город Омск |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А46-24083/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3753/2018) общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2018 по делу N А46-24083/2017 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" (ОГРН 1125543036134, ИНН 5507231491) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ОГРН 1055504019768, ИНН 5503088113) о признании частично незаконным предписания от 28.08.2017 N 920,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Ельцина Ю.С. (личность подтверждена удостоверением, по доверенности от 18.01.2018 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" (далее - ООО "Альфа Омск", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, заинтересованное лицо, Управление) о признании предписания N 920 от 28.08.2017 незаконным в части пунктов 2, 9, 11.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.02.2018 по делу N А46-24083/2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе, ее податель указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а именно необоснованность вывода суда о том, что Обществом не достигается исключение соприкосновения одежды рабочей и домашней.
Также податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для включения в раздел 2 программы производственного контроля следующего перечня нормативных документов: СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, поскольку указанные нормативно-правовые акты являются специальными.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, является неправомерным вывод суда о необходимости "включения" Обществом в программу производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, поскольку магазины "Красное & Белое", как объекты розничной торговли, не относятся к числу объектов, на которых производится производственный контроль посредством лабораторных исследований.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление Роспотребнадзора по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ООО "Альфа Омск" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе с доказательствами их отправки Управлению, которые приобщены к материалам дела.
От Управления Роспотребнадзора по Омской области поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с доказательствами их отправки заявителю, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв и дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением N 920 от 17.07.2017 назначена плановая выездная проверка ООО "Альфа Омск", о чём Общество было уведомлено надлежащим образом.
По результатам проверки 28.08.2017 составлен акт N 920 и выдано предписание N 920, которым на заявителя возложены обязанности:
- пункт 2 - обеспечить в магазинах, расположенных в г. Омске по адресам: ул. Гризодубовой, 9, ул. Госпитальная, 84, пр. Королева, 10В, ул. 22-го Апреля угол ул. Энергетиков, 24/61, ул. 50 лет Профсоюзов, 111, ул. Ватутина, 29, ул. 22-го Партсъезда, 6А, ул. Алтайская, 18/1, ул. Герцена, 232/1, ул. 9-я Линия, 195, хранение личных вещей персонала в соответствии с требованиями пунктов 13.4, 13.5 "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.092001 (далее - СП 2.3.6.1066-01.2.3.5);
- пункт 9 - обеспечить в магазине по адресу г. Омск, ул. 70 лет Октября, 10/3, приём и реализацию продукции, соответствующей требованиям части 1 статьи 5, частям 1, 2, 5 статьи 7, части 1 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), пунктам 9, 12, 13, 15, 88 Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - ТР ТС 034/2013);
- пункт 11 - внести в программу производственного контроля изменения, учитывающие требования пунктов 1.4, 4.1, 4.7, 14.1 СП 2.3.6.1066-01.2.3.5, пунктов 1.3, 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.8 "СП 1.1.1058-01.1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01. 1.1), обеспечить выполнение программ производственного контроля.
Как видно из акта проверки N 920 от 28.08.2017 и описательной части предписания N 920 от 28.08.2017, основанием для выдачи оспоренного ненормативного правового акта (фактическим) послужило применительно к:
- пункту 2 - обнаружение при проведении проверки того, что в местах осуществления ООО "Альфа Омск" деятельности - объектах торговли, перечисленных в пункте 2, личные вещи работников общества отделены от остальной части помещения шторкой, что не позволяет исключить попадание микроорганизмов, находящихся на или в этих вещах, на потребителей и (или) товар, находящийся на хранении и представленный к продаже;
- пункту 9 - в числе товаров, хранение и реализация которых производится заявителем, в магазине по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, 10/3, предложена к продаже продукция (уши свиные копченые к пиву в вакуумной упаковке, охлаждённые из субпродуктов), микробиологические показатели которой не соответствуют предъявляемым к ней требованиям (протокол лабораторных испытаний пищевой продукции N 20164 от 09.08.2017, экспертное заключение по результатам лабораторных исследований N 3525 ГП/Л от 15.08.2017);
- пункту 11 - отсутствие в программе производственного контроля мероприятий, выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность заявителя.
Не согласившись с предписанием N 920 от 28.08.2017, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
21.02.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Оспоренное предписание, по мнению заявителя, подлежит признанию незаконным, поскольку:
- требования пунктов 13.4, 13.5 СП 2.3.6.1066-01 соблюдены - в магазинах общества организовано раздельное хранение рабочей и домашней одежды работников посредством обустройства гардеробной, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, при этом конкретных требований к устройству гардеробной указанным нормативным правовым актом не предъявляется; цель, преследуемая обозначенными нормами СП 2.3.6.1066-01 при имеющемся состоянии гардеробных, достигается;
- пункт 11 понуждает к включению в программу производственного контроля:
"СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), нормы которого в силу пункта 1.3 не распространяются на заявителя;
- "СанПиН 2.2.4.548-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы", утверждённые постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21 (далее - СанПиН 2.2.4.548-96), из пункта 1.2 которого не следует, что им урегулирована деятельность общества, не располагающего производственными помещениями, требования к которым заключены в данном СанПиН;
- "СН 2.2.4/2.1.8.562-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы", утверждённые постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 36 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96), из пункта 1.3 которого следует, что ООО "Альфа Омск" не относится к субъектам, деятельность которых регламентирована данными СН;
- "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03), из содержания пунктов 1.2, 1.4 которых также следует об исключении общества из числа лиц, на которых распространяется их действие;
- "СП 3.5.3.1129-02.3.5.3. Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. Санитарно-эпидемиологические правила", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12.07.2002 (далее - СП 3.5.3.1129-02);
- "СП 1.1.1058-01.1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01), нормы которого в силу пунктов 1.5, 2.4, 4.1 также не содержат предписаний, касающихся организаций розничной торговли, к которым относится заявитель, что указывает и на несостоятельность оспоренного предписания и в части пункта 9, учитывая, что СП 1.1.1058-01 также указан в качестве основания для возложения на ООО "Альфа Омск" отражённой в этом пункте обязанности.
Судом первой инстанции правомерно оставлены требования ООО "Альфа Омск" без удовлетворения на основании на следующего.
Пунктом 13.4 СП 2.3.6.1066-01 определено, что совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не допускается, работники организации торговли обязаны оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной (пункт 13.5).
Приведённые выше пункты СП 2.3.6.1066-01 обязывают организации торговли к раздельному хранению санитарной и домашней одежды работников. Эта обязанность выполняется в организации торговли посредством обустройства гардеробной - места, где должно производиться хранение домашних вещей работников. Способ обустройства гардеробной, действительно, не указан в СП 2.3.6.1066-01, но смыслу названных норм предполагается, что предназначение гардеробной в организации торговли состоит в исключении соприкосновения рабочей и домашней одежды, что не достигается при имеющейся в обществе организации.
Из материалов дела следует, что в магазинах Общества гардеробная отделена от остального помещения занавеской, наличие которой не обеспечивает достаточную раздельность хранения домашней одежды, в связи с чем вывод заинтересованного лица о нарушении ООО "Альфа Омск" указанных требований является обоснованным, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ исключает признание предписания N 920 от 28.08.2017 незаконным в части пункта 2.
Частью 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной (часть 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
Согласно части 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
В части 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 специально выделено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности (пункт 12 ТР ТС 034/2013).
В силу пункта 13 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Микробиологические и гигиенические нормативы безопасности продуктов убоя и мясной продукции (в том числе продуктов убоя и мясной продукции для детского питания) должны соответствовать требованиям согласно приложениям N 1-3 (пункт 15 ТР ТС 034/2013).
Пункт 88 ТР ТС 034/2013 обязывает изготовителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, к осуществлению процессов их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Из материалов дела (протокола лабораторных испытаний пищевой продукции N 20164 от 09.08.2017, экспертного заключения по результатам лабораторных исследований N 3525 ГП/Л от 15.08.2017) следует, что в одном из магазинов ООО "Альфа Омск" к продаже была представлена мясная продукция, микробиологические показатели которой не соответствуют требованиям, предъявляемым к ней ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013, что не опровергнуто заявителем.
При этом для оценки правомерности предписания в этой части не имеет правого значения то, вследствие каких причин товар, имеющий микробиологические показатели, при которых он не допускается к продаже, стал таковым, значимым является то, что этот товар находился на реализации, что свидетельствует о нарушении приведённых норм, распространяющих своё действие и на ООО "Альфа Омск" как его продавца.
Предписание N 920 от 28.08.2017 не ограничивает общество в способах, с применением которых оно обязано обеспечить приём и реализацию продукции, соответствующей названным нормативным правовым актам, не устанавливает их, предоставляя свободу в их выборе.
Это обстоятельство указывает на то, что само по себе понуждение Общества пунктом 9 предписания N 920 от 28.08.2017 к обеспечению приема и реализации продукции, соответствующей названным нормативным правовым актам, обоснованно.
Далее, в пункте 1.4 СП 2.3.6.1066-01 закреплено, что в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
Пунктом 4.1 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что показатели микроклимата производственных помещений и помещений для посетителей должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений, пунктом 4.7 - что естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению.
Руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами (пункт 14.1 СП 2.3.6.1066-01).
Пункт 1.3 СП 1.1.1058-01 распространяет их действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в частности, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (пункт 1.5 СП 1.1.1058-01).
Согласно пункту 2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу пункта 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
В соответствии с пунктом 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Программа (план) производственного контроля, как явствует из пункта 2.6 СП 1.1.1058-01, составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (пункт 2.7 СП 1.1.1058-01).
Пункт 2.8 СП 1.1.1058-01 предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из приведённых положений усматривается не только обязанность заявителя осуществлять производственный контроль, разрабатывая его программу, но и цель, для которой предназначен производственный контроль.
Не оспаривая наличие этой обязанности, Общество полагает излишним включение в разработанную им программу производственного контроля нормативных правовых актов, отсутствующих в ней: Федерального закона N 294-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.2.4.548-96, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, СП 3.5.3.1129-02, СП 1.1.1058-01.
Применительно к перечисленным нормативным правовым актам суд первой инстанции обоснованно согласился с утверждением заявителя о неверности включения в них Федерального закона N 294-ФЗ, не регламентирующего каких-либо мероприятий, связанным с производственным контролем, СП 3.5.3.1129-02, утративших силу (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58), что, однако, не свидетельствует о наличии оснований для признания незаконным в целом пункта 11 предписания N 920 от 28.08.2017.
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 подлежат учёту ООО "Альфа Омск" как организации торговли в соответствии с СП 2.3.6.1066-01, в силу которых к качеству воды в организациях торговли предъявляются гигиенические требования, имеющиеся к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения, а последние содержатся именно в СанПиН 2.1.4.1074-01.
Пункт 1.2 СанПиН 2.2.4.548-96 распространяет их действия на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений всех предприятий и организаций, указывает на то, что ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих Санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические условия и иные нормативные и технические документы, регламентирующие эксплуатационные характеристики производственных объектов, технологического, инженерного и санитарно-технического оборудования, обусловливающих обеспечение гигиенических нормативов микроклимата.
Из совокупного анализа положений пункта 1.2 СанПиН 2.2.4.548-96, пунктов 4.1, 4.7 СП 2.3.6.1066-01 следует, что их действие распространяется и на помещения для посетителей в организациях торговли, то есть требования СанПиН 2.2.4.548-96 также обязательны для соблюдения Обществом.
В пункте 1.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 отражено, что ссылки на требования санитарных норм должны быть учтены в Государственных стандартах и во всех нормативно-технических документах, регламентирующих планировочные, конструктивные, технологические, сертификационные, эксплуатационные требования к производственным объектам, жилым, общественным зданиям, технологическому, инженерному, санитарно-техническому оборудованию и машинам, транспортным средствам, бытовым приборам.
В силу пункта 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 нормы этого нормативного правового акта являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (пункт 1.2). Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий (пункт 1.4).
При этом пункт 4.7 СП 2.3.6.1066-01, предписывающий, что естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению, свидетельствует о правомерности распространения на рассматриваемые правоотношения положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, регулирующего стандарты такого освещения.
Возражая относительно наличия обязанности по осуществлению производственного контроля в виде лабораторных исследований, Общество ссылается на пункт 4.1 СП 1.1.1058-01.
Однако в соответствии с пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе применительно к такой категории объектов как рабочие места, производственные помещения, полуфабрикаты, продукция пищевого назначения, что не позволяет исключить ООО "Альфа Омск", как организацию торговли, продающую, в том числе, пищевую продукцию, из числа лиц, обязанных к контролю за безопасностью помещений и продукции таким способом. При этом не имеет значения то, что товар, предлагаемый к продаже заявителем, имеет необходимые сертификаты, наличие которых допускает выпуск их в оборот, поскольку, как усматривается из приведённых ранее норм, организации торговли обязаны обеспечить безопасность реализуемой продукции, а лабораторные исследования являются одним из способов такого обеспечения.
Доводы общества о том, что при наличии документов, удостоверяющих качество продукции, общество, являясь розничным продавцом готовой продукции, а не ее производителем, не обязано осуществлять лабораторные испытания продукции, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
На основании пункта 2 статьи 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 данные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания.
За соответствием пищевых продуктов требованиям безопасности и пищевой ценности осуществляется производственный контроль и государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль (пункт 2.22 СанПиН 2.3.2.1078-01).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, действующие в сфере изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, должны осуществлять производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов на соответствие требованиям настоящих Санитарных правил согласно санитарным правилам по организации и проведению производственного контроля (пункт 2.23 СанПиН 2.3.2.1078-01).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, действующие в сфере изготовления и оборота пищевых продуктов, осуществляют лабораторные исследования и испытания самостоятельно либо с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке (пункт 2.25 СанПиН 2.3.2.1078-01).
С учетом изложенного, фактическая безопасность и качество товара должны быть обеспечены всеми участниками правоотношений от изготовителя до продавца. В рамках производственного контроля продавцу необходимо не только проверять наличие документов о качестве и безопасности на партию продукции, но и выборочно проверять продукцию на соответствие требованиям санитарных норм и правил, так как она после изготовления может утратить свои свойства в процессе доставки, хранения и иного оборота, в том числе в результате действий иных лиц (например, перевозчиков).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.02.2018 по делу N А46-24083/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.