правонарушение, выразившееся в осуществлении обращения с отходом "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" в отсутствие лицензии на обращение с отходами 1-4 классов опасности; деятельность по обращению с отходами, по мнению административного органа, заключается в том, что ООО "НЗРТ" приобретает трубы б/у, складирует их на территории, проводит обработку труб в соответствии с технологической инструкцией, обработка включает в себя очистку труб, нарезку фаски газовой установкой, правку труб, ремонт поверхности труб.
Между тем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данных обстоятельств недостаточно для квалификации деятельности общества по восстановлению бывших в употреблении труб как деятельности по обращению с отходами, поскольку по упомянутым выше договорам трубы принимались обществом не как отходы, а как товар, подлежащий обработке по договорам оказания услуг с дальнейшей передачей этого товара собственникам, доказательств получения обществом труб б/у в качестве отходов, их размещения, хранения, утилизации, административным органом не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку само по себе наличие в Федеральном классификационном каталоге отходов группы отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные", не свидетельствует о том, что бывшие в употреблении (а не отработанные) трубы нефте- и газопроводов являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также не свидетельствует о том, что осуществляемая ООО "НЗРТ" деятельность по хранению, ремонту и обработке бывших в употреблении труб нефте- и газопроводов, является деятельностью по обращению с отходами 4 класса опасности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности события и состава нарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении, что на основании п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 9-АД15-13, от 08.06.2015 N 302-АД14-4203, от 17.03.2016 N 46-АД16-3 и др., по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности и о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В рассматриваемом случае установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 марта 2018 года по делу N А60-8480/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8480/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "Невьянский завод реставрации труб"