г. Челябинск |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А76-33588/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Челябинска и Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 по делу N А76-33588/2017 (судья Командирова А.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ника" - Иванов А.Г. (доверенность б/н от 01.09.2017, паспорт);
Администрации города Челябинска - Савина Е.В. (доверенность N 11-01-44/61 от 22.02.2018, паспорт);
Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска - Савина Е.В. (доверенность б/н от 22.02.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.Челябинска (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 13.09.2017 N 40-13370/гасн в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Гаражи в микрорайоне N 12 Курчатовского района города Челябинска" по улице 40-летия Победы в Курчатовском районе города Челябинска; об обязании Администрацию г. Челябинска выдать разрешение на строительство.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2017, от 13.02.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства и архитектуры г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что в нарушение норм материального права судом при вынесении решения применены положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению с 01.01.2017.
Между тем, при принятии решения по заявлению от 13.09.2017 общества о выдаче разрешения на строительство гаражей, орган местного самоуправления осуществлял проверку представленных документов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленными с 01.01.2017, а именно:
- наличие документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- соответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Администрация указывает, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0712002:52, предоставленный в аренду, на основании договора краткосрочной аренды земли от 19.06.2017 УЗ N 015512-К-2017, расположен в жилой территориальной зоне В.2.2.
В данной территориальной зоне объект "Гаражи" соответствует вспомогательному виду разрешенного использования - объекты хранения автотранспорта.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования. На вышеуказанном земельном участке объекты, относящиеся к основным или условно разрешенным видам использования, согласно представленной документации, отсутствуют.
По мнению подателя жалобы, при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, и вмешиваться в его компетенцию судебным актом в пользу заявителя.
В рассматриваемом случае, арбитражный суд возложил обязанность на администрацию выдать обществу разрешение на строительство объекта капитального строительства "Гаражи в микрорайоне N 12 Курчатовского района г.Челябинска" по ул.40-летия Победы в Курчатовском районе г.Челябинска в течение семи рабочих дней с даты вступления решения в законную силу.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство наделен орган местного самоуправления, при реализации данных полномочий орган проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.
Суд при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав не должен подменять орган, уполномоченный на совершение определенных действий, таким образом решение о возложении обязанности на Администрацию города Челябинска выдать обществу "Ника" разрешение на строительство объекта капитального строительства, является незаконным.
Также, с апелляционной жалобой на решение суда обратилось третье лицо - Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска.
В апелляционной жалобе третье лицо приводит доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации.
В судебном заседании представитель подателей жалоб поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме. Представитель ООО "Ника" считает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.06.2017 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Ника" (арендатор) заключен договор УЗN 015512-К-2017 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска (далее - договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях краткосрочной аренды следующее недвижимое имущество: земельный участок площадью 1875 кв.м., с кадастровым номером 74:36:0712002:52, расположенный по адресу: мкр. N12 в Курчатовском районе г. Челябинска, из земель населенных пунктом, находящихся в ведении муниципального образования, для строительства гаражей (пункт 1.1 договора).
Срок аренды устанавливается со дня заключения настоящего договора и составляет - 32 месяца (пункт 2.1 договора).
Указанный договор зарегистрирован в едином государственном реестре недвижимости 30.06.2017.
Распоряжением заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 27.06.2017 N 7591-е утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712002:52 NRU74315000-0000000006928, в котором в качестве объекта капитального строительства указано - гаражи, определены предельные параметры разрешенного строительства, процент застройки в границах земельного участка и иные показатели.
Постановлением Администрации города Челябинска от 20.04.2010 N 132-п утверждена документация по планировке территории микрорайона N 12 (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Чичерина, ул. 40-летия Победы, Комсомольский проспект - в Курчатовском районе города Челябинска.
ООО "Ника" обратилось в администрацию г. Челябинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 13.09.2017 N 40-13370/гасн администрация отказала заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения, со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, земельный участок, на котором предусмотрено строительство спорных гаражей расположен в жилой территориальной зоне В.2.2 - в данной территориальной зоне объект "Гаражи" соответствуют вспомогательному виду разрешенного использования - объекты хранения автотранспорта.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительства, не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, нарушает права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявленные объекты (гаражи) соответствуют разрешенным видам использования. Все действия и решения органов местного самоуправления по распоряжению спорным земельным участком свидетельствовали о предоставлении его для цели строительства гаражей, что также следует из представленной градостроительной документации. Суд посчитал, что надлежащим восстановлением нарушенных прав заявителя будет возложение обязанности на администрацию выдать обществу разрешение на строительство объекта в течение семи рабочих дней с даты вступления решения в законную силу.
Указанные выводы суда являются законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство) (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в рамках осуществления публичной функции проводят мероприятия, направленные на проверку совершенных субъектом предпринимательской деятельности комплекса необходимых работ по исполнению возложенных на него законом обязанностей по подготовке и согласованию проектно-сметной документации. Соответствующее (надлежащее) выполнение этой обязанности в результате позволит лицу, намеревающемуся создать (построить) объект недвижимости, получить разрешение на строительство и начать строительство (реконструкцию).
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок, изначально предоставленный органами местного самоуправления обществу "для строительства гаражей" расположен в жилой территориальной зоне В.2.2 - в которой объект "Гаражи" соответствуют вспомогательному виду разрешенного использования - объекты хранения автотранспорта.
Данное обстоятельство не указано в части 13 статьи 51 ГрК РФ, не свидетельствует об отсутствии одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствии проектной документации градостроительному плану земельного участка.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
В силу статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3. ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Челябинска от 20.04.2010 N 132-п утверждена документация по планировке территории микрорайона N 12 (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах: ул. Чичерина, ул. 40-летия Победы, Комсомольский проспект - в Курчатовском районе города Челябинска (опубликовано в газете "Вечерний Челябинск", N 34, 30.04.2010).
Распоряжением заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 27.06.2017 N 7591-е утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0712002:52 NRU74315000-0000000006928, в котором в качестве объекта капитального строительства указано - гаражи, определены предельные параметры разрешенного строительства, процент застройки в границах земельного участка и иные показатели.
Указанной градостроительной документацией (пункт 1 раздела 7 градостроительного плана земельного участка) на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0712002:52 предусмотрено размещение гаражей (N 31 на схеме планировки территории).
Пункт 2 раздела 7 градостроительного плана земельного участка указывает, что заявленные объекты (гаражи) соответствуют разрешенным видам использования.
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0712002:52 предоставлен обществу по результатам проведенного аукциона по продаже земельных участков, а также на право заключения договоров аренды земельных участков.
Предметом аукциона, в том числе, явилось право на заключение договора аренды земельного участка по адресу: Челябинская область, г.Челябинск, р-п Курчатовский, мкр. N 12, площадь земельного участка: 1875 кв.м., кадастровый номер: 74:36:0712002:52, разрешенное использование: для строительства гаражей.
Согласно протоколу N 14 от 03.05.2017 (лот N 5), аукцион признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки.
Единственная заявка на участие в аукционе ООО "Ника" признана соответствующей всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона, условиям аукциона.
Указанное также следует из самого договора аренды УЗ N 015512-К- 2017, заключенного с комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (арендодатель) 19.06.2017 для строительства гаражей.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что все вышеперечисленные действия и решения органов местного самоуправления по распоряжению спорным земельным участком свидетельствовали о предоставлении его для цели строительства гаражей, что также следует из представленной градостроительной документации.
Сведений о предоставлении спорного земельного участка для иных целей материалы дела не содержат.
Отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует изложенным выше нормам статей 51, 57.3 ГрК РФ.
Применение судом первой инстанции неверной редакции Градостроительного кодекса не привело к принятию неправильного судебного акта, ввиду чего основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Довод подателей апелляционных жалоб о неверном решении вопроса о восстановлении нарушенных прав заявителя, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При выдаче разрешения на строительство проверяется соответствие объекта строительства, градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, подтвержденные в установленном порядке соответствующими специалистами уполномоченного органа (заключение органа государственного строительного надзора), наличие положительной государственной экспертизы, проверяется правильность самой проектной документации на соответствие градостроительному, земельному законодательству, требованиям санитарных, пожарных и иных норм. Проверка таких соответствий предъявляемым законом и подзаконными нормативными актами требованиям в полномочия судебных органов не входит.
При этом в силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Принимая во внимание, что указанные в оспариваемом решении администрации основание для отказа в выдаче разрешения на строительство незаконно, а иных оснований в решении не приведено, из чего следует вывод о том, что все остальные требования действующего законодательства к представляемым документам соискателем разрешения на строительство соблюдены, апелляционный суд приходит к выводу, что суд вправе обязать администрацию выдать заявителю соответствующее разрешение на строительство. Тем самым, суд принимает решение о незаконности отказа администрации, изучившей представленные заявителем документы, и необоснованно пришедшей к выводу о несоответствии их требованиям законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 по делу N А76-33588/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Челябинска и Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.