г. Чита |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А58-5770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск", общества с ограниченной ответственностью "Высота" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2018 года по делу N А58-5770/2017 по иску Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563, 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 48) к муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435138020, ОГРН 1071435020832, 677000, г. Якутск, ул. Воинская, д. 7/4, кв. 8), обществу с ограниченной ответственностью "Высота" (ИНН 1435194970, ОГРН 1071435020832, 677008, г. Якутск, ул. Лонгинова, 20) о признании дополнительного соглашения от 20.10.2016 к муниципальному контракту от 03.10.2016 N 0116300000116000995 недействительным (ничтожным), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РС (Я) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646, город Якутск, Ярославского, д. 37), (суд первой инстанции: Аринчёхина А. Ю.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Вецина Т.А., по поручению,
от ответчика ООО "Высота" - Иванов В.М., директор,
установил:
Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск", обществу с ограниченной ответственностью "Высота" о признании дополнительного соглашения от 20.10.2016 к муниципальному контракту от 03.10.2016 N 0116300000116000995 недействительным (ничтожным).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Окружная администрация города Якутска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РС (Я).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2018 года дополнительное соглашение от 20.10.2016 к муниципальному контракту N 0116300000116000995 от 03.10.2016 на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", заключенное между муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск" и обществом с ограниченной ответственностью "Высота", признано недействительным (ничтожным).
Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик - МКУ "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск" обратился с апелляционной жалобой. Считает, что у ответчиков имелись основания, предусмотренные положениями муниципального контракта для заключения дополнительного соглашения о переносе сроков получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и передачи объекта долевого строительства. Полагает, что интересы Окружной администрации города Якутска и граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, не нарушены заключением дополнительного соглашения от 20.10.2016. Просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
ООО "Высота", также обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, считая, что оно принято в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права. Указывает, что дополнительное соглашение заключено в рамках соблюдения действующего законодательства, возможность изменения сроков исполнения контракта предусмотрена п.1 ст.95 ФЗ N 44-ФЗ и п.2.5, п.10.2, п.4.1.8 муниципального контракта
N 0116300000116000995 от 03.10.2016. Просит решение суда отменить.
Истец представил письменный отзыв на апелляционные жалобы.
Представитель ООО "Высота" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции необоснованным и незаконным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения МКУ "Департамент жилищных отношений "Городского округа "Город Якутск", третьих лиц, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.09.2016 Окружной администрацией г. Якутска на ресурсе zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0116300000116000995. Объектом закупки установлено приобретение жилых помещений путём долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". К указанному извещению прикреплена аукционная документация.
В соответствии с п. 9 информационной карты (часть 1 документации об электронном аукционе) срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг установлен с момента заключения контракта до 30 июня 2017 года.
Аналогичный срок был установлен проектом муниципального контракта (п.3.2 проекта муниципального контракта) срок получения Застройщиком разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию установлен до 30.06.2017.
Пунктом 3.3. проекта муниципального контракта установлено, что объект долевого строительства должен быть передан Заказчику в соответствии с условиями Контракта в срок до 30.06.2017.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.09.2016 победителем аукциона признано ООО "Высота".
03.10.2016 между Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений" Городского округа "город Якутск" и ООО "Высота" (застройщик) заключен муниципальный контракт N 0116300000116000995 на приобретение жилых помещений путём долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
В соответствии с условиями данного контракта Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок построить недвижимое имущество (далее по тексту - Объекты недвижимости) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию Объекта недвижимости передать Заказчику, находящиеся в Объекте недвижимости объекты долевого строительства, указанные в п. 1.2 Контракта (далее по тексту - Объекты долевого строительства), а Заказчик обязуется оплатить Застройщику обусловленную Контрактом стоимость Объектов долевого строительства и принять их (п. 1.1 Контракта).
Пунктом 1.2 контракта установлено, что объектами долевого строительства являются жилые помещения, расположенные по адресу: г. Якутск. Автодорожный округ, квартал "ДСК", ул. Воинская.
В силу п. 3.2 контракта срок получения Застройщиком разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию установлен до 30.06.2017.
Пунктом 3.3. контракта установлено, что объект долевого строительства должен быть передан заказчику в соответствии с условиями контракта в срок до 30.06.2017.
20.10.2016 между заявителем и ООО "Высота" было подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту N 0116300000116000995 от 03.10.2016, которым были внесены изменения в п. 3.2., 3.3, а также контракт дополнен п. 3.4.
Согласно п. 3.2, 3.3 контракта (в редакции дополнительного соглашения) срок получения застройщиком разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию был продлен до 31.12.2017.
Объект долевого строительства должен быть передан заказчику в срок до 31.12.2017.
Пунктом 3.4 Контракта стороны определили, что Застройщик имеет право досрочно сдать объект, согласно адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории РС(Я)", и берет на себя обязательство по получению разрешения на ввод и передачи объекта Заказчику в срок до 30.06.20I7. Прокуратурой г. Якутска в ходе проверки по указанию прокуратуры РС(Я) от 28.06.2017 N 72-42-2017 выявлено нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившееся в незаконном заключении дополнительною соглашения от 20.10.2016 к муниципальному контракту N 0116300000116000995 от 03.10.2016.
Считая, что в нарушение требований пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" согласно которой при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, Прокуратура усмотрела в действиях Департамента состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
В связи с этим, 24.06.2017 заместителем прокурора г. Якутска в отношении департамента было вынесено Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и административный материал в отношении заявителя был направлен в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее Управление, административный орган) для рассмотрения вопроса о привлечении департамента к административной ответственности.
Административный орган в лице заместителя руководителя рассмотрел в отношении заявителя административный материал, поступивший из Прокуратуры, принял Постановление о наложении на Департамент административного штрафа по делу N 06- 120/17ш об административном правонарушении, согласно которому заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП и наложением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" не согласился с данным Постановлением, считая, что в его действиях нет вины, поскольку пролонгация срока контракта была вызвана невозможностью соблюдения установленных контрактом сроков со стороны ООО "Высота" и невозможностью проведения государственной регистрации контракта, в связи с расхождением сроков указанных в проектной декларации и самим контрактом, в связи с чем в рамках дела А58-6553/2017, обратился с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об отмене постановления о назначении административного наказания от 18.08.2017 N 06-120/17ш и прекращении производства по делу.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.11.2017 по делу А58-6553/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Считая вышеуказанное дополнительное соглашение нарушающим требования закона и посягающим при этом на публичные интересы, Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с исковыми требованиями признании дополнительного соглашения от 20.10.2016 к муниципальному контракту от 03.10.2016 N 0116300000116000995 недействительным (ничтожным).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из правовых оснований для удовлетворения требований.
Прокуратура Российской Федерации в целях охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Положения Федерального закона N 44-ФЗ направлены на обеспечение реализации предусмотренных этим Законом целей регулирования соответствующих отношений, в том числе на развитие добросовестной конкуренции, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также на обеспечение равного положения физических и юридических лиц, являющихся участниками размещения заказов.
Изменение государственных или муниципальных контрактов регулируется статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи изменение условий государственного или муниципального контракта, не связанное с обстоятельствами, перечисленными в пункте 1 данной статьи (уменьшением средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ), в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих предусмотренных данным пунктом случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Таким образом, изменение условий муниципального контракта по соглашению сторон возможно исключительно, по основаниям, предусмотренным законом.
При заключении муниципального контракта одним из его условий было условие, что объект долевого строительства должен быть передан заказчику в соответствии с условиями контракта в срок до 30.06.2017.
Условие о сроке сдачи объекта работ заказчику относится к существенным условиям договора, при этом возможность изменения сторонами муниципального контракта этого условия не следует ни из одного пункта части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, изменение соответствующего условия не могло быть произведено сторонами контракта.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Действующее гражданское законодательство содержит императивную норму о неизменности условий государственного или муниципального контракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, прямо установленных законом.
Из материалов дела следует, что, подписывая спорное дополнительное соглашение, стороны изменили срок сдачи заказчику объекта, тем самым изменив существенные условия, предусмотренные муниципальным контрактом, запрет на который предусмотрен статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал недействительным дополнительное соглашение от 20.10.2016 к муниципальному контракту N 0116300000116000995.
Суд апелляционной инстанции считает, что в апелляционных жалобах отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2018 года по делу N А58-5770/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.