г. Саратов |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А06-1092/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Сатурн" (416309, Астраханская область, Камызякский район, п. Волго-Каспийский, ул. Набережная, д. 13, ИНН 3017037420, ОГРН 1033000814670)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 29 марта 2018 года по делу N А06-1092/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Н.Н. Колмакова),
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 7)
к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Сатурн" (416309, Астраханская область, Камызякский район, п. Волго-Каспийский, ул. Набережная, д. 13, ИНН 3017037420, ОГРН 1033000814670)
о привлечении к административной ответственности по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии по Астраханской области (далее - Управление Росгвардии по Астраханской области, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Сатурн" (далее - ООО "ОА "Сатурн", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 29 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд привлек ООО "ОА "Сатурн" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
ООО "ОА "Сатурн", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба ООО "ОА "Сатурн" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 20 апреля 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Росгвардии по Астраханской области на основании распоряжения N 4 от 15.01.2018 и распоряжения N 7 от 19.01.2018 проведена документарная и внеплановая проверки деятельности ООО "OA "САТУРН" по соблюдению лицензионных условий и обязательных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
В ходе проверки установлено нарушение обществом подпунктов "г", "д" пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, а именно:
- на момент проверки сотрудников ООО "ОА "Сатурн", осуществляющих охрану объекта ООО "БТ СВАП" установлено, что охрану объекта осуществляли Окулов О.В., Лисицкий Д.Л., у которых на специальной форменной одежде отсутствовали знаки различия, определяющие их принадлежность к ООО "ОА "Сатурн";
- работником ООО "ОА "Сатурн" Окуловым О.В. не были приняты меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц, а именно специальные средства РП (резиновая палка) находилась на столе, в открытом помещении поста охраны в отсутствии работника охраны;
- на посту объекта охраны ООО "БТ СВАП" отсутствуют документы ООО "ОА "Сатурн" о приеме и выдаче специальных средств.
По факту выявленных нарушений 06.02.2018 Управлением в отношении ООО "ОА "Сатурн" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росгвардии по Астраханской области обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях ООО "OA "САТУРН" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 32 части 1 статьи 12 указанного закона частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет частную охранную деятельность на основании лицензии ЧО N 004094 от 16.09.2013 N 39, выданной УМВД России по Астраханской области, сроком действия до 16.09.2018.
01.11.2017 между ООО "OA "САТУРН" (Исполнитель) и ООО "БТ СВАП" (Заказчик) заключен договор об оказании охранных услуг N 01/11-17-С, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику охранные услуги по круглосуточной охране объектов и имущества, находящегося на территории Заказчика, расположенного по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Магистральная, 1, а Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя на условиях, предусмотренных договором.
При этом согласно пункту 1.5 договора Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Лицензионные требования при осуществлении услуг частной охранной деятельности, установлены Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498.
Согласно пункту 2 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются, в том числе, г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных ст. 11, ч. ч. 1 - 3 (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), частями 7 и 8 статьи 12 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; д) соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
Согласно частям 7,8 статьи 12 Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов "б", "в" части 2 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, при оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения; специальной форменной одежды не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
Согласно пунктам 7, 8, 9 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, приобретенные частными охранными организациями специальные средства хранятся в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника.
По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны.
При ношении специальных средств работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц.
В соответствии с пунктом 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288, комната для хранения оружия должна быть оборудована многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Факт нарушения обществом лицензионных требований, отраженных в подпунктах "г", "д" пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 06.02.2018 N 000603/0078, объяснениями директора Никифоровой Н.А. (т. 1 л.д. 10).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина ООО "OA "САТУРН" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "OA "САТУРН" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не выявлено.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что административным органом при проведении внеплановой проверки были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и приказа МВД РФ от 18.06.2012 N 589 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации для государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации", а именно:
- о проведении проверки общество не было уведомлено за 24 часа до начала ее проведения;
- должностное лицо Управления по прибытию на объект не предъявило копию распоряжения на проведение проверки;
- в результате не уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, общество (уполномоченные представители) не имели возможности присутствовать при проведении вышеуказанной проверки;
- в акте проверки от 02.02.2018 указано, что при проведении проверки присутствовала директор общества Никифорова Н.А., однако последней не было при проверке.
По мнению апеллянта, результаты такой проверки с грубыми нарушениями ее проведения в силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вмененного обществу по настоящему делу.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются исключительно нормами КоАП РФ.
Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, КоАП РФ не содержит прямого запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Учитывая, что в данном случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение административным органом факта (события) административного правонарушения, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае положения Закона N 294-ФЗ не применимы к спорным правоотношениям.
Довод жалобы об отсутствии при проведении проверки директора общества Никифоровой Н.А. опровергается представленным в материалы дела актом проверки от 02.02.2018, в котором имеется подпись Никифоровой Н.А.(т.1 л.д. 22).
Указанный акт подписан директором без возражений.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 29 марта 2018 года по делу N А06-1092/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Сатурн" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1092/2018
Истец: Управление Федеральной службы войск национнальной гвардии по Астраханской области
Ответчик: ООО ОА "Сатурн"
Третье лицо: Двенадцатый арбитражный апеляционный суд