г. Челябинск |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А34-14439/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.04.2018 по делу N А34-14439/2017 (судья Задорина А.Ф.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее также - заявитель, УПФР в г.Кургане Курганской области (межрайонное)) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Арслан" (далее также - ответчик, ООО "Арслан") штрафных санкций в размере 1 500 рублей за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года, за отчетный период август 2016 года, за отчетный период сентябрь 2016 года.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель полагает, что исправление страхователем сведений по форме СЗВ-М с пропуском двухнедельного срока, установленного Инструкцией N 987н, является основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Кроме того, Управление считает, что первоначально представленные ООО "Арслан" сведения являлись недостоверными, в связи с чем, штрафные санкции применены к страхователю правомерно.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Арслан" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1144501006616 (л.д. 42-45). Общество состоит на учете в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане, является плательщиком страховых взносов.
Согласно материалам дела, ООО "Арслан" представлены сведения по исходной форме СЗМ-М (л.д. 21-22, 24-25, 27-28) за отчетные периоды:
- июль 2016 г. - 26.07.2016, что подтверждается извещением о доставке документа;
- август 2016 г. - 01.09.2016, что подтверждается извещением о доставке документа;
- сентябрь 2016 г. - 03.10.2016, что подтверждается извещением о доставке документа.
При проверке представленной страхователем отчётности Управлением обнаружена ошибка в написании фамилии одного застрахованного лица.
Данная ошибка отражена в протоколах проверки отчетности страхователя, которые был направлены страхователю в электронном виде (л.д. 23, 26, 29).
Для устранения обнаруженной ошибки Управлением был установлен двухнедельный срок с момента получения уведомления.
По истечении установленного двухнедельного срока, а именно 10.11.2016, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль, август, сентябрь 2016 года (л.д. 30-31, 33-34, 36-37).
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июль, август, сентябрь 2016 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период июль, август, сентябрь 2016 года, недостоверны.
По результатам проверки отчетности по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.04.2017 N 055S18170001143, N055S18170001144, 055S18170001146 (л.д. 8-10).
В актах указано, что рассмотрение материалов проверки, с учетом представленных страхователем документов состоится 26.05.2017 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 29.05.2017 в отсутствие представителя страхователя вынесены решения N 055S19170001325, N055S19170001326, N 055S19170001327 (л.д. 12-14) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде штрафа в общей сумме 1500 рублей.
Управлением выставлены требования N 055S01170131377, N 055S01170131378, N 055S01170131379 (л.д. 17-19) об уплате в срок до 10.07.2017 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Однако в установленный законом срок указанные требования не исполнены, в связи с чем, Управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Поскольку указанное требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, то Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя, пришел к выводу о том, что заявителем не доказано представление страхователем сведений с нарушением срока либо представление страхователем неполных (недостоверных) сведений, которые не позволяют вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Вывод суда первой инстанции является верным.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 и действующей рассматриваемый период, дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Согласно статье 1 Закон N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закон N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, исходные сведения за июль, август, сентябрь 2016 года были представлены ООО "Арслан" 26.07.2016, 01.09.2016, 03.10.2016, соответственно.
Вместе с тем, указанные сведения содержали ошибку в написании фамилии одного застрахованного лица, о чем заявитель уведомил страхователя.
Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётные периоды июль, август, сентябрь 2016 года представлены ООО "Арслан" 10.11.2016, то есть по истечении двухнедельного срока, установленного пунктом 34 Инструкции N 987н.
Управление полагает, что поскольку двухнедельный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, то он подлежит привлечению к ответственности по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах. Диспозиция данной нормы не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Поскольку ошибка, выразившаяся в написании лишней буквы в фамилии одного застрахованного лица в представленных сведениях (в форме СЗВ-М указано "Аруютюнян", в то время как верным написанием является "Арутюнян"), носила технический характер, то сведения на указанное лицо изначально представлены в исходной форме и лицо можно идентифицировать (указаны страховой номер и ИНН застрахованного лица), поэтому верным является вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как представления страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица.
Таким образом, исправление технической ошибки в написании отчества застрахованного лица ООО "Арслан" по истечении двухнедельного срока после получения уведомления от страховщика не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поэтому у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности.
Помимо указанного УПФР в г.Кургане Курганской области (межрайонное) допущено процессуальное нарушение.
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в актах о выявлении правонарушения от 20.04.2017 N 055S18170001143, N 055S18170001144, N 055S18170001146, заявитель указал дату и время рассмотрения акта 26.05.2017 в 10.00 часов.
Однако решения N 055S19170001325, N 055S19170001326, N 055S19170001327 по результатам рассмотрения актов вынесены 29.05.2017.
Таким образом, решения вынесены позднее даты рассмотрения материалов проверок, указанных в актах от 20.04.2017 N 055S18170001143, N 055S18170001144, N 055S18170001146, что является существенным нарушением прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта. Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.04.2018 по делу N А34-14439/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.