город Ростов-на-Дону |
|
15 июня 2018 г. |
дело N А32-22629/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя - Еремеев А.Г. - представитель по доверенности от 09.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кореновскрыба"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018
по делу N А32-22629/2017 (судья Левченко О.С.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Кореновскрыба"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Ростовская группа заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кореновскрыба" (далее - ЗАО "Кореновскрыба", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, принадлежащим обществу на праве собственности; о восстановлении положения, существующего до нарушения права - снять с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Кореновскрыба" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение суда.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Согласие ЗАО "Кореновскрыба" на раздел исходного земельного участка вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности обществу, испрошено и получено не было. Раздел земельного участка без проведения его реконструкции является незаконным и грубо нарушает права ЗАО "Кореновскрыба". В свою очередь, реконструкция объекта недвижимости невозможна без согласования проекта такой реконструкции с собственником объекта недвижимости. При формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков кадастровым инженером не было проведено обследование земельного участка на местности, не принято во внимание нахождение на земельном участке зарегистрированного объекта недвижимости заявителя - неделимого каскада прудов, и как следствие, произведен незаконный раздел земельного участка без учета нахождения в его границах искусственного водного объекта - пруда и постановка регистрационным органом образованных земельных участков на кадастровый учет. В отсутствие необходимых сведений заявитель лишен был возможности своевременно оспорить утвержденный проект планировки территории на основании положений ч.17 ст.45 Градостроительного кодекса РФ и не обладал сведениями об утвержденной схеме раздела исходного участка до появления 5 апреля 2017 года на публичной кадастровой карте Росреестра сведений об образовании и постановке на учет оспариваемых участков. Представленный проект межевания имеет существенные изъяны и не соответствует требованиям, установленным Градостроительным кодексом РФ, к содержанию подобной документации. Судом первой инстанции не было учтено, что со вступлением в силу с 01 января 2017 года Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее были объединены в единую систему учета и регистрации. Согласно вступившему в силу закону на дату осуществления государственного кадастрового учета спорных участков в апреле 2017 года проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен был исключительно Росреестр и его территориальные органы (в данном случае Управление Росреестра по Краснодарскому краю). Следовательно, именно на Управление Росреестра возлагалась обязанность проведения не только регистрационных действий, но и проведение правовой экспертизы документов, предоставленных кадастровым инженером в интересах ОАО "РЖД". Осуществив фактически самозахват земельного участка и начав незаконное строительство железнодорожного моста не позднее 30 сентября 2017 года, ОАО "РЖД" создало ситуацию, при которой фактический возврат земельных участков в нормальное правообладание (в полноценное владение, пользование и распоряжение) ЗАО "Кореновскрыба" на основании иска о восстановлении первоначального положения в случае удовлетворения заявленных в настоящем деле требований, будет невозможным в любом случае, в том числе поскольку такой возврат с большой долей вероятности повлечет за собой ущемление публичных (социальных) интересов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ЗАО "Кореновскрыба" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Кореновскрыба" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 821 500 кв. м, с кадастровым номером 23:12:0000000:150 с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника, нежилое здание площадью 166, 8 кв. м и сооружение прудового комплекса - нагульные пруды площадью 535 500 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, рыбопитомник "МКБ".
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 30.06.2016 N ВЧ-49-р утверждена откорректированная проектная документация по планировке территории для реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (далее - проект).
18.07.2016 ДКРС-Юг ОАО "РЖД" в рамках реализации проекта в соответствии со статьей 56.4 Земельного кодекса РФ направила в Федеральное агентство железнодорожного транспорта ходатайство об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 (2 части площадью 18 154 кв. м и 144 кв. м соответственно).
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р в целях реализации проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - 3 Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" изъяты путем выкупа для нужд Российской Федерации земельные участки в Кореновском районе Краснодарского края, в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, площадью 821500 кв. м, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Кореновскрыба".
Согласно пункту 2 указанного распоряжения ОАО "РЖД" поручено обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд в установленном земельным законодательством порядке.
02.06.2017 дирекция направила ЗАО "Кореновскрыба" для подписания соглашение об изъятии образованных из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 участок с кадастровым номером 23:12:0000000:999 площадью 18154 кв.м +/- 236 кв. м и участка с кадастровым номером 23:12:0608000:878 площадью 144 +/- 21 кв. м.
Согласно выпискам из ЕГРН от 05.04.2017 земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 поставлены на кадастровый учет 04.04.2017 как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования - железнодорожный транспорт.
Кроме того, 04.04.2017 поставлен на кадастровый учет земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 803 201 кв. м с видом разрешенного использования - для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника, с присвоением ему кадастрового номера 23:12:0000000:1000.
Полагая, что решение о постановке на кадастровый учет вновь образованных участков противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Несмотря на то, что подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что объектами земельных отношений, в том числе, являются части земельных участков, применительно к изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд требуется индивидуализация изымаемой части и измененного (исходного) земельного участка.
Обеспечить реализацию названных условий возможно при образовании за счет изымаемой части самостоятельного земельного участка (статьи 11.2, 11.4 Земельного кодекса РФ).
При этом следует учитывать, что изъятие земельного участка влечет за собой прекращение вещного права на него.
По смыслу статьи 6 Земельного кодекса РФ части земельного участка являются объектами земельных отношений, но не объектами гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса РФ) и, как следствие, не объектами вещных прав.
Объектами вещных прав на землю могут быть земельные участки, но не их части (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (подпункт 3 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд организация, подавшая ходатайство об изъятии земельных участков, в том числе:
1) выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
При этом согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ).
На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии согласия на раздел исходного земельного участка вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности обществу, как основанный на неверном толковании норм права.
В силу пункта 7 статьи 60 Закона N 218-ФЗ с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться организация, на основании ходатайства которой принято данное решение.
Пунктом 9 статьи 60 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании:
1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу N А32-40814/2017 прекращено право собственности на спорный земельный участок, площадью 144+/-21 кв. м, с изъятием в собственность Российской Федерации для государственных нужд. Требование об определении размера компенсации выделено в отдельное производство.
ОАО "РЖД" 28.07.2017 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков, изъятых у ЗАО "Кореновскрыба" для государственных нужд.
К заявлению были приложены доверенность от 30.01.2017, межевой план от 09.03.2017 с оптическим компакт-диском; распоряжение об изъятии от 14.10.2016 с приложением и ходатайство об изъятии от 18.07.2016, что подтверждается описью документов.
По результатам обращения уполномоченного лица и предоставления последним полного пакета требуемых документов Управление Росреестра произвело постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 (изъятые участки) и 23:12:0000000:1000 (участок, оставшийся в пользовании общества после изъятия).
В проекте планировки территорий указаны планы границ земельного участка для размещения объектов ОАО "РЖД" "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла", Краснодарский край, Кореновский район, на котором расположены координаты границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, схема расположения земельного участка, предусматривающие образование земельного участка или земельных участков, подлежащих изъятию.
В перечне земельных участков, вошедших в постоянную полосу отвода по Кореновскому району Краснодарского края, указан земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150.
Поскольку ОАО "РЖД" представило в управление полный перечень документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельных участков, доказательств оспаривания градостроительной документации в материалы дела не представлено, оснований для признания решения Управления Росреестра о постановке на кадастр спорных земельных незаконным и снятии с кадастрового учета испрашиваемых участков отсутствуют.
Правовая экспертиза документов осуществлена Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в рамках предоставленных полномочий, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в этой части отклоняются.
Соблюдение порядка изъятия спорных земельных участков было предметом рассмотрения требования об изъятии земельного участка для государственных нужд в рамках дела N А32-40814/2017.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заявителем не доказано, какие предполагаемые нарушенные права, в том числе на владение земельными участками и возмещение убытков, связанных с их изъятием, будут восстановлены путем снятия земельных участков с кадастрового учета.
Кроме того, вопрос компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд, рассматривается в рамках дела N А32-52718/2017, выделенного из дела N А32-40814/2017.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 по делу N А32-22629/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22629/2017
Истец: ЗАО "Кореновскрыба"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Третье лицо: 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Ростовская группа заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" г. Москва, в лице филиала дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Ростовская группа заказчика по строительству объектов железнодоржного транспорта, ОАО "Российские железные дороги", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8113/18
15.06.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5321/18
26.01.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22629/17
02.10.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22629/17