г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А21-8358/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10904/2018) ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.03.2018 по делу N А21-8358/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания от 14.06.2017 N ЖК-2/337/Ж/К-2577/1/О
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" (236006, г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 27 кв. 1, ОГРН 1083925036920, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 1, далее - Министерство) от 14.06.2017 N ЖК-2/337/ЖК-2577/1/О по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению заявителя, площадь помещений рассчитана Министерством по старому техническому паспорту и не соответствует фактическим площадям. Кроме того, Министерство нарушило часть 4 статьи 16 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и превысило свои полномочия.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.06.2017 N 1025 Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области в отношении ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" проведена документальная проверка соблюдения лицензионных требований в части правильности начисления размера платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 27 по улице Октябрьская в городе Калининграде.
По результатам проверки составлен акт от 07.06.2017 N ЖК-1/1025/ЖСА, из которого следует, что Обществом за январь 2017 года выставлена к оплате стоимость электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с превышением норматива потребления коммунальных ресурсов. При этом Общество неправильно применяло площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также мест общего пользования и не учитывало показания общедомовых приборов учета указанных выше коммунальных ресурсов.
14.06.2017 Министерством выдано предписание от 14.06.2017 N ЖК-2/337/ЖК-2577/1/О, в соответствии с которым Общество в срок до 30.07.2017 должно:
1. Произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс электроснабжение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за январь 2017 года с учетом площадей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также площадей мест общего пользования, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также с учетом показаний общедомового прибора учета электроэнергии по всему дому;
2. Произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы холодное и горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за январь 2017 года с учетом площадей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также площадей мест общего пользования в соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), без учета показаний общедомовых приборов учета, по нормативу по всему дому.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Согласно пункту 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Аналогичные положения закреплены в пункте 29 Правил N 491, в редакции, действующей с 01.01.2017.
В соответствии с пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что расчет размера платы устанавливается исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, только в случае утверждения органом государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов.
До утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов в целях соблюдения и не нарушения прав собственников многоквартирных домов исполнителям коммунальных услуг необходимо осуществлять соответствующие расчеты по нормативам, установленным субъектом по состоянию на 01.11.2016 при условии, что расчеты по показаниям коллективных приборов учета будут выше указанных нормативов.
В случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Несмотря на то, что такой порядок расчетов определен в пункте 9.2 статьи 156 ЖК РФ только в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, судом первой инстанции принято во внимание, что и до внесения изменений в названную норму при расчетах платы за коммунальные ресурсы подлежал применению именно такой порядок, исходя из совокупности нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения в проверяемом периоде.
Министерством в ходе проверки установлено, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроэнергии, в связи с чем плата за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроэнергию на содержание общего имущества дома должна рассчитываться исходя из показаний общедомового прибора учета холодного водоснабжения, но не превышать норматив потребления, установленный по состоянию на 01.11.2016.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2014 N 184 установлен норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, который составляет 0,02 куб. м на 1 кв. м, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в месяц.
В соответствии с пояснениями к формуле 15 Приложения 2 постановления Правительства N 354 при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Произведенными Министерством расчетами исходя из данных имевшегося на день проведения проверки технического паспорта подтверждается, что Обществом за январь 2017 года выставлена к оплате стоимость электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества спорного многоквартирного дома с превышением норматива потребления коммунальных ресурсов, при этом Общество неправильно применяло площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также мест общего пользования и не учитывало показания 4 общедомовых приборов учета указанных выше коммунальных ресурсов.
Исходя из данных, содержащихся в новом техническом паспорте на спорный дом (по состоянию на 14.02.2018), Министерством произведен перерасчет, который подтвердил вывод Министерства о выставлении платы за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению и электроэнергии на общедомовые нужды с превышением нормативов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом к оплате за январь 2017 года выставлена стоимость электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома 27 по ул. Октябрьской в г. Калининграде с превышением норматива потребления коммунальных ресурсов, при неправильном применении площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также мест общего пользования и без учета показания общедомовых приборов учета указанных выше коммунальных ресурсов.
Оспариваемым предписанием от 14.06.2017 N ЖК-2/337/ЖК-2577/1/О описаны данные нарушения и указаны конкретные способы их устранения исходя из статьи 36 ЖК РФ и Правил N 306.
Подлежит отклонению довод Общества о том, что Министерство при проведении проверки вышло за пределы полномочий.
В части 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно Положению о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Ссылка Общества на то, что Министерство в данном случае вышло за пределы лицензионного контроля, проверив деятельность Общества не только на предмет соблюдения лицензионных требований, но и иных требований, не относящихся к лицензионным, является несостоятельной.
Действительно, согласно части 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Между тем согласно статье 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 192 Жилищного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Положению о лицензировании N 1110, утвержденному Правительством Российской Федерации, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы за оказание услуг по управлению многоквартирным домом непосредственно обусловлено оказанием этих услуг, в связи с чем разрешение вопроса об их надлежащей оплате, начислению такой платы подпадает под лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренный жилищным законодательством.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Министерством надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание Министерства от 14.06.2017 N ЖК-2/337/ЖК-2577/1/О является законным, обоснованным и исполнимым.
Из доводов Общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Подателю жалобы следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.03.2018 по делу N А21-8358/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по ремонту, содержанию, управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома 25" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б, Семенова В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.