г. Пермь |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А50-624/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Назаровой В. Ю.,
без вызова лиц, участвующих в деле и без проведения судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2018 года, принятое судьей Овчинниковой С. А. в порядке упрощенного производства по делу N А50-624/2018.
по иску товарищества собственников жилья "Героев Хасана-32" (ОГРН 1095904006153, ИНН 5904207343)
к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248)
о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, взносов за капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Героев Хасана-32" (далее - истец, товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - ответчик, департамент, ДИО) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2016 по 31.10.2017 в размере 36 497 руб. 35 коп., взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2016 по 31.10.2017 в сумме 4 221 руб. 60 коп., пени в сумме 3 870 руб. 34 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Впоследствии истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2016 по 31.10.2017 в сумме 36 497 руб. 35 коп., взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 в сумме 331 руб. 20 коп., пени за несвоевременную оплату ЖКУ за период с 11.11.2016 по 13.12.2017 в сумме 3670 руб. 69 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты; пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.11.2016 по 02.02.2018 в сумме 242 руб. 58 коп., пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 за период с 11.11.2016 по 13.12.2017, в сумме 0 руб. 25 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга. Ходатайство истца судом удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2018 (резолютивная часть от 15.03.2018) ходатайство ТСЖ "Героев Хасана-32" об уточнении исковых требований о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.10.2016 по 31.10.2017 в сумме 36 497 руб. 35 коп., взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 в сумме 331 руб. 20 коп., пени за несвоевременную оплату ЖКУ за период с 11.11.2016 по 13.12.2017 в сумме 3670 руб. 69 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты; пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.11.2016 по 02.02.2018 в сумме 242 руб. 58 коп., пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 за период с 11.11.2016 по 13.12.2017, в сумме 0 руб. 25 коп. с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга, удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ.
Исковые требования удовлетворены частично.
С МО "Город Пермь" в лице ДИО администрации города Перми за счет казны МО "Город Пермь" в пользу ТСЖ "Героев Хасана-32" взыскано 574 руб. 03 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за октябрь 2017 в сумме 331 руб. 20 коп., пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 11.11.2016 по 02.02.2018 в сумме 242 руб. 58 коп., пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 за период с 11.11.2016 по 13.12.2017 в сумме 0 руб. 25 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску 28 руб. 20 коп. Пени на сумму долга в размере 331 руб. 20 коп. подлежат начислению с 14.12.2017 по день уплаты задолженности по правилам ст. 155 Жилищного кодекса РФ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований. Апеллянт полагает, что надлежащим органом, к компетенции которого относится внесение взносов на капитальный ремонт муниципального имущества, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Перми. Кроме того, ДИО в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, осуществляет полномочия собственника только в отношении нежилых помещений.
Истцом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционным судом единолично без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, Героев Хасана, д. 32.
Муниципальное образование г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений администрации г. Перми является собственником квартиры N 46, общей площадью 40,00 кв.м., расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 32, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Перми N 19-31-3249 от 20.10.2016.
В квартире N 46, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 32, зарегистрирован гражданин Тепленин Николай Павлович, 05.10.1947 г.р., что подтверждается справкой N 2241-ю от 29.08.2016, выданной муниципальным казанным учреждением "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми".
В период с 01.10.2016 по 31.10.2017 ТСЖ "Героев Хасана-32" осуществляло функции по управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, связанные с оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, предоставляло коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома.
Оказанные в период с 01.10.2016 по 31.10.2017 услуги по содержанию и ремонту общего имущества, взносы на капитальный ремонт, коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, отопление, электроснабжение) жилого помещения N 46, расположенного в жилом доме по ул. Героев Хасана, 32, не оплачены ни пользователем помещения, ни собственником.
Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела доказательств предоставления спорного жилого помещения физическому лицу в 1976 году, регистрации и проживания его в спорном жилом помещении, в связи с чем требования ТСЖ "Героев Хасана-32" о взыскании задолженности в сумме 36497 руб. 35 коп. удовлетворению не подлежат; при этом установив у муниципального образования "Город Пермь" как собственника имущества предусмотренной законом обязанности вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; отсутствие доказательств уплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 года в сумме 331 руб. 20 коп., наличие оснований для начисления пени в связи с несвоевременной оплатой взносов на капитальный ремонт на основании п. 14 ст. 155 ЖК К РФ в размере 242 руб. 58 коп. за период 11.11.2016 по 02.02.2018, а также пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 за период с 11.11.2016 по 13.12.2017 в сумме 0 руб. 25 коп. с их последующим начислением по день уплаты задолженности, удовлетворил указанные требования.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения в доме, так и общего имущества, возлагается на собственника такого помещения. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на капитальный ремонт.
Частью 3 ст. 158 ЖК РФ установлено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 5, 6 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
Установленный действующим жилищным законодательством правовой механизм участия собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса - многоквартирного дома, возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирном доме бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (ст. 210 ГК РФ), направлен на обеспечение баланса интересов всех обладателей помещений в многоквартирном доме - как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 251-О-О, от 27.10.2015 N 2471-О, от 28.01.20116 N 165-О, от 26.04.2016 N 795-О).
Согласно ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Решения о формировании ежемесячного взноса на капитальный ремонт были приняты общим собранием членов ТСЖ "Героев Хасана-32" в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома.
Решения общего собрания членов ТСЖ "Героев Хасана-32" от 31.07.2014, которыми утверждены размер взносов в фонд капитального ремонта, в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что МО г. Пермь как собственник помещений в многоквартирном доме несет обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 в сумме 331 руб. 20 коп.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, ДИО осуществляет полномочия собственника муниципального имущества города Перми в порядке, предусмотренном действующим законодательством; в установленном законом порядке управляет и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной казне.
Поскольку жилое помещение (квартира N 46) в спорном доме находится в муниципальной собственности, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что взносы на капитальный ремонт в сумме 331,20 руб. следует взыскать с департамента.
Спорное помещение является объектом муниципальной собственности и органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей 2, 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 125 и 215 ГК РФ осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является ДИО.
Доказательства уплаты взносов на капитальный ремонт ответчиком не представлены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Таким образом, требования удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя жалобы о наделении компетенцией по внесению взносов на капитальный ремонт иного органа местного самоуправления и о том, что ДИО осуществляет полномочия собственника только в отношении нежилых помещений, не имеют решающего правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
Кроме этого следует отметить, что к участию в деле в качестве ответчика привлечен не Департамент имущественных отношений, а МО город Пермь в лице Департамента имущественных отношений, к полномочиям которого отнесено осуществление полномочий собственника муниципального имущества города Перми.
Собственником спорных жилых помещений является не конкретный орган местного самоуправления, а МО город Пермь. Осуществление функций собственника названного имущества, находящегося в составе муниципальной казны, возложено на Департамент имущественных отношений.
Взыскание денежных средств должно производиться за счет средств муниципального образования (за счет муниципальной казны). Следовательно, перемена органа, представляющего интересы ответчика (МО город Пермь), не влечет изменения источника выплаты взыскиваемых денежных средств - муниципальной казны.
Пени в размере 242 руб. 58 коп. за период 11.11.2016 по 02.02.2018, а также пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за октябрь 2017 за период с 11.11.2016 по 13.12.2017, в сумме 0 руб. 25 коп., с их последующим начислением до полной уплаты задолженности правомерно начислены истцом и взысканы судом на основании положений п. 14 ст. 155 ЖК РФ. Представленный истцом расчет пени проверен судами, соответствует положениям закона, контррасчет ответчиком не представлен.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2018 года по делу N А50-624/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В. Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.