г. Челябинск |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А76-34944/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 марта 2018 г. по делу N А76-34944/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" - Апрелева И.Е. (доверенность от 06.06.2018 б/н), Николаев А.А. (доверенность от 09.08.2017);
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Божко Ю.В. (доверенность от 09.01.2018 N 1/6).
Общество с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - заявитель, ООО "Сатурн", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 18.09.2017 N 2871-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80608 ТЭ".
Решением суда первой инстанции от 01.03.2018 (резолютивная часть объявлена 21.02.2018) заявленные требования удовлетворены, распоряжение Министерства от 18.09.2017 N 2871-Р признано недействительным.
Министерство с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что для принятия решения о прекращении права пользования недрами по пункту 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" достаточно установления факт возникновения определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Таким условием являются положения условий пользования недрами об уплате разового платежа за право пользование недрами. До 20.05.2017 оплата разового платежа за пользование недрами в размере 256 668 руб. 50 коп. на счет Министерства не поступила.
В дополнении к апелляционной жалобе Министерство считает необоснованным вывод суда о том, что право пользования недрами прекращено по формальным основаниям.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал. Представил письменное мнение на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО Сатурн" на основании распоряжения Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.11.2014 N 3862 была предоставлена лицензия на право пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, для геологического изучения (поиска и оценки) магматических и метаморфических пород на участке Сатурн расположенном в пределах Магнитогорского городского округа, Челябинской области, сроком до 01.01.2017.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением, ООО Сатурн" выдана лицензия на пользование недрами ЧЕЛ 80323ТП. Срок действия лицензии ЧЕЛ 80323ТП устанавливался до 01.01.2017.
ООО "Сатурн" 07.12.2016 подала заявку на открытие месторождения общераспространенных полезных ископаемых (с дополнением от 20.12.2016 N 61).
По результатам заявки Министерство по установлению факта открытия месторождения полезных ископаемых на территории Челябинской области установила факт открытия ООО "Сатурн" месторождения строительного камня Сатурн.
Министерство 25.01.2017 выдало ООО "Сатурн" свидетельство об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых N ЧЕЛ 17 ОПИ 00003.
На основании распоряжения Министерства от 24.03.2017 N 771-Р заявителю представлено право пользования участком недр местного значения для разведки и добычи строительного камня на месторождении "Сатурн" расположенной на территории Магнитогорского городского округа, Челябинской области, сроком на 25 лет.
ООО "Сатурн" 21.04.2017 оформлена лицензия ЧЕЛ 80608ТЭ со сроком действия до 21.04.2042.
Распоряжением Министерства от 18.09.2017 N 2871-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80608 ТЭ" досрочно прекращено право пользование недрами по лицензии ЧЕЛ 80608ТЭ, представленное ООО "Сатурн" для разведки и добычи строительного камня на месторождении Сатурн, расположенном на территории Магнитогорского городского округа, Челябинской области в связи с неуплатой обществом разового платежа за пользование недрами в течение 30 дней с даты государственной регистрации лицензии.
Заявитель, полагая, что распоряжение от 18.09.2017 N 2871-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80608 ТЭ" является незаконным и необоснованным, обратился с заявлением в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение) на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 2 пункта 15 Положения и с учетом статьи 23 рассматриваемого закона при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе, при нарушении пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии.
Из материалов дела следует, что распоряжение вынесено на основании пункта 3 статьи 20 Закона о недрах.
По смыслу части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами подлежит прекращению по указанным в ней основаниям, в том числе при возникновении определенного условия, зафиксированного в лицензии в качестве основания для прекращения права недропользования (пункт 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах).
По мнению административного органа, таким основанием явилось неисполнение заявителем пункта 5.1 лицензии.
Согласно пункту 5.1 условий пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 80608 ТЭ установлено, что недропользователь обязан уплатить разовый платеж за пользование недрами в размере 256 668 руб. 50 коп. в течение 30 дней с даты государственной регистрации лицензии.
Вместе с тем в качестве основания для прекращения права недропользования, как того требует пункт 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, нарушение указанного условия в лицензии не зафиксировано.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ООО "Сатурн" внесло денежные средства в счет оплаты разового платежа за пользование недрами 12.09.2017.
Таким образом, на дату принятия Министерством оспариваемого решения обществом факт неуплаты отсутствовал - разовый платеж внесен. Указанное обстоятельство не оспаривается Министерством.
Судом первой инстанции указано, что выбор одной из трех предусмотренных законом мер принуждения к недобросовестному пользователю недр за допущенные им нарушения (досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования) отнесен к полномочиям органа, выдавшего лицензию. Однако, осуществляя выбор одной из трех санкций за нарушение условий лицензии, уполномоченный орган обязан выбрать ту меру, которая наиболее отвечает характеру допущенного нарушения. Данный орган должен учитывать, что досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998, от 30.07.2001 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Как верно отмечено судом, уполномоченному органу необходимо исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами.
При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения.
В данном случае основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы Министерства о нарушении обществом существенных условий лицензии в связи с неуплатой обществом разового платежа за пользование недрами в течение 30 дней с даты государственной регистрации лицензии.
Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.
С учетом изложенного, судом обоснованно установлено, что право заявителя на пользование недрами прекращено по формальным основаниям, без учета характера нарушения (доказательств обратного не представлено) и возможных последствий его совершения, без учета необходимости обеспечения баланса частного и публичного интересов. Фактически в распоряжении отсутствует обоснование необходимости досрочного прекращения права общества на пользование недрами в соответствии с выданной лицензией в связи с указанными нарушениями.
В связи с изложенным, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у Министерства оснований для принятия решения о досрочном прекращении пользовании недрами.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта необходима совокупность двух условий: его несоответствия закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Поскольку оспариваемое по делу распоряжение Министерства от 18.09.2017 N 2871-Р нарушает права и законные интересы заявителя, а заинтересованным лицом не доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии совокупности условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 марта 2018 г. по делу N А76-34944/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.