город Омск |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А75-21709/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4412/2018) общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-21709/2017 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж" (ИНН 8602073018, ОГРН 1088602003820) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления N 105 от 14.12.2017,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вернисаж" (далее - ООО "Вернисаж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС N 5 по ХМАО-Югре, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления от 14.12.2017 N 105 по делу об административном нарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-21709/2017 постановление N 105 от 14.12.2017 МИФНС N 5 по ХМАО-Югре о привлечении ООО "Вернисаж" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ изменено, применена статья 4.1.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.
Возражая против принятого по делу судебного акта, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что не является платежным агентом, в связи с чем положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) на его деятельность и статус не распространяются.
В письменном отзыве на жалобу Инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Вернисаж" и МИФНС N 5 по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлены.
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд счел возможным удовлетворить.
Кроме того, ООО "Вернисаж" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.05.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Павленко И.В., в удовлетворении которого апелляционным судом отказано в связи необоснованностью относимости данного судебного акта к предмету настоящего спора.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 23.10.2017 по 17.11.2017 должностными лицами Инспекции проведена проверка по вопросу соблюдения требований Закона N 103-ФЗ на предмет полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет, полученных при приеме платежей посредством платежных терминалов ООО "Вернисаж".
В результате проверки установлено, что ООО "Вернисаж", осуществляющее деятельность в виде обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Лангепас, ул. Ленина, 31/4, является туристическим агентством, которое реализует туристический продукт от имени и по поручению туроператоров, а также заключает договор с туристами и принимает от них оплату за турпродукт. Денежные средства за реализацию турпродукта перечисляются на счет туроператора.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "Вернисаж" действует как платежный агент, его основной функцией является реализация турпродукта, перечисление денежных средств от продажи на счет туроператора и получении комиссии, то есть фактически Общество является оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение. Следовательно, деятельность общества регулируется нормами Закона N 103-ФЗ.
Согласно материалам проверки ООО "Вернисаж" имеет расчетные банковские счета, открытые в филиале ЗС ПАО Банка "ФК Открытие", в Западно-Сибирском банке ПАО "Сбербанк".
С целью установления доходной и расходной частей по вышеуказанным счетам направлен запрос в кредитное учреждение о предоставлении выписки банка по счетам. Согласно выписке банка за период с 01.10.2017 по 23.10.2017 установлено поступление (внесение) денежных средств в размере 1 205 680 руб. ООО "Вернисаж" на расчетные банковские счета.
Между тем, специальный банковский счет для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств Обществом в нарушение пунктов 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ не открыт.
Результаты проверки отражены в акте от 23.102017 N 000001-спецсчет (л. д. 84-88).
28.11.2017 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000054 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (л.д. 124-126).
14.12.2017 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 105, которым ООО "Вернисаж" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде предупреждения (л. д. 114-119).
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
28.02.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Субъектами правонарушения являются, в том числе, платежные агенты.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Законом N 103-ФЗ.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ даны определения основных понятий используемых в данном законе:
1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пункта 14 статьи 4 Закона 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Пунктом 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ на платежного агента возлагается обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (пункт 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
В случае если денежные средства получены платежным агентом от физического лица, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет платежного агента.
Таким образом, платежный агент - это юридическое лицо, которое принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и не осуществляет иных действий для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика.
Применительно к обстоятельствам данного дела объективной стороной вмененного Обществу административного правонарушения является неиспользование специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей наличных денежных средств.
ООО "Вернисаж", по мнению Инспекции, является платежным агентом. Вместе с тем, в силу положений Закона N 103-ФЗ платежный агент характеризуется лишь принятием платежей от физических лиц в пользу поставщика в отсутствие какого-либо встречного предоставления плательщику со стороны платежного агента, а также в отсутствие обязательств агента перед плательщиком.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности заявителя является предоставление туристических услуг.
Порядок осуществления туристской деятельности регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 (далее - Правила оказания услуг).
В статье 1 Закона N 132-ФЗ даны определения основных понятий:
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Согласно статье 9 Закона N 132-ФЗ туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
На основании статьи 10 Закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
Отношения, возникающие между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта, регулируются статьей 10.1 Закона N 132-ФЗ.
К данным отношениям применяются положения статьи 10 Закона N 132-ФЗ, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 10.1 Закона N 132-ФЗ договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента; обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором; обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта; обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг под исполнителем услуг по реализации туристского продукта понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, туристский продукт может реализовываться как туроператором, так и турагентом. При этом реализация турагентом от своего имени туристского продукта, сформированного туроператором, не освобождает турагента от обязанностей исполнителя услуг и не освобождает от ответственности перед туристом.
Из материалов дела следует, что ООО "Вернисаж" заключен агентский договор от 23.01.2017 N 56/17-Е между ООО "Библио-Глобус Оператор" (туроператор) и ООО "Вернисаж" (турагент), в отношениях на основании которого ООО "Библио-Глобус Оператор" выступает в роли принципала, а ООО "Вернисаж" - агента.
Согласно пункту 1.1 данного договора агент обязуется от имени и по поручению туроператора реализовывать туристские продукты оформленные туроператором, на основании заключенного между туроператором и принципалом договора и выданной им доверенности. В свою очередь принципал принял на себя обязательство выплачивать агенту вознаграждения. Агент уполномочен заключать договоры о реализации туристского продукта только на основании выданной принципалом доверенности (пункт 1.2 договора).
Пунктом 3.1 агентского договора предусмотрено, что в целях реализации туристского продукта, агент при наличии действующей доверенности заключает с клиентами договоры о реализации туристского продукта.
Согласно агентскому договору агент обязан реализовывать турпродукт на условиях, указанных принципалом, уведомлять принципала о заключении договора о реализации туристского продукта, направлять принципалу заявку на бронирование.
Пункт 6.1 агентского договора устанавливает, что суммы платежей, указанные в настоящем договоре или иных связанных с ним документах сторон, выраженные в условных единицах, оплачиваются в рублях Российской Федерации по внутреннему курсу принципала на день оплаты.
Счет должен содержать банковские реквизиты, стоимость турпродукта, размер вознаграждения агента и сумму к оплате. Согласно пункту 6.3 агентского договора турпродукт считается оплаченным после поступления полной суммы денежных средств на расчетный счет, либо в кассу принципала. Агентское вознаграждение агент самостоятельно удерживает из средств, причитающихся принципалу в соответствии с выставленным счетом.
Кроме того, Общество присоединилось путем подачи соответствующего заявления к агентскому договору от 01.08.2017 N 3/Д-2017, в результате чего выступает турагентом, а контрагент ООО "Анекс Магазин Регион" - туроператором.
Согласно пункту 1.1 договора от 01.08.2017 N 3/Д-2017 турагент принял на себя обязательство от имени и за счет туроператора совершать за вознаграждение юридические и иные действия по продвижению и реализации туристам или иным заказчикам туристского продукта туроператора, забронированного турагентом на сайте.
Во исполнение поручения по реализации услуг туроператор выдает турагенту доверенности на заключение договоров о реализации туристского продукта (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора общая стоимость услуг указывается в рублях Российской Федерации, состоит из суммы к оплате турагентом туроператору и вознаграждения турагента, которое последний удерживает самостоятельно, указывается в счете на оплату, выставленного туроператором и подтверждаемого отчетом агента.
Пунктом 5.2 договора от 01.08.2017 N 3/Д-2017 на турагента возлагается обязанность перевести на счет туроператора 100% от стоимости услуг в течении 1 рабочего дня с момента направления ему уведомления посредством личного кабинета о том, что заявка доступна к оплате. Турагент осуществляет оплату услуг туроператора в безналичном порядке и на основании выставленного туроператором счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет туроператора. Обязательство турагента по перечислению денежных средств, считается исполненным, с момента поступления денежных средств на расчетный счет туроператора.
В силу пункта 6.1 договора за каждую реализованную в рамках настоящего договора сделку турагенту выплачивается вознаграждение в размере 50 руб., включая НДС 18%, за каждого взрослого туриста, которому были реализованы услуги.
Из условий представленных в материалы договоров, заключенных Обществом с заказчиками (туристами), следует, что их предметом является совершение заявителем действий, направленных на подбор и реализацию заказчику комплекса услуг, входящих в туристический продукт, сформированный туроператором. Под действиями, подлежащими совершению турагентом в порядке исполнения настоящих договоров, понимаются действия, необходимые для принятия на себя туроператором обязательства по реализации турпродукта, а именно: предоставление заказчику информации о турпродукте; получение от заказчика сведений и/или документов, необходимых для реализации турпродукта; передача соответствующих сведений и/или документов туроператору; получение от заказчика денежных средств в размере стоимости турпродукта и передача их туроператору, а также иные действия, совершение которых необходимо для реализации турпродукта.
Также договора предусмотрено, что турагент на протяжении всего путешествия будет предпринимать в отношении туроператора все возможные действия фактического характера, направленные на защиту интересов заказчика и/или туристов; турагент направляет туроператору полученную от заказчика заявку; своевременно доводит до заказчика любую полученную от туроператора информацию относительно турпродукта; передает заказчику документы, удостоверяющие право заказчика на входящие в туристический продукт услуги и необходимые для совершения путешествия.
Буквальное и системное толкование условий договоров от 23.01.2017 N 56/17-Е и от 01.08.2017 N 3/Д-2017, а также договоров, заключенных с заказчиками (туристами), позволяет прийти к выводу, что прием оплаты за турпродукт Обществом неразрывно связан с предоставлением им комплекса различных по своей природе услуг, оказываемых в целях реализации турпродукта персонально ООО "Вернисаж", в том числе - с комплексом последующих и сопутствующих услуг и является составной частью таких услуг.
В рассматриваемом случае объем обязанностей Общества выходит за рамки только приема платежей, поскольку при обращении физического лица к Обществу - турагенту не существует обязанности по оплате какого-либо продукта.
Принимая во внимание положения статей 1005, 1009 ГК РФ, Закона N 132-ФЗ, Правил оказания услуг, учитывая условия договоров от 23.01.2017 N 56/17-Е и от 01.08.2017 N 3/Д-2017, а также договоров, заключенных с заказчиками (туристами), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество осуществляет прием платежей от физических лиц исключительно как результат оказания туристических услуг, деятельность в рамках договора с физическим лицом не сводится лишь к приему денежных средств, и при реализации туристического продукта у ООО "Вернисаж" помимо обязательств перед клиентом возникает самостоятельная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенному с ним договору.
Таким образом, коллегия апелляционного суда приходит к убеждению о том, что, оказывая услуги, ООО "Вернисаж" действует от своего имени как турагент.
В этой связи, ООО "Вернисаж" в смысле статьи 2 Закона N 103-ФЗ не является платежным агентом, функции которого ограничиваются только лишь деятельностью по приему платежей от физических лиц.
Совокупность указанных обстоятельств исключает возможность квалификации действий ООО "Вернисаж" по приему денежных средств от физических лиц в качестве действий платежного агента в понимании Закона N 103-ФЗ, в связи с чем, отсутствует необходимость использования специального банковского счета при получении платежей от физических лиц.
Таким образом, факт нарушения Обществом требований Закона N 103-ФЗ Инспекцией не доказан.
Общество не является субъектом вмененного правонарушения и в его действиях отсутствует объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении, выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. В рассматриваемом случае административным органом не доказано наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, по указанным выше основаниям.
Отсутствие события и состава административного правонарушения согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, при установлении которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Учитывая, что административный орган не доказал наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, привлечение заявителя оспариваемым постановлением к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ является незаконным.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает заявление ООО "Вернисаж" подлежащим удовлетворению, постановление МИФНС N 5 по ХМАО-Югре - подлежащим отмене.
На основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вернисаж" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2018 по делу N А75-21709/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Вернисаж", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 105 от 14 декабря 2017, которым общество с ограниченной ответственностью "Вернисаж" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.