г. Саратов |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А12-43186/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2018 года по делу N А12-43186/2017, (судья Е.С. Пятернина),
по исковому заявлению Администрации г. Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН: 3444112640, ОГРН: 1043400312372)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298),
Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400087, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15),
публичное акционерного общества "МРСК Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49) о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация г. Волгограда (далее - Администрация, истец) с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее -ТУ Росимущества, ответчик) с исковым заявлением о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 15, площадью 3803,00 кв.м., с кадастровым N 34:34:040032:5 (дата регистрации 15.02.2017, запись регистрации 34:34:040032:5-34/001/2017-1).
Решением от 06 апреля 2018 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-43186/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель полагает, что правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствовали.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией Волгограда и ПАО "МРСК Юга" заключен договор аренды земельного участка N 649-В от 26.03.2013 с кадастровым номером 34:34:040032:5, площадью 3803 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. им. Ленина, д. 15.
04.09.2017 в адрес ДМИ Администрации г. Волгограда поступило обращение ТУ Росимущества с просьбой передать договор аренды земельного участка N 649-В от 26.03.2013.Основанием для передачи договора аренды спорного земельного участка, исходя из обращения является наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации (запись в Едином государственном реестре недвижимости от15.02.2017 года N 34:34:040032:5-34/001/2017-1).
При этом, на спорном земельном участке расположено здание, помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, собственности городского округа город-герой Волгограда и собственности иных лиц, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Признание права отсутствующим, является, в соответствии с совместным постановлением N 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума N 22 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Пленум 10/22), одним из способов судебной защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно пункту 52 Пленума 10/22 в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:040032:5, общей шющадыо 3803 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград пр. Ленина, 15 (далее - Земельный участок).
Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, входящие в состав административного здания, расположенного на Земельном участке: кадастровый номер 34:34:040000:0000:401:000020:02011 площадью 79, 8 кв.м.; кадастровый номер 34:34:040000:0000:401:000020:02015 площадью 37,5 кв.м.; кадастровый номер 34:34:040000:0000:401:000020:02012 площадью 904,6 кв.м
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в силу закона в пользу Российской Федерации независимо от государственной регистрации соответствующего права.
Как следует из материалов дела, основанием регистрации права собственности Российской Федерации на Земельный участок послужило Определение ВАС РФ от 03.04.2012 N ВАС-10740/11 по делу N А53-24538/10, в котором содержатся следующие выводы. Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36. В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Регистрация права собственности Российской Федерации на весь земельный участок не будет препятствовать собственникам других помещений реализовать исключительное право на оформление прав землепользования в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
В связи с чем, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами -собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
С 01 марта 2015 статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу. В настоящее время особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, помещения в административном здании, расположенном по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина. 15, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и иным лицам.
На момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Земельный участок, право собственности на Земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке.
Таким образом, регистрация права собственности Российской Федерации на Земельный участок осуществлена в соответствии с действующим законодательством, и, как следует, из выводов, озвученных в вышеназванных судебных актов, не нарушает права иных собственников объектов недвижимости, расположенных на данном Земельном участке.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 07,07.2016 N 1421-0, указанный способ защиты права (признание зарегистрированного права отсутствующим), непосредственно связанный с восстановлением положения, существовавшего до нарушения права заинтересованного лица, и пресечением неправомерных действий, одновременно обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (определения от 25 сентября 2014 года N 2109-О и от 28 января 2016 года N 140-О).
Непротиворечивость, в данном контексте, подразумевает отсутствие нескольких записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении одно и того же объекта недвижимости.
Возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющемуся одновременно с другим лицом собственником этого имущества в силу записи в ЕГРП.
Отсутствие в ЕГРП конкурирующих записей о правах истца, исключает восстановление прав истца путем устранения спорной записи из ЕГРП.
В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2018 года по делу N А12-43186/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-43186/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2018 г. N Ф06-38165/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Администрация города Волгограда
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "МРСК Юга", ПАО "МРСК-Юга", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области