г. Вологда |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А52-3562/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" на решение Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2018 года N А52-3562/2017 (судья Циттель С.Г.),
установил:
администрация города Великие Луки (ОГРН 1026000903994, ИНН 6025001409; место нахождения: 182113, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Счетной палате Псковской области (ОГРН 1076027001731, ИНН 6027102723; место нахождения: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - Счетная палата) о признании недействительным предписания от 14.08.2017 N МХ-03-07/0343 в части возврата в доход бюджета 7610,3 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению (пункт 1).
Делу присвоен номер А52-3562/2017.
Также администрация обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Счетной палате Псковской области о признании недействительным предписания от 14.08.2017 N МХ-03-07/0343 в части принятия мер к взысканию и возврату в доход бюджета 45,336 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению (пункт 2).
Делу присвоен номер А52-3843/2017.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 23 октября 2017 года дела N А52-3562/2017 и N А52-3843/2017 объедены в одно производство с присвоением номера А52-3562/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Российской Федерации (далее - министерство), администрация Псковской области, Государственный комитет Псковской области по культуре (далее - комитет), муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" (далее - учреждение, МБУК "ДК Ленинского комсомола").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2018 года N А52-3562/2017 пункт 1 предписания от 14.08.2017 N МХ-03/07/0343 признан недействительным, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
МБУК "ДК Ленинского комсомола" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительным пункта 2 оспариваемого предписания. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Счетная палата в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет и администрация в отзывах на жалобу изложенные в ней доводы поддержали.
Министерство, администрация Псковской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Псковской области от 16.10.2006 N 588-ОЗ "О Счетной палате Псковской области" (далее - Закон N 588-ОЗ), на основании приказа Счетной палаты от 22.03.2017 N 20о/д и удостоверения на право проведения проверки N 11 ответчиком в администрации в период с 27.03.2017 по 11.05.2017 проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности расходования средств на реализацию мероприятий по проведению празднования 850-летия первого упоминания в летописи города Великие Луки (по отдельному плану), предусмотренных Государственной программой Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы" за период 2015-2016 годы.
В ходе проверки установлено расходование заявителем бюджетных средств, полученных в виде субсидии, с нарушением цели ее предоставления.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 15.06.2017.
На основании части 3 статьи 23 Закона N 588-ОЗ по результатам проверки ответчиком в адрес заявителя направлено предписание от 14.08.2017 N МХ-03-07/0343, согласно которому на администрацию возложена обязанность в срок до 01.11.2017 осуществить следующее:
в соответствии с пунктом 3.4 части 3 соглашения от 17.03.2016 N АТ-53, заключенного администрацией Псковской области и заявителем, произвести возврат в доход бюджета 7610,3 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению (пункт 1 предписания);
в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 части 2 соглашения от 30.06.2016, заключенного муниципальным учреждением "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" и МБУК "ДК Ленинского комсомола", принять предусмотренные законодательством меры к взысканию и возврату в доход бюджета 45,336 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению (пункт 2 предписания).
Не согласившись с названным предписанием, администрация оспорила его в судебном порядке.
Поскольку в данном случае МБУК "ДК Ленинского комсомола" оспаривает решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным пункта 2 предписания от 14.08.2017 N МХ-03/07/0343, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в указанной части.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 настоящего Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением относятся к правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно положениям статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним, в том числе, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Кодексу.
Частью 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение одного из вышеперечисленных документов, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как указывалось ранее в настоящем постановлении, в соответствии с пунктом 2 предписания от 14.08.2017 N МХ-03-07/0343 на администрацию возложена обязанность принять предусмотренные законодательством меры к взысканию и возврату в доход бюджета 45,336 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению.
При этом основанием для вынесения указанного предписания послужил, в том числе вывод Счетной палаты о том, что 45,336 тыс. руб. бюджетных средств использовано МБУК "ДК Ленинского комсомола" на приобретение 2 генераторов тумана, не являющихся звуковой аппаратурой.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Псковской области от 28.10.2013 N 501, в редакции постановления администрации Псковской области от 08.09.2015 N 4, утверждена Государственная программа Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области в 2014 - 2020 годы", сроком действия с 31.10.2015 по 23.12.2016 (далее - Государственная программа).
Приложением 4 "Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета _" к названной Государственной программе предусмотрено финансирование на 2015 год мероприятия 1.3.35 "Мероприятия по проведению празднования 850-летия первого упоминания в летописи г. Великие Луки (по отдельному плану)" в объеме 10 000 тыс. руб. без указания конкретных мероприятий (в редакции постановления от 23.12.2014).
В приложении 4 к Государственной программе в редакции постановления администрации Псковской области от 08.09.2015 N 405, действовавшей до 23.12.2016, мероприятие 1.3.35 конкретизируется по мероприятиям, соответствующим Плану основных мероприятий, в том числе отдельной строкой выделяется мероприятие по приобретению звуковой аппаратуры для МБУК "ДК Ленинского комсомола" с объемом финансирования 3000 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.
Муниципальное учреждение "Комитет культуры администрации города Великие Луки" (орган, осуществляющий полномочия и функции учредителя) и МБУК "ДК Ленинского комсомола" 30.12.2014 подписали Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели. Учредитель обязался предоставить в 2015 году иную субсидию МБУК "ДК Ленинского комсомола" в сумме 3 млн. руб. на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы "Культура" Государственной программы на приобретение звукового оборудования (пункт 2.1.1 соглашения; том 1, листы 75-78).
Комитет и администрация 15.05.2015 подписали соглашение N ОЛ-01/1.3.35/2015 о предоставлении последней субсидии в размере 2 835 750 руб., не превышающей 95 % от общего объема расходных обязательств на реализацию мероприятия 1.3.35 основного мероприятия 1.3 (пункт 3.1 соглашения). В Приложении 2 "Смета расходов субсидии" к названному соглашению содержится указание на поставку звукового оборудования (том 6, листы 122-129).
Соглашением от 31.07.2015, заключенным муниципальным учреждением "Комитет культуры администрации города Великие Луки" и МБУК "ДК Ленинского комсомола", учреждению на приобретение звукового оборудования выделено 149,25 тыс. руб. из средств местного бюджета (том 5, лист 1).
МБУК "ДК Ленинского комсомола" и общество с ограниченной ответственностью "ЛТМ Мьюзик" 27.03.2015 заключили муниципальный контракт N 01/04 на поставку звукового оборудования, перечисленного в спецификации к контракту общей стоимостью 2 985 000 руб., включая НДС.
Муниципальный контракт поставщиком товара исполнен 08.04.2015, субсидия в сумме 2835,75 тыс. руб. перечислена в бюджет муниципального образования "Город Великие Луки" в июле 2015 с указанием назначения расходов - поставка звукового оборудования.
В пределах лимитов бюджетных обязательств (за счет субсидии из областного бюджета), доведенных до учреждения соглашением от 30.12.2014 (лимит бюджетных обязательств в сумме 3000 тыс. рублей, израсходовано по муниципальному контракту от 27.03.2015 года N 01/04 в сумме 2835,75 тыс. руб., остаток лимитов - 164,25 тыс. руб.), МБУК "ДК Ленинского Комсомола" 20.11.2015 заключен договор N 71 на поставку оборудования на сумму 172,449 тыс. руб.
Оплата поставленного оборудования в 2015 году (20.11.2015) в связи с отсутствием финансирования не произведена, вследствие чего образовалась кредиторская задолженность.
В августе 2016 года комитетом предоставлена субсидия бюджету муниципального образования "Город Великие Луки" в сумме 163,826 тыс. руб., что соответствует 95 % общего объема расходного обязательства муниципального образования (172,449 тыс. рублей х 95 %).
Муниципальное учреждение "Комитет культуры администрации города Великие Луки" и МБУК "ДК Ленинского Комсомола" подписали Соглашение от 30.06.2016 (с учетом дополнительных соглашений от 19.08.2016 N 01 и от 06.09.2016 года N 02) о предоставлении учреждению субсидии в сумме 163,826 тыс. руб., что составляет 95 % расходного обязательства, на приобретение звуковой аппаратуры, источником которой являлась субсидия из областного бюджета.
Также муниципальное учреждение "Комитет культуры администрации города Великие Луки" и МБУК "ДК Ленинского Комсомола" подписали соглашение от 04.08.2016 года (с учетом дополнительного соглашения от 22.09.2016 N 01) о предоставлении субсидии в сумме 8,623 тыс. руб. на приобретение звуковой аппаратуры, источником которой являлись средства местного бюджета в размере 5 % расходного обязательства (том 5, листы 2- 15).
Полученная субсидия в соответствии с назначением платежа, указанным в платежных поручениях от 24.08.2016, 04.08.2016, 01.09.2016, 17.10.2016 направлена на погашение образовавшейся по договору от 20.11.2015 N 71 задолженности за поставленное оборудование в сумме 172,449 тыс. руб.
Вместе с тем, в соответствии с товарной накладной от 20.11.2015 (том 3, листы 132-136) в рамках указанного договора учреждением получено следующее оборудование:
- подвесной конденсаторный кардиоидный микрофон в количестве 8 штук на сумму 77,2 тыс. руб.;
- генератор тумана в количестве 2 штук на сумму 45,336 тыс. руб.;
- автономная программно-аппаратная система в количестве 1 единицы на сумму 19,923 тыс. руб.;
- ноутбук в количестве 1 единицы на сумму 29,99 тыс. руб.
Из Инструкции на генератор тумана Ross Flex Haze 1500DMX следует, что названное устройство является разновидностью дымовых установок и подходит для различных сценических задач. При этом указание на то, что генератор тумана является звуковой установкой, названная инструкция не содержит.
Соответствующих доказательств в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель, а также податель жалобы в материалы дела не представили.
Вместе с тем, субсидии из бюджета области предоставлены бюджету муниципального образования "Город Великие Луки" средства в порядке межбюджетного трансфера.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 139 БК РФ, постановлением администрации Псковской области от 05.08.2014 N 364 утверждено Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы Государственной программы (далее - Положение), которым предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1 названного Положения
Подпунктом 3 пункта 1 Положения предусмотрено финансирование мероприятия 1.3.35 основного мероприятия 1.3.
Согласно пункту 15 Положения субсидии имеют целевой характер, и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные пунктом 3 Положения.
Аналогичные положения содержатся в новой редакции Положения, утвержденного постановлением администрации Псковской области от 20.12.2016 N 412.
Следует отметить, что мероприятие 1.3.35 основного мероприятия 1.3 не предусматривает приобретение сценического оборудования для МБУК "ДК Ленинского Комсомола".
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 2 предписания Счетной палаты от 14.08.2017 N МХ-03-07/0343, возлагающий на администрацию обязанность по возврату 45,336 тыс. руб. бюджетных средств, использованных не по назначению, является законным и обоснованным, в связи с этим суд первой инстанции законно и обоснованно указал в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе учреждения, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в заявлении и, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции, заявителем и третьим лицом не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2018 года по делу N А52-3562/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.