г. Тула |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А23-6974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания" - Харитоновой Е.Б. (доверенность от 14.06.2017 N 597/42), от ответчика - Государственной жилищной инспекции Калужской области - Тетериной Т.Ю. (доверенность от 01.09.2017), от третьего лица - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья": Кизибаевой И.А. (доверенность от 29.05.2018 N Д/КЛ-117), в отсутствие представителей третьих лиц - Черетун Т.А., общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление п. Пятовский", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.04.2018 по делу N А23-6974/2017 (судья Кретова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Калужская сбытовая компания" (г. Калуга, ОГРН 1044004751746, ИНН 4029030252) (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО "КСК") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) (далее по тексту - инспекция, ответчик) от 28.08.2017 N 3454.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Черетун Т.А. (Калужская область, Дзержинский район), публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) в лице филиала "Калугаэнерго" (г. Калуга), общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление п. Пятовский" (Калужская область, Дзержинский район, п. Пятовский, ОГРН 1124004000713, ИНН 4004016753).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.04.2018 заявленное требование оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован правомерностью вынесенного инспекцией предписания.
В апелляционной жалобе ПАО "КСК" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что ПАО "КСК" не имеет в собственности никаких сетей инженерно-технического обеспечения. Сообщает, что для энергосбытовых организаций, к которым относится общество, выполнение заказа на установку прибора учета электрической энергии на коммерческой основе является правом, а не обязанностью и, соответственно, ПАО "КСК" по своему усмотрению может иметь, либо не иметь в штате специалистов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации для выполнения работ в энергоустановках потребителя.
В отзывах на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Калужской области и ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Калугаэнерго", опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
Черетун Т.А. и общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление п. Пятовский" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.08.2017 Черетун Т.А. обратилась в Государственную жилищную инспекцию Калужской области с жалобой по вопросу неустановки общедомового прибора учета электроэнергии в д. 34 по ул. Советская п. Пятовский Калужской области.
Распоряжением от 23.08.2017 N 570 Государственная жилищная инспекция Калужской области назначила внеплановую выездную проверку в отношении публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания" с целью проверки обращения Черетун Т.А., проживающей по адресу: Калужская область, п. Пятовский, ул. Советская, д. 34, кв. 18.
В акте проверки от 28.08.2017 N 511 зафиксировано, что общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии в доме N 34 по ул. Советская не установлен, что является нарушением подпунктов 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
При проведении проверки составлен акт проверки эксплуатационного состояния объекта от 24.08.2017 N 2821.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28.08.2017 N 3454, которым предписано в срок до 16.10.2017 устранить нарушения в соответствии с подпунктами 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Приказом и.о. начальника инспекции от 14.11.2017 N 9 срок исполнения работ по предписанию продлен до 15.01.2018.
Полагая, что предписание инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ПАО "КСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является правильным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О государственном жилищном надзоре", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Оспариваемое обществом предписание выдано инспекцией, которая в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Калужской области (утверждено постановлением Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104) осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
В целях осуществления данного надзора инспекция организует и проводит проверки на предмет соблюдения обязательных требований, в частности, по определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1), по результатам которых вправе, в числе прочего, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (раздел 4).
Таким образом, оспариваемое обществом предписание Государственной жилищной инспекции Калужской области от 28.08.2017 N 3454 выдано заинтересованным лицом в пределах его полномочий.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ).
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления, в том числе, обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона N 261-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы в силу части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно пункту 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Проанализировав указанные правовые нормы в их взаимосвязи, суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что обязанность по установлению общедомовых (коллективных) приборов учета возложена, в первую очередь, на организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией.
Судом установлено и следует из материалов дела, что публичное акционерное общество "Калужская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на основании договора энергоснабжения от 23.04.2013.
Публичное акционерное общество "Калужская сбытовая компания" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Калужской области и является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Калужской области, что им не оспаривается.
В силу пункта 3.2 устава ПАО "Калужская сбытовая компания" для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе диагностику, эксплуатацию, ремонт, замену и проверку средств измерений и учета электрической и тепловой энергии.
Оказание населению и юридическим лицам услуг по монтажу и установке приборов учета электрической энергии, как обоснованно указал суд первой инстанции, также подтвержден размещенной на официальном сайте общества информации и прейскуранте цен на оказываемые услуги.
Между тем в нарушение пунктов 9 и 12 статьи 13 Закона N 216-ФЗ в многоквартирном жилом доме N 34 по ул. Советская обществом не установлен общедомовой (коллективный) прибор учета.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2012 ООО "Домоуправление п. Пятовский" является управляющей организацией для дома N 34 по ул. Советская п. Пятовский.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Публичное акционерное общество "Калужская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление п. Пятовский" (покупатель) 23.04.2013 заключили договор энергоснабжения N 2411, по условиям которого покупатель является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; гарантирующий поставщик обязуется закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, необходимом покупателю, а также в интересах покупателя заключать с сетевой организацией - ПО КЭС филиала "Калугаэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств многоквартирных домов, управляемых покупателем и иных объектов, находящихся в ведении покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором.
Расчеты за электроэнергию по указанному договору по многоквартирному жилому дому 34 по ул. Советская производятся без применения общедомового прибора учета.
Кроме того, как следует из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 09.04.2013 N 056 граница балансовой принадлежности между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Домоуправление п. Пятовский" установлена на контактах в месте присоединения КЛ-0,4 кВ потребителя в ВРУ-0,4 кВ дома к безхозяйной КЛ-0,4 N16, от ЗТП-460.
На балансе ПАО "МРСК Центра и Приволжья" находится ПС "Пятовская", ВЛ-10 кВ N 17, ЗТП-460.
Однако жилой дом, расположенный по адресу: Калужская область Дзержинский район, п. Пятовский, ул. Советская, д. 34, не имеет непосредственного присоединения к сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья". Иное заявителем вопреки положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Таким образом, судом установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто заявителем, что ПАО "КСК" является поставщиком коммунальной услуги по электрической энергии для дома N 34 по ул. Советская п. Пятовский г. Калуги, в котором общедомовой прибор учета электроэнергии не установлен.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал ПАО "КСК" в удовлетворении заявленного требования.
Довод общества о том, что пункты 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, не распространяют свое действие на общество ввиду того, что заявитель не имеет сетей инженерно-технического обеспечения и не имеет непосредственного присоединения к сетям входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как онованный на неверном толковании указанной нормы.
Поскольку доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, то оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Из платежного поручения от 18.04.2018 N 3697 следует, что ПАО "КСК" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.04.2018 по делу N А23-6974/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Калужская сбытовая компания" (г. Калуга, ОГРН 1044004751746, ИНН 4029030252) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.04.2018 N 3697.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6974/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2018 г. N Ф10-3947/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО Калужская сбытовая компания
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области
Третье лицо: МРСК "Центра и Приволжья", ООО Домоуправление п. Пятовский, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Калугаэнерго", Черетун Т. А.