г. Чита |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А19-15458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В.,Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САХ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2018 года по делу N А19-15458/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "САХ" (ОГРН 1153850049363, ИНН 3811047100, место нахождения: г. Иркутск, ул. Байкальская, 318/2) к акционерному обществу "Спецавтохозяйство" города Иркутска (ОГРН 1173850046710, ИНН 3849067674, место нахождения: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 99) о взыскании 18 642 руб. 88 коп.,
третье лицо: Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) (суд первой инстанции Кшановская Е.А.)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САХ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к акционерному обществу "Спецавтохозяйство" города Иркутска о взыскании 15 314 руб. 63 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2018 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении иска; является несостоятельным вывод суда первой инстанции о компенсации оплаты по тарифу, установленному ответчику администрацией города Иркутска в 2016 году; достаточным основанием для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения являются результаты проверки, проведенной службой по тарифам Иркутской области, законность которой подтверждена судебными актами, принятыми по делу N А19-18197/2016.
От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в ее удовлетворении отказать. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование индивидуального предпринимателя Маслобоевой Татьяны Владимировны к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" о взыскании основного долга.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, 22 декабря 2015 года между ООО "САХ" (перевозчик, истец) и МУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" (АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ГОРОДА ИРКУТСКА после реорганизации в форме преобразования) заключен договор на планово-регулярный прием и захоронение твердых бытовых отходов N 10627, предметом которого явились взаимоотношения сторон по вопросам, связанным с оказанием услуг по приему и захоронению ТБО и крупногабаритного мусора на полигоне в районе 5 км Александровского тракта, завозимых на принадлежащем перевозчику автотранспорте, права и взаимную ответственность сторон за неисполнение своих обязательств, принятых по настоящему договору.
Согласно п.1.2 договора стороны установили, что объем услуг, на момент заключения договора, определяется исходя из планируемого перевозчиком объема отходов, подлежащих приему и захоронению па полигоне ТБО, подтвержденному регламентирующими документами.
Объем ТБО, поступивших фактически на полигон рассчитывается:
- для спецтехники, оборудованной прессовым оборудованием, для уплотнения ТБО в кузове, рассчитывается путем взвешивания массы поступивших ТБО, с пересчетом массы ТБО в кубические метры по коэффициенту, утвержденному Распоряжением заместителя мэра г. Иркутска N 404-02-1015/10 от 22.12.2012;
- для автомашин открытого типа (бортовые грузовые машины, самосвальные грузовые машины, спецтехника, перевозящая бункеры), то есть не имеющая прессового оборудования для уплотнения ТБО измеряется и принимается по фактическим геометрическим объемам кузова, бункера.
Пунктом 3.1 договора стороны согласовали, что перевозчик принимает на себя обязательства оплачивать:
- услуги по приему и захоронению ТБО денежными средствами по условиям настоящего договора (п. 3.1.1 договора);
- на начало каждой недели в течение трех первых месяцев действия договора перевозчик производит предоплату в размере четвертой части стоимости услуг ежемесячного лимита (таблица Расчет предоплаты услуг) (п. 3.1.2 договора).
Начиная с четвертого месяца действия настоящего договора, перевозчик производит предоплату за неделю вперед в начале каждой недели в размере четвертой части стоимости услуг от ежемесячного среднего фактического объема отходов принятых от перевозчика.
Ежемесячный средний фактический объем отходов принятых от перевозчика определяется каждые три месяца, начиная с первого дня четвертого месяца действия настоящего договора, путем деления на три части объема отходов фактически принятых от перевозчика в течение соответствующих трех месяцев.
В течение двух дней по окончании каждого из указанных в настоящем пункте трехмесячных периодов, перевозчик производит окончательный расчет за фактически принятый от него объем отходов (за объем фактически оказанных ему услуг), если сумма предварительно внесенных платежей за три месяца, предшествующих дню окончательного расчета, меньше чем стоимость фактически оказанных услуг за этот трехмесячный период.
Если сумма предварительно внесенных платежей за три месяца, предшествующих дню окончательного расчета, больше чем стоимость фактически оказанных услуг за этот трехмесячный период, то данная разница возврату перевозчику не подлежит и засчитывается в счет очередного еженедельного предварительного платежа (или платежей).
Пунктом 3.1.3 договора установлен тариф за услуги по приему и захоронению отходов на полигоне ТБО согласно Постановлению администрации г. Иркутска N 031-06- 1097/5 от 30.11.2015, Постановлению администрации г. Иркутска N 031-06-1615/14 от 31.12.2014.
Расчет оплаты услуг |
Прием и захоронение (утилизация) ТБО |
Надбавка к тарифу на захоронение |
Итого |
Объем/месяц, м |
25 000,00 |
25 000,00 |
|
Тариф без учета НДС, руб. |
51,50 |
1,03 |
|
Оплата в месяц без учета НДС, руб. |
1 287 500,00 |
25 750,00 |
|
Оплата в месяц с учетом НДС, руб. |
1 519 250,00 |
30 385,00 |
1 549 635,00 |
Как указывает истец, в 2016 году ООО "САХ" вывезено на полигон АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ГОРОДА ИРКУТСКА ТБО в следующих объемах:
с 01.02.2016 по 29.02.2016 - 4 278,100-м на сумму 259 980 руб. 14 коп., с учетом НДС;
с 01.03.2016 по 31.03.2016 - 153,100-м на сумму 9 303 руб. 89 коп. с учетом НДС;
с 01.04.2016 по 30.04.2016 - 10-м на сумму 607 руб. 70 коп., с учетом НДС;
с 01.05.2016 по 31.05.2016 - 622,600-м на сумму 37 835 руб. 40 коп., с учетом НДС.
В подтверждение факта оказания АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ГОРОДА ИРКУТСКА услуг по прием, захоронению ТБО и крупногабаритного мусора в материалы дела представлены следующие документы:
акт об оказании услуг N 4415 от 29.02.2016, N 13595 от 31.05.2016,
универсальные передаточные документы N 7246 от 31.03.2016, N 10274 от 30.04.2016, подписанные сторонами без разногласий.
Из пояснений истца следует, что всего вывезено ТБО за период с февраля 2016 по май 2016 в объеме 5 063,80-м на сумму 307 727 руб. 13 коп., с учетом НДС.
Истец произвел оплату услуг ответчику платежными поручениями N 33 от 15.02.2016, N 48 от 26.02.2016.
По окончании срока действия спорного договора между сторонами заключен договор N 60 143 на прием и захоронение отходов от 01.01.2017.
В судебном заседании истец уточнил иск, указав на согласование сторонами в договоре N 60 143 от 01.01.2017 условия, по которому для расчета услуг по договору исполнитель принимает фактическое количество отходов, которое определено путем взвешивания на весовом комплексе полигона, в тоннах (п. 1.2 договора N 60 143 от 01.01.2017), оказанных в 2016 году.
Истец при расчете неосновательного обогащения, полученного ответчиком в 2016 году, исходил из следующего:
В 2016 году вывезено 5063,80-м.
В 2017 году ООО "САХ" вывезено на полигон АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ГОРОДА ИРКУТСКА ТБО в размере 5,83 тонн.
Для перерасчета массы отходов в кубические метры истец руководствовался удельным коэффициентом плотности для бытовых отходов - 0,1 (т/м?), утвержденным распоряжением заместителя мэра г. Иркутска N 404-02-1015/10 от 22.12.2012, исходя из чего 5,83 тонн составит 58,3-м? (5,83/01=58,3).
Пунктом 3 предписания Службы по тарифам Иркутской области от 14.10.2016 N 16- Пр, вынесенного в адрес Администрации г. Иркутска, установлено, что на 2016 год фиксированным тарифом на услуги по захоронению ТБО в размере 48,38 руб. за 1-м? без учета НДС.
Из чего истец сделал вывод, что в 2016 году ООО "САХ" должно было оплатить АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" ГОРОДА ИРКУТСКА за 58,3-м ТБО денежные средства в размере 3 328 руб. 25 коп. (с учетом НДС), исходя из следующего расчета: 58,3-м
* 48,38=2820 руб.; с учетом НДС - 3 328 руб. 25 коп.
С учетом приведенных истцом расчетов конечная сумма заявленных требований составила 15 314 руб. 63 коп. (18 642 руб. 88 коп. - 3 328 руб. 25 коп.).
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием произвести возврат излишне уплаченных денежных средств, с учетом объема вывезенных в 2016 ТБО и применением при расчете экономического обоснованного тарифа на услуги по захоронению ТБО в размере 48,38 руб. за 1 без учета НДС.
Ответчик факт неосновательно полученных денежных средств отрицал, указал, что тариф за услуги по захоронению ТБО за период с января 2014 по декабрь 2016 предъявлялся в строгом соответствии с тарифами, утвержденными действующим нормативно-правовым актом.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции сделал вывод, что на стороне истца не возникло неосновательного обогащения, размер тарифа на услуги по захоронению ТБО в размере 51,50 руб. за 1-м? без учета НДС применен ответчиком в соответствии с действовавшим в тот период постановлением Администрации г. Иркутска от 29.11.2013 N 031-06-2849/13.
Данный вывод судом сделан правильно, в иске отказано законно и обоснованно.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, на стороне АО "Спецавтохозяйство" возникло неосновательного обогащение, вызванное применением в отношении него тарифов на захоронение ТКО, утвержденных постановлением администрации города Иркутска от 29.11.2013 N 031-06-2849/13 "Об утверждении фиксированных тарифов на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" г. Иркутска, и внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.11.2012 N 031-06-2315/12", которые являются экономически необоснованными.
Данный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора.
Арбитражным судом первой инстанции дана оценка этим доводам при рассмотрении дела по существу.
Само по себе обстоятельство вынесения контролирующим органом предписания в адрес органа местного самоуправления не может являться достаточным основанием для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения.
Постановление N 031-06-2849/13, по которому происходили расчеты между ООО "САХ" и АО "Спецавтохозяйство", являлось действующим нормативным правовым актом весь период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в установленном порядке не отменено, утратило силу в связи с принятием администрацией города Иркутска постановления от 30.11.2016 N031-06-1049/6 и установлением тарифов на следующий долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы, поскольку постановлением N 031-06-2849/13 тарифы на захоронение ТБО установлены до 31.12.2016.
ООО "САХ" не является субъектом публичных правоотношений между администрацией города Иркутска и службой по тарифам Иркутской области. Предписание от 14.10.2016 N 16-Пр в адрес ООО "САХ" не выносилось, а значит ООО "САХ" не может ссылаться на выводы контролирующего органа (службы по тарифам Иркутской области), сформированные по результатам проведения контрольных мероприятий и адресованные конкретному лицу - органу местному самоуправления (администрации города Иркутска). ООО "САХ" не является субъектом взаимодействия в структуре правоотношений по осуществлению государственного контроля в области обращения с отходами.
Предписание от 14.10.2016 N 16-Пр не может отменять действие установленных постановлением N 031-06-2849/13 тарифов, поскольку первое является ненормативным правовым актом, а последнее - нормативным правовым актом.
Установленные тарифы являлись действующими и предусмотренные статьей 1102 ГК РФ условия возникновения неосновательного обогащения (отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой правовых оснований приобретения или сбережения имущества), являются отсутствующими.
Предписание от 14.10.2016 N 16-Пр на момент вынесения решения фактически исполнено, что подтверждается пояснениями администрации города Иркутска, отраженными в решении Арбитражного суда Иркутской области. Кроме того, в случае неисполнения Предписания от 14.10.2016 N 16-Пр служба по тарифам Иркутской области несет обязанность по отмене в установленном порядке данного нормативного правового акта.
Пояснения администрации города Иркутска об исполнении требований Предписания от 14.10.2016 N 16-Пр соответствуют действительности. Кроме того, в силу статьи 65 АПК РФ ООО "САХ" не приведено доказательств обратного - неисполнения администрацией города Иркутска Предписания от 14.10.2016 N 16-Пр.
Каких-либо иных доказательств неосновательного обогащения (кроме Предписания от 14.10.2016 N 16-Пр) ООО "САХ" в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на стороне истца не возникло неосновательного обогащения; что размер тарифа на услуги по захоронению ТБО в размере 51,50 руб. за 1-м?, без учета НДС применен ответчиком в соответствии с действовавшим в тот период постановлением Администрации г. Иркутска от 29.11.2013 N 031-06-2849/13.
При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения как вынесенное без нарушения норм материального и процессуального права.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2018 года по делу N А19-15458/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.