г. Вологда |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А05-8501/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2018 года по делу N А05-8501/2017 (судья Быстров И.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - ПАО "ТГК N 2", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконными предписаний от 07.03.2017 N ОК-04/07-06/16 и от 10.03.2017 N ОК-04/07-06/17 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Архангельск" (далее - администрация), Соколова Виктория Васильевна, Валькова Наталья Алексеевна, Федосеева Наталья Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что у общества не имелось правовых оснований для исключения площади нежилого помещения в размере 191,60 кв. м при расчете платы за отопление, поскольку при расчете платы за данную коммунальную услугу подлежит применению площадь жилых и нежилых помещений дома, указанная в техническом паспорте на многоквартирный дом. Полагает, что действующим законодательством не предусмотрено исключение из общей площади жилых или нежилых помещений дома, применяемой в формуле 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), площадей каких-либо помещений в связи с неиспользованием услуги по отоплению и демонтажом отопительных приборов в таких помещениях.
Общество в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией в соответствии с распоряжением от 26.01.2017 N ОК-04/01-15/196 проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу соблюдения порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, начисленной потребителям, проживающим в квартирах N 17, 19 дома N 87 по набережной Северной Двины города Архангельска, за период с января по декабрь 2016 года.
По итогам названной проверки инспекцией составлен акт от 22.02.2017 N ОК-04/07-01/196 и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 07.03.2017 N ОК-04/07-06/16.
Кроме того, инспекцией на основании распоряжения от 01.02.2017 N ОК-04/01-15/253 проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу соблюдения порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, начисленной потребителям, проживающим в квартире N 27 этого же жилого дома, за период с января по декабрь 2016 года.
По итогам названной проверки инспекцией составлен акт от 02.03.2017 N ОК-04/07-01/203 и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 10.03.2017 N ОК-04/07-06/17.
Инспекцией установлено и в названных актах зафиксировано, что в соответствии с пунктами 14, 17, 21 Правил N 354 общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 87.
Проверив правильность расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (статья "отопление") и за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (статья "горячее водоснабжение на общедомовые нужды"), предъявленной к оплате потребителям, проживающим в квартирах N 17, 19, 27 названного жилого дома, инспекция пришла к выводу о необоснованном завышении ПАО "ТГК N 2" размера платы за указанные коммунальные услуги.
Так, в акте проверки от 22.02.2017 N ОК-04/07-01/196 отражено, что при определении размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2016 года обществом допущено нарушение Правил N 354 и обсчет потребителя, проживающего в квартире N 17 названного дома, на сумму 38 руб. 02 коп., а также обсчет потребителя, проживающего в квартире N 19 этого же дома, на сумму 38 руб. 42 коп., поскольку при расчете платы по статье "горячее водоснабжение на общедомовые нужды" ПАО "ТГК N 2" использовало значение общей площади мест общего пользования в размере 309,40 кв. м.
В акте проверки от 02.03.2017 N ОК-04/07-01/203 инспекция по этим же основаниям также зафиксировала, что при определении размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2016 года обществом допущено нарушение Правил N 354 и обсчет потребителя, проживающего в квартире N 27 названного дома, на сумму 22 руб. 75 коп.
Между тем, по мнению инспекции, общество должно было использовать значение площади мест общего пользования, которое в соответствии с техническим паспортом названного жилого дома составляет 297,60 кв. м.
Кроме того, инспекция в акте от 22.02.2017 N ОК-04/07-01/196 указала, что при определении размера платы за отопление за период с января по декабрь 2016 года со стороны ПАО "ТГК N 2" допущено нарушение требований Правил N 354 и обсчет потребителя, проживающего в квартире N 17 названного дома, на сумму 4849 руб. 11 коп., а также обсчет потребителя, проживающего в квартире N 19 этого же дома, на сумму 4898 руб. 25 коп.
В свою очередь, в акте от 02.03.2017 N ОК-04/07-01/203 инспекция отразила, что при определении размера платы за отопление за период с января по декабрь 2016 года со стороны ПАО "ТГК N 2" допущено нарушение требований Правил N 354 и обсчет потребителя, проживающего в квартире N 27 названного дома, на сумму 2898 руб. 67 коп.
Как считает инспекция, ПАО "ТГК N 2" при расчете платы по статье "отопление" неправомерно использовало значение общей площади жилых и нежилых помещений в доме в размере 2695,90 кв. м (в период с января по май 2016 года) и 2714,70 кв. м (в период с сентября по декабрь 2016 года).
По мнению инспекции, при расчете платы по указанной статье следовало использовать иное значение площади жилых и нежилых помещений в доме, поскольку в соответствии с техническим паспортом названного жилого дома площадь жилых помещений дома составляет 2199,30 кв. м, а площадь нежилых помещений - 711,70 кв. м, в связи с этим значение общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, которое должно приниматься в расчет платы по статье "отопление", составляет 2911,00 кв. м.
По результатам проверок обществу выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 07.03.2017 N ОК-04/07-06/16 и от 10.03.2017 N ОК-04/07-06/17.
При этом в первом из названных предписаний на общество возложена обязанность в срок до 31.07.2017 произвести перерасчет платы по статьям "отопление" и "горячее водоснабжение на общедомовые нужды" потребителям, проживающим в квартирах N 17, 19 дома N 87, за период с января по декабрь 2016 года в соответствии с требованиями Правил N 354 и на основании данных, указанных в техническом паспорте названного жилого дома.
Во втором из названных предписаний на общество возложена обязанность в срок до 31.07.2017 произвести перерасчет платы по статьям "отопление" и "горячее водоснабжение на общедомовые нужды" потребителю, проживающему в квартире N 27 названного дома, за период с января по декабрь 2016 года в соответствии с требованиями Правил N 354 и на основании данных, указанных в техническом паспорте этого жилого дома.
Не согласившись с предписаниями инспекции, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ПАО "ТГК N 2".
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правил N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно положениям частей 1, 1.1, 2, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники, наниматели жилых помещений в многоквартирных домах оплачивают коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данном случае, как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, дом N 87 по набережной Северной Двины в городе Архангельске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Что подтверждается актом от 10.04.2014, однако не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета горячего водоснабжения.
В силу пункта 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил.
Согласно абзацу второму пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд x Si / Sоб x Тт, где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
В силу пункта 17 приложения 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к указанным Правилам приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Данной формулой предусмотрен такой показатель, как норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Следовательно, как верно отмечено судом, размер платы за отопление должен определяться исходя из объемов, определенных на основании показаний приборов учета, а размер платы по статье "горячее водоснабжение на общедомовые нужды" должен определяться исходя из нормативов потребления.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, ни Правила N 354, ни Правила N 306 не раскрывают, площадь каких именно помещений многоквартирного дома следует учитывать при определении показателя, отмечая лишь то, что в данном случае должна учитываться общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в целях исчисления объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления.
На основании части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется как произведение трех составляющих: норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме; общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; отношения значения общей площади жилого помещения к значению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как указано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды", используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) (в редакции, действовавшей в спорные расчетные периоды), определено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В материалах дела усматривается и судом установлено, что определяя размер платы, исходя из норматива потребления, инспекция использовала показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равный 297,6 кв. м.
Возражая против данного довода ответчика, общество сослалось на то, что согласно экспликации в техническом паспорте показатель общей площади помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в доме, составляет 309,4 кв. м (том 1, лист 64), а не 297,6 кв. м, как указала инспекция.
Кроме того, как следует из пояснений заявителя, площадь жилых и нежилых помещений в доме составляет не 2911,00 кв. м, а 2719,40 кв. м с учетом того, что помещение подвала площадью 191,6 кв. м ошибочно учтено в составе нежилых помещений дома, фактически это помещение подвала является общим имуществом дома.
Администрация поддержала данные доводы заявителя, в суде первой инстанции подтвердила, что помещение подвала площадью 191,6 кв. м (помещения 1, 2, 22, 23 по экспликации технического паспорта) числилось в составе нежилого помещения площадью 210,4 кв. м (помещения 1, 2, 21, 22, 23 по экспликации), право собственности на которое зарегистрировано 22.04.2008 за муниципальным образованием "Город Архангельск". В дальнейшем было установлено, что помещение площадью 191,6 кв. м ошибочно включено в состав муниципального имущества, поскольку фактически это помещение является общим имуществом многоквартирного дома. В настоящее время право собственности на нежилое помещение подвала площадью 210,4 кв. м прекращено, на часть этого помещения площадью 18,8 кв. м (помещение N 21 по экспликации) зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Архангельск", а оставшиеся помещения подвала (помещения 1, 2, 22, 23 по экспликации) общей площадью 191,6 кв. м являются общим имуществом многоквартирного дома и не должны включаться в общую площадь жилых и нежилых помещений дома для целей исчисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Суд со ссылкой на положения статьи 19 ЖК РФ и Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37), обоснованно указал, что сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
При этом в соответствии с приложением 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
Следовательно, при расчете размера платы за общедомовое потребление горячей воды в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
Между тем судом установлено, что в данном случае в техническом паспорте на спорный жилой дом показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" отсутствует, тогда как инспекция, принимая оспариваемые предписания, исходила из того, что расчете размера платы за общедомовое потребление горячей воды показатель следует принимать равным 297,6 кв. м, определенный в техническом паспорте как уборочная площадь 4 лестниц дома (том 1, лист 52).
Апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения о невозможности согласиться с таким подходом ответчика, поскольку, как верно указал суд, определение общей площади по указанному параметру противоречит приведенным выше положениям статьи 36 ЖК РФ, пункту 2 Правил N 491 и разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В самом техническом паспорте указано значение площади помещений общего пользования, которое составило 309,4 кв. м (том 1, лист 64).
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество правомерно учло именно это значение при расчете платы по статье "горячее водоснабжение на общедомовые нужды".
Также апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о том, что в рассматриваемом случае заявитель правомерно учитывал значение площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме для целей исчисления платы за отопление в размере 2719,40 кв. м, а не 2911,00 кв. м, как указывает ответчик.
При этом судом установлено и обоснованно принято во внимание то, что указанное в составленном по состоянию на 13.02.2009 в техническом паспорте на жилой дом значение общей площади нежилых помещений (711,7 кв. м) завышено за счет ошибочного включения в этот показатель площади 191,6 кв. м помещений подвала, являющихся общим имуществом многоквартирного дома (эти помещения представляют собой помещения, где установлен водомерный узел, размещены кладовки для хранения личных вещей жильцов, коридор, где ранее также размещались кладовки жильцов).
Следовательно, как верно отмечено судом, в силу приведенных выше положений нормативных актов эти помещения подвала входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный вывод суда основан на доказательствах, предъявленных в материалы дела обществом и администрацией (том 4, листы 83, 105-113), содержание которых подателем жалобы документально не опровергнуто.
При этом апелляционной коллегией не принимается ссылка инспекции на факт получения от управляющей организации дома N 87 технического паспорта, составленного по состоянию на 02.08.2017, поскольку данный технический паспорт изготовлен после рассматриваемых расчетных периодов, за которые обществу вменено произвести перерасчет платы за соответствующие коммунальные услуги, и сам по себе не подтверждает доводов апеллянта применительно к спорым периодам.
Между тем в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Поскольку предписание может быть выдано только в случае установления объективно доказанных нарушений со стороны проверяемого лица, то обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В данном случае инспекцией не доказан факт излишнего начисления обществом платы за коммунальные услуги по статьям "отопление" и "горячее водоснабжение на общедомовые нужды".
В связи с этим требования заявителя удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие инспекции с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2018 года по делу N А05-8501/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.