г. Саратов |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А57-29191/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Жаткиной С.А., Волковой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Т-Бокс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2018 года по делу N А57-29191/2017 (судья Штемплер М.Г.)
по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области", г.Киров,
к обществу с ограниченной ответственностью "Т-Бокс", г.Саратов,
о возмещении вреда в размере 242 819 руб., причиненного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" с иском к ООО "Т-Бокс" о возмещении вреда в размере 242 819 руб.
Исковые требования основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по возмещению вреда, причиненного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством.
Решением суда от 09.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 19.05.2015 ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном автомобиль седельный тягач SCANIA г/н Х467 НК 64 с полуприцепом SCHMITZ г/н АН2938 64 по маршруту граница Пермского края - г. Омутнинск - г. Киров - граница Республики Коми, что подтверждается актом N 21574 от 19.05.2015.
Сумма ущерба, причиненного автомобильной дороге автомобилем SCANIA г/н Х467 НК 64 с полуприцепом SCHMITZ г/н АН2938 64, составила 242 819 руб.
26.06.2015 г. за исх. N 1224 ответчику была направлена претензия о возмещении вреда. причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, и применении санкций за пользование чужими денежными средствами. Претензия ответчиком получена, однако вред, причинённый транспортными средствами ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, не возмещен до настоящего времени.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения ответчиком, что и явилось основанием для обращения с настоящим исковым заявлением.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности иска в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу частей 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно свидетельствам о регистрации транспортных средств, собственником и владельцем автомобиля и прицепа является ООО "Т-Бокс". Сведения из ЕГРЮЛ на ООО "Т-Бокс" имеются в материалах дела.
В данной связи, ООО "Т-Бокс" является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что вред, причиненный автомобильной дороге при перевозке тяжеловесных грузов, подлежит взысканию с владельца транспортного средства, осуществлявшего такую перевозку, а не с собственника.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12, частью 9 статьи 31 Федерального Закона N 257-ФЗ установление размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значений, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил). Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п. 3). Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п.5).
Правительство Кировской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Кировской области, руководствуясь п.8 ст. 3 Закона Кировской области от 02.12.2010 г. N 581-ЗО, определяет размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановление Правительства Кировской области от 02.02.2015 N 23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" (далее Постановление) предусматривает, что КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания плат.1 в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" (далее - Постановление) с 20 апреля по 19 мая 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимые осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Во исполнение пункта 9 Постановления, подрядной организации направлено письмо N 429 от 24.03.2015 г. с требованием об установке аншлагов и дорожных знаков на период весеннего ограничения движения в 2015 г. Данные работы организацией - подрядчиком осуществлены. В подтверждение направляется копия акта о приемке выполненных работ за апрель 2015 года по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Слободской район Кировской области), согласно которому проведены работы по содержанию площадок весового контроля, установке знаков перед весенним ограничением дорожного движения транспортных средств.
Постановление Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/137 опубликовано в официальных источниках информации - на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, в газете "Кировская правда", N 26(25462). 31.03.2015 г.
Данным Постановлением КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.
Постановление устанавливает, что обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств осуществляется уполномоченным органом при применении оборудования для измерения весовых параметров транспортных средств, предназначенного для проведения контроля за соблюдением пользователями автомобильных дорог требований нормативных правовых актов г области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.
Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2015 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.
В нарушение требований данных нормативных правовых актов, при перевозке на транспортном средстве: автомобиль седельный тягач SCANIA г/н Х467 НК 64 с полуприцепом SCHMITZ г/н АН2938 64 по маршруту граница Пермского края - г. Омутнинск - г. Киров - граница Республики Коми, ответчиком было допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2015 году.
Истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования в сумме 242 819 руб., взимаемой в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
Размер вреда, указанный в акте рассчитан с учётом Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934 и Постановления Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/135.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на то, что 14.08.2015 г. в КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" было направлено письмо от ООО "Т-Бокс", зарегистрировано за вх.N 1765 от 14.08.2015 г. В данном письме ответчик просит признать недействительным акт N 21574 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 19.05.2015 г. в связи с тем, что согласно ветеринарному свидетельству 274 N 0407321, перевозимый груз является продуктами питания.
Вместе с тем, такой довод признан необоснованным судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно предъявленному ответчиком ветеринарному свидетельству 274 N 0407321, перевозимым грузом являлся комбикорм в гранулах, выработанный по ГОСТу 9268-90.
Данный ГОСТ именуется "ГОСТ 9268-90. Государственный стандарт Союза ССР. Комбикорма-концентраты для крупного рогатого скота. Технические условия" и был действителен на дату составления Акта.
Согласно пункту 6 Информационные данные раздела "Информационные данные", данный стандарт распространяется на гранулированные и рассыпные комбикорма-концентраты для выращивания и откорма крупного рогатого скота (телят, молодняка, коров и быков-производителей) в хозяйствах и животноводческих комплексах. Согласно пункту 1 раздела 1 "ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ", комбикорма данного ГОСТа предназначены для кормления крупного рогатого скота, то есть для употребления в пищу животными.
Соответственно, перевозимый груз не относится к перечню грузов и видов перевозок, введенному статьей 8 Постановления Правительства Кировской области от 17.03.2015 N29/137, на которые не распространяются введенные ограничения движения.
Ввиду изложенного, доводы ответчика не имеют правового значения, оснований для признания акта не законным не имеется.
Согласно пункту 2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения ответчика, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием для возникновения обязательства вследствие причинения вреда помимо доказанного факта противоправного действия (поведения) одного лица и наличия вреда у другого лица (потерпевшего) как следствие противоправного поведения является вина причинителя вреда.
При этом бремя доказывания факта отсутствия вины возлагается на причинителя вреда.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу части 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
По смыслу "Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог.
Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по краевым автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающие в результате осуществления систематических перевозок.
В соответствии с пунктом 5 "Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Для определения массы перевозимого груза производится взвешивание транспортного средства на поверенном весовом оборудовании. Основным доказательством служит акт весового контроля от 12 апреля 2014года, а также производимые замеры весовых параметров транспортного средства.
Согласно пункту 2 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Таким образом, на владельца транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, возложена обязанность по возмещению причиненного автомобильным дорогам вреда, рассчитанного уполномоченным органом в установленном порядке.
Материалами дела установлено, что фактическая осевая нагрузка ответчиком была превышена, что подтверждается актом N 21574 от 19.05.2015.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной правовый нормы, ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений как суду первой так и апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции. Само по себе несогласие с решением суда не является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2018 года по делу N А57-29191/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.