г. Чита |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А19-23266/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет" на решение арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2018 года по делу N А19-23266/2017 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (ОГРН 1043801036311, ИНН 3808110930, 664025, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Российская, 17) к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный университет" (ОГРН 1033801008218, ИНН 3808013278, 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1) о взыскании 21 924 руб.,
(суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области обратилось в арбитражный суд с требованием к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный университет" о взыскании 21 924 руб. вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2018 года с федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области взыскано 21 924 руб. основного долга. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, выводы суда, изложенные в судебном решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Факт причинения вреда окружающей среде и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Университета и превышением в почвах предельно допустимых показателей нефтепродуктов, не доказаны, отсутствие данных о деградации земельного участка и снижении его качественных характеристик не позволяли сделать вывод о результатах негативного воздействия на почву. В результате нарушений требований ГОСТ 17.4.4.02-84 и ПНД Ф 12.1:2:2:2:2.3:3.2-03, допущенных специалистами Филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" при осуществлении отбора проб почв, подготовленные документы не позволили Росприроднадзору достоверно установить факт превышения вредных веществ в почве и загрязнения земельного участка, а также сделать вывод о причиненном ФГБОУ ВО "ИГУ" вреде окружающей среде. Просит решение суда отменить.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец, ответчик явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отклонении доводов, изложенных в апелляционной жалобе в силу их несостоятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании Поручения Правительства Российской Федерации от 10.12.2015 АХ-П9-8340, приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Г. Сидорова от 29.12.2015 N 1061 и в соответствии с Приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области О.П. Курек от 20.05.2016 841-од, Управлением была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - ФГБОУ ВО "ИГУ".
В ходе проверки 09.06.2016 проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером 38:06:030401:54, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Большие Коты и прилегающей части акватории водного объекта озера Байкал.
Результаты проверки оформлены актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N ВЗНТ-358-в/3 от 23.06.2016.
Согласно акту обследования в границах водоохранной зоны озера Байкал, в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:030401:54 осуществляется размещение на открытой местности емкости с отходами производства и потребления (отработанные масла и прочие отходы) в районе строения, расположенного по адресу: Иркутский район, п. Большие Коты, ул. Байкальская, 41 (фото N 6, 7 фототаблицы, приложение к акту обследования).
В целях определения негативного воздействия на почву посредством размещения указанной емкости на открытой местности и с целью установления возможного разлива отработанных масел (нефтепродукты) на почву был выполнен отбор проб почвы (протокол отбора проб почв N Б338П от 09.06.2016) в границах земельного участка с 3 кадастровым номером 38:06:030401:54 в районе строений, расположенных по адресу: п. Большие Коты, ул. Байкальская, 41: - Проба N 2143 (ШП1) - объединенная из 4-точек, глубина отбора 0-5 см. - Проба N 2144 (ШП2) - объединенная из 4-точек, глубина отбора 5-20 см. - Проба N 2145 (ШПЗ) - фоновая. По итогам проведенного анализа (протокол испытаний почв N Б361П от 20.06.2016) установлено, что содержание загрязняющих веществ - нефтепродуктов в почве в месте размещения на открытой местности емкости с отходами производства и потребления (отработанные масла и прочие отходы) в районе строения, расположенного по адресу: Иркутский район, п. Большие Коты, ул. Байкальская, 41, превышает фоновое содержание нефтепродуктов в почве по глубине отбора почв 0-5 см в 10,93 раза, по глубине отбора почв 5-20 см - в 8,16 раз.
Данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Иркутскому государственному университету, что подтверждается представленным в материалы дела государственным актом на право пользования землей A-I N 391755.
В обоснование иска Управление указало, что ФГБОУ ВО "ИГУ" при осуществлении хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны озера Байкал в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:030401:54 при размещении на открытой местности емкости с отходами производства и потребления (отработанные масла и прочие отходы) в районе строения, расположенного по адресу: Иркутский район, п. Большие Коты, ул. Байкальская, 4,1 осуществило порчу земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для окружающей среды веществами (нефтепродукты) и отходами производства и потребления, что является нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По результатам проведенной проверки истцом на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года N 238 (в редакции, действовавшей на момент отбора проб), произведен расчет вреда, который составил 21 924 руб.
Письмом N 4/04-7233 от 13.10.2016, направленным ответчику 19.10.2016 и полученным ответчиком 24.10.2016, Управление предложило ИГУ в добровольном порядке в месячный срок с момента получения требования возместить вред, причиненный почвам.
Неисполнение данного требования послужило основанием для предъявления иска в суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно пункту 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), статьей 29 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям сельскохозяйственной деятельности.
Статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Отбор проб почв и оформление результатов отбора проб и результатов выполнения измерений выполнены в соответствии с требованиями "ГОСТ 17.4.4.02-84. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" (далее - ГОСТ 17.4.4.02-84), "ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления", "ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее - методика).
Указанная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Размер ущерба, причиненный почвам Российской Федерации вследствие нарушения природоохранного законодательства, согласно представленному расчету Управления, составил 21 924 руб.
Данный расчет судом проверен и признан арифметически и методологически верным, кроме того, учреждением не представлен контррасчет.
Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, которые судом оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований заявителя о взыскании с ответчика суммы вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 21 924 руб.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ответчика ущерба в размере 21 924 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены определения, не нарушены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2018 года по делу N А19-23266/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.