г. Челябинск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А34-15217/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2018 по делу N А34-15217/2017 (судья Обабкова Н.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (далее - заявитель, ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе Курганской области, управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с муниципального казённого учреждения культуры "Гагарьевское культурно - досуговое объединение" (далее - заинтересованное лицо, МКУК "Гагарьевское КДО", учреждение) штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года в сумме 2 500 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2018) в удовлетворении заявления отказано.
ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе Курганской области (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе Курганской области указывает, что в случае представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Отзыв в материалы дела представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились. ГУ УПФ РФ в Юргамышском районе Курганской области представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.
МКУК "Гагарьевское КДО" в установленный срок представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года по форме СЗВ-М "исходная" в отношении 6 застрахованных лиц (л.д.8, 24, 39, 54, 69).
Документы приняты Управлением согласно протоколам проверки электронного документа, ошибок в представленных заинтересованным лицом отчетности органом пенсионного фонда не выявлено (л.д.9, 25, 40, 55, 70).
07.08.2017 заинтересованным лицом представлены сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года на 1 застрахованное лицо, в отношении которого сведения первоначально не представлялись (л.д.14, 30, 45, 60, 75).
Затем заинтересованное лицо представило сведения по форме СЗВ-М "отменяющая" за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года в отношении в отношении 1 застрахованного лица (Сумароковой Людмилы Николаевны) (л.д.11, 27, 42, 57,72).
В связи с обнаружением ошибки, в представленных страхователем сведениям по форме СЗВ-М и раздела 6 формы РСВ-1 Пенсионным фондом в адрес страхователя направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда за отчетный период декабрь 2016 года, дата формирования уведомления - 24.07.2017. Указанное уведомление получено заинтересованным лицом 24.07.2017, о чем имеется отметка в уведомлении (л.д.92).
По результатам проведенной проверки представленных сведений Пенсионным фондом установлен факт представления заявителем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года на застрахованных лиц, о чем составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170003026 от 10.08.2017, N 055S18170003058 от 10.08.2017, N 055S18170003027 от 10.08.2017, N 055S18170002990 от 09.08.2017, N 055S18170002982 от 09.08.2017 (л.д.18-19, 33-34, 48-49, 63-64, 78-79).
Решениями от N 055S19170003161 от 22.09.2017, N 055S19170003168 от 22.09.2017, N 055S19170003163 от 22.09.2017, N 055S19170003156 от 21.09.2017, N 055S19170003155 от 21.09.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 500 руб. за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года (л.д.20-21, 35-36, 50-51, 65-66, 80-81).
На основании указанных решений Управлением выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. По требованиям N 055S01170139578 от 16.10.2017, N 055S01170139584 от 16.10.2017, N 055S01170139579 от 16.10.2017 направленным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 03.11.2017; по требования N 055S01170139521 от 13.10.2017, N 055S01170139520 от 13.10.2017, направленным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 31.10.2017 (л.д.22-23, 37-38, 52-53, 67-68, 82-83).
Штрафные санкции по выставленному требованию заинтересованным лицом не оплачены, что явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях МКУК "Гагарьевское КДО" состава вмененного ему правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ) установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года в целом по организации в установленный законом срок.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в представленных сведениях в исходной отчетности, учреждением 07.08.2017 поданы формы СЗВ-М "дополняющие" за спорные периоды в отношении застрахованных лиц, в отношении которых сведения учтены не были. Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
Акты об обнаружении факта о допущенном нарушении составлены фондом 09.08.2017 и 10.08.2017, а решения о привлечении к ответственности вынесены им 21.09.2017 и 22.09.2017.
Следовательно, ошибки выявлены, исправлены и сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года представлены заинтересованным лицом до составления актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и до вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности.
Уведомление фонда об обязании МКУК "Гагарьевское КДО" устранить имеющиеся иные расхождения, то есть, несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации, устранены учреждением в предусмотренный законом срок.
Уведомление об устранении ошибок, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до представления заинтересованным лицом сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) не выявлялось.
Таким образом, в действиях МКУК "Гагарьевское КДО" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного Федеральным законом N 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с учреждения финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2018 по делу N А34-15217/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.