г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А56-103262/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от заявителя: Лушаковская И.Е. по доверенности от 17.08.2015
от заинтересованного лица: Русанова Е.Н. по доверенности от 09.01.2018
от 3-их лиц: 1) Берсенева В.В. по доверенности от 01.01.2018, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7564/2018) Администрации МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 по делу N А56-103262/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области
к УФАС по Ленинградской области
3-е лицо: 1) АО "Ленинградская областная теплоэнергетическая компания", 2) МУП "Центр ЖКХ"
об оспаривании предупреждения от 14.11.2017 N ПД/04/21
установил:
Администрация муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1024701335240, адрес: 187320, Россия, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Шлиссельбург, ул. Жука, д. 5, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: 1089847323026191124, адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - УФАС, Управление, заинтересованное лицо) от 14.11.2017 N ПД/04/21. Судебному делу присвоен номер А56-103262/2017.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области "Центр ЖКХ" (ОГРН 1114706004390, адрес: 187320, Россия, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Шлиссельбург, ул. 1 Мая, д. 8, далее - МУП "Центр ЖКХ" Предприятие) с заявлением об оспаривании предупреждения Управления от 14.11.2017 N ПД/04/21. Судебному делу присвоен номер А56-106250/2017.
Определением от 18.01.2018 суд объединил дела N А56-103262/2017, А56- 106250/2017 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А56-103262/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Ленинградская областная теплоэнергетическая компания" (далее - Общество).
Решением суда от 16.02.2018 в удовлетворении заявлений отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения. Представитель Общества поддержал позицию Управления.
Представитель Предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 11.05.2011 N 105 (с изм. от 04.07.2011 N 174) создано МУП "Центр ЖКХ" в целях управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, управления жилищным фондом и его эксплуатации, предоставления услуг потребителям в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (приложение 2).
Постановлениями Администрации от 28.07.2011 N 193, от 09.04.2012 N 83, от 14.12.2015 N 440, от 09.12.2016 N 467, от 29.06.2017 N 231 МУП "Центр ЖКХ" передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество.
Постановлением Администрации от 31.08.2017 N 324 (пункт 8 Приложения) принято решение о разрешении МУП "Центр ЖКХ" передать в аренду с 01 сентября 2017 года Обществу имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения (объекты теплоснабжения - котельные и тепловые сети). Дата окончания договора аренды постановлением от 31.08.2017 N 324 не определена.
Между МУП "Центр ЖКХ" и АО "ЛОТЭК" заключен договор аренды от 01.09.2017 N 1, согласно которому МУП "Центр ЖКХ" передает в аренду Обществу муниципальное имущество (котельные и тепловые сети), находящееся в хозяйственном ведении МУП "Центр ЖКХ" на период с 01.09.2017 по 30.09.2017. Дополнительным соглашением N 1 к договору аренды от 01.09.2017 N 1, МУП "Центр ЖКХ" и Общество изменили положения договора, а именно, пункт 1.1 договора исключен, а положения пункта 1.2. договора изложены в следующей редакции: "Имущество передается арендатору с 01.09.2017 по 31.07.2018 года", срок действия соглашения распространен на отношения, возникшие с 01 сентября 2017 года.
Усмотрев в действиях Администрации и МУП "Центр ЖКХ" нарушение антимонопольного законодательства, Управление 14.11.2017 вынесло предупреждение N ПД/04/21 об обязании в срок до 30.11.2017 осуществить мероприятия, направленные на расторжение заключенного МУП "Центр ЖКХ" и Обществом договора аренды от 01.09.2017 N1, и провести конкурентные процедуры на право заключения договоров аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения), принадлежащих на праве хозяйственного ведения МУП "Центр ЖКХ".
Не согласившись с вышеуказанным предупреждением, Администрация и МУП "Центр ЖКХ" обратились в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявлений, правомерно руководствовался следующим.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
В силу пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям, также может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, с момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений к договору, является нарушением требований, предусмотренных названной нормой Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, тепловые сети и котельные Шлиссельбургского городского поселения закреплены за МУП "Центр ЖКХ" на праве хозяйственного ведения.
С момента официального опубликования (08.05.2013 г.) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с пунктом 11 части 1 и частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, заключив дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 01.09.2017 N 1 без проведения конкурентных процедур, МУП "Центр ЖКХ" и Общество нарушили положения статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Администрация, в свою очередь, выдав МУП "Центр ЖКХ" разрешение на передачу имущества (объектов теплоснабжения), закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду третьему лицу - Обществу, нарушила положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно пункту 2 указанной статьи предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи предупреждение должно содержать:
1) выводы о наличии оснований для его выдачи;
2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение;
3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Согласно пункту 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
При этом судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Иных негативных последствий в случае невыполнения предупреждения, кроме возможности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательство не содержит. При этом указанное не означает, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лицо в обязательном порядке будет признано нарушившим антимонопольные запреты.
В данном случае антимонопольным органом выявлены нарушения при заключении дополнительного соглашения N 1 к договору аренды от 01.09.2017 N 1, в связи с чем требование, изложенное в пункте 1 предупреждения об осуществлении мероприятий, направленных на расторжение заключенного между МУП "Центр ЖКХ" и АО "ЛОТЭК" договора аренды от 01.09.2017 N 1 (с учетом наличия дополнительного соглашения от 30.09.2017 г.) является законным.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции верно отказал заявителям в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое предупреждение соответствует положениям действующего законодательства, содержит только те требования, которые касаются выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом предписанные действия не выходят за пределы мер, необходимых для прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного оснований полагать, что оспариваемым актом реальным образом нарушаются права и законные интересы заявителя (что является необходимым условием для признания такого акта недействительным в силу положений статьи 201 АПК РФ), не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 по делу N А56-103262/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия..
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.