г. Москва |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А40-208950/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2018 по делу N А40-208950/17, принятое судьей И.А. Васильевой,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации права на Сети сухотрубопровода (кадастровый номер 77:07:0012006:5245), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13, по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, 45-А,
при участии:
от заявителя: Балюк Н.Н. по дов. от 07.04.2017;
от ответчика: Петрова Т.А. по дов. от 21.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган), направленное уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017- 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права ПАО "ФСК ЕЭС" на Сети сухотрубопровода (кадастровый номер 77:07:0012006:5245), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13, по адресу: Москва, ул. Рябиновая, 45-А, и об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС" путем проведения государственной регистрации права 2 собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Сети сухотрубопровода (кадастровый номер 77:07:0012006:5245), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13, по адресу: Москва, ул. Рябиновая, 45-А, а также выдать выписку из Единого государственного реестра прав о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель считает, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства и не правильно применены нормы материального права, что, по мнению Управления, повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию в рамках титула "ПС 500 к В Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ". В ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства.
В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованный в ходе реконструкции Подстанции объект - Сети сухотрубопровода (кадастровый номер 77:07:0012006:5245) ПАО "ФСК ЕЭС" 09.08.2017 обратилось в регистрирующий орган с заявлением N 77/007/225/2017-2013 об оказании государственной услуги.
В соответствии с Уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 государственная регистрация права собственности была приостановлена до 21.11.2017 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно - по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка заявителю для целей строительства.
В целях предупреждения отказа в государственной регистрации 20.11.2017 года ПАО "ФСК ЕЭС" направило заявление о приостановлении государственной регистрации в порядке статьи 30 Закона о недвижимости на срок шесть месяцев по инициативе собственника объекта недвижимости.
Заявитель, утверждая, что использование земельного участка соответствует его целевому назначению и создание объекта - Сети сухотрубопровода- не противоречит его фактическому использованию, считает, что действия управления по приостановлению государственной регистрации права незаконны, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в суд.
Приостановление государственной регистрации права собственности в соответствии с уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 послужило основанием для обращения Общества в суд.
Арбитражный суд г.Москвы, удовлетворяя заявленное требование, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации.
Частью 1 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 41 Закона о регистрации, основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для приостановления государственной регистрации права в соответствии с уведомлением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 явилось нецелевое использование заявителем земельного участка.
Судом установлено, что Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (далее -Подстанция) отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Право собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на Подстанцию зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационная запись N 77-77-22/093/2013-191). Подстанция не выводилась из эксплуатации. Порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации установлен Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 N484 и предусматривает принятие решения Минэнерго с последующим составлением акта о выводе объекта из эксплуатации. ПАО "ФСК ЕЭС" как собственник, в Минэнерго в целях принятия данного решения не обращалось, решение Минэнерго не принимало, подстанция из эксплуатации не выводилась и продолжает участвовать в процессе передачи электрической энергии.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию подстанции в рамках титула "ПС 500 к В Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
В ходе реконструкции на Подстанции размещена группа шунтирующих реакторов 500 кВ, непосредственно участвующих в процессе передачи электрической энергии и работающих с использованием трансформаторного масла. Трансформаторное масло является горючей жидкостью. Пожаротушение реакторов запроектировано автоматическое, в качестве огнетушащего средства применяется распыленная вода. От пунктов переключения задвижек до реакторов прокладываются сухотрубы из стальных труб. Из резервуара, вода противопожарным насосом подается на камеру переключения задвижек и далее сухотрубами на реакторы.
Таким образом, суд пришел к выводу, что создание объекта -Сети сухотрубопровода, относится к мероприятию по обеспечению пожарной безопасности Подстанции и технологически связано с основным видом использования Подстанции - передачей электрической энергии.
Проектная документация, прошедшая положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ТТЭ-8736/02, в разделе 4 содержит описание технической части проекта и включает в себя описание объекта - Сети сухотрубопровода (стр. 23-24).
Подстанция размещена на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148 961 кв. м., находящемся по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 45-А (далее - Земельный участок).
Право аренды на Земельный участок установлено Договором аренды земель в г.Москве от 11.05.1995 N М-07-002231.
Согласно пункту 1.3 Договора участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214. Земельный участок предоставлен Правительством города Москвы по договору аренды земель в г. Москве от 11.05.1995 N М-07-002231 в адрес АООТЭиЭ "Мосэнерго".
В соответствии с договором купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013 Подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС".
На основании статьи 552 Гражданского кодекса и статьи 35 Земельного кодекса, между Правительством города Москвы и ОАО "ФСК ЕЭС" было подписано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по Договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на подстанцию, с 07.02.2014. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, о чем сделана регистрационная запись N 77-77-07/014/2014-390.
В соответствии с особыми условиями договора участок предоставлен без права изменения функционального назначения использования территории. Часть участка площадью 293 (двести девяносто три) кв. м. за красными линиями застройки предоставляется без права капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 431 Гражданского Кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из буквального прочтения текста договора суд сделал вывод о том, что участок площадью 148 668 кв. м. может быть использован в целях капитального строительства.
Суд принял во внимание, что вопрос о необходимости внесения изменений в договор аренды земельного участка, предоставленного в целях эксплуатации объекта, в случае производства реконструкции являлся предметом рассмотрения по делу N А55-19811/2008. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.02.2010 N14434/09 пришел к выводу, что реконструкция объекта размещенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и ранее предоставленном для эксплуатации данного объекта может быть осуществлена без изменения разрешенного вида использования земельного участка.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что при размещении объекта - Сети сухотрубопровода - расширения земельного участка не требовалось. Размещение выполнено в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13.
В соответствии с проектной документацией, прошедшей положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ТТЭ-8736/02, расширение земельного участка не предусматривалось, раздел 2.2.2 содержит сведения о градостроительном плане земельного участка 05.03.2015 N RU76000-014505.
Градостроительный план, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного Кодекса, выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В Градостроительном плане Земельного участка от 05.03.2015 N RU76000- 014505,подготовленным комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Градостроительный план) в пункте 2.1 содержится информация о разрешенном использовании Земельного участка. Основным видом разрешенного использования Земельного участка установлено энергетика (6.7).
Вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства установлены: - виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор). Наименование вида разрешенного использования земельного участка - энергетика (6.7) - предусматривает размещение объектов электросетевого хозяйства, к которым относится Подстанция. Размещение объекта предусматривает его строительство, реконструкцию и эксплуатацию (подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 2.2.3 Градостроительным планом земельного участка ограничений по строительству объектов не установлено.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 09 августа 2016 г. N 499- ПП утвержден проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково".
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса проект планировки территории является видом документации по планировке территории и используется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. В соответствии с утвержденным проектом планировки территории предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
Кроме того, судом учтено, что Проект планировки территории утвердило Правительство города Москвы, которое является Арендодателем по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13, в связи с чем, Правительство города Москвы, утверждая проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково" выразило свою волю и подтвердило, что проведение работ по реконструкции Подстанции не противоречит Договору аренды.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, суд пришел к выводу, что Управление Росреестра не представило доказательств того, что правовой режим Земельного участка не позволяет осуществлять реконструкцию, а также доказательств, опровергающих договоренности сторон Договора о возможности возведения объектов капитального строительства на предоставленном в аренду Земельном участке.
При рассмотрении дела судом также проверены и признаны соблюденным заявителем требования к документам, представленным на государственную регистрацию.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 26 и пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, суд первой инстанции пришел к выводу, что в процессе постановки объекта на кадастровый учет, Росреестром по Москве должен был быть установлен факт нецелевого использования ПАО "ФСК ЕЭС" земельного участка, а также факт наличия у спорного объекта признаков самовольной постройки, при наличии таковых. Поскольку таких обстоятельств не установлено и не доказано, суд пришел к выводу, что оснований для приостановления госрегистрации у Управления не имелось.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы заявителя жалобы о том, что по договору аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214 и благоустройства территории, а не для целей строительства, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку, как верно установил суд, в соответствии с условиями договора аренды земельный участок предоставлен без права изменения функционального назначения использования территории, пи этом часть участка площадью 293 кв. м. за красными линиями застройки предоставляется без права капитального строительства, что составляет
0,2% от площади арендуемого земельного участка. Таким образом, толкование условий договора позволяет сделать вывод о том, что участок площадью 148 668 кв. м. может быть использован в целях капитального строительства. Доказательств того, что строительство сухотрубопровода выполнено с нарушением указанных условий, Управлением не представлено.
Доводы о том, что фактически Обществом осуществляется строительство, а не реконструкция, обоснованно не приняты судом.
Проведение реконструкции ПАО "ФСК ЕЭС" подтверждается следующими документами и аргументами:
1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности ПАО "ФСК ЕЭС" на подстанцию 500 кВ Очаково выдано 07.02.2014 (приложение 3 к заявлению УД-6180), из которого следует, что объект - ПС 500 кВ Очаково существовал ранее;
2. Приказ Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 N 325, согласно которому ПС 500 кВ "Очаково" N 214 отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети как единый объект.
3. ПС Очаково не выводилась из эксплуатации. Порядок вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации установлен Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 N 484 и предусматривает принятие решения Минэнерго с последующим составлением акта о выводе объекта из эксплуатации. ПАО "ФСК ЕЭС" как собственник, в Минэнерго в целях принятия данного решения не обращалось, решение Минэнерго не принимало, подстанция из эксплуатации не выводилась и продолжает участвовать в процессе передачи электрической энергии.
4. Проектной документацией, прошедшей положительное заключение государственной экспертизы N 1641-15/ГГЭ-8736/02, которой предусмотрено, что основанием для разработки проектной документации явилось техническое задание с целью получения исходных данных для реконструкции ПС 500 кВ Очаково, целью работы является получение исходных данных для разработки проектной документации реконструкции сооружений ПС 500 кВ Очаково, участок работ находится на территории действующей подстанции "Очаково". В составе проектной документации предусмотрено сооружение Сетей сухотрубопровода.
Довод Управления о том, что поскольку земельный участок не предоставлен для строительства, то объект является самовольной постройкой и право собственности на построенный объект не подлежит государственной регистрации, был рассмотрен судом первой инстанции, ему была дана надлежащая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2018 по делу N А40-208950/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.